Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Часть первая Федерального закона Российской Федерации комментируемой "Об охране окружающей среды" статьи запрещает производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам без соблюдения обязательных разрешительных процедур. Для наиболее точного уяснения смысла положений комментируемой статьи обратимся к нормам международного права.

Оглавление

1. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия 3
2. Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов 13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача 1 21
Задача 2 24
Задача 3 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Экол.ПЕЧАТЬ.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт  социологии и права

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

 «Экологическое право»

по  теме: 
 

          Выполнила:  
     студентка группы Кп-211СД ГП

          Вартик  Е.А.

      Принял: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011 г. 
СОДЕРЖАНИЕ 

Вариант 7

 

1. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия  3

2. Правовой  режим особо охраняемых территорий  и объектов  13

      ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

      Задача 1  21

      Задача 2  24

      Задача 3  25

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  28

 

  1. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
 

Нормативная база

      Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.

        Федеральный закон Российской  Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об  охране окружающей среды" 

      Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия 

      1. Часть первая Федерального закона Российской Федерации комментируемой "Об охране окружающей среды" статьи запрещает производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам без соблюдения обязательных разрешительных процедур. Для наиболее точного уяснения смысла положений комментируемой статьи обратимся к нормам международного права.

      В соответствии с положениями Международной  Конвенции по защите растений (Рим, 1951 г.), договаривающиеся государства контролируют ввоз растений и части их, включая семена, в том числе, государства наделяются правом регламентировать порядок ввоза растений и растительных продуктов и с этой целью устанавливать ограничения или запреты на ввоз определенных растений или растительных продуктов. В случае установления таких ограничений или запретов государства должны публиковать такие сведения и сообщать об этом службам по защите растений других стран и Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО). Каждая партия груза, в соответствии с положениями Конвенции, сопровождается фитосанитарными удостоверениями, подтверждающими надлежащее фитосанитарное состояние и происхождение грузов растений.

      Соглашение  о сотрудничестве в области карантина растений, принятое государствами СНГ 13 ноября 1992 г., в целях предотвращения завоза и распространения карантинных и других особо опасных отсутствующих на территориях договаривающихся сторон вредителей, болезней растений и сорняков, устанавливает обязательные правила по карантинной проверке семян, посадочного материала, растений и растительной продукции, при импорте, экспорте и транзите через пограничные пункты. Участники Соглашения принимают единые, действующие на территории государств СНГ правила по импорту, экспорту и транзиту грузов растений. В частности, каждая партия таких грузов должна сопровождаться фитосанитарными сертификатами единой формы, в котором удостоверяется, что подкарантинный груз отвечает фитосанитарным требованиям, предъявляемым импортирующей стороной.

      Таким образом, международная политика в  сфере регулирования биологического воздействия направлена на ограничение  чужеродного вмешательства в  естественные экосистемы, приоритетного  сохранения компонентов биологического разнообразия в их естественной среде, что нашло подтверждение в положениях действующего экологического законодательства.

      Требование  по проведению государственной экологической  экспертизы принято во исполнение положений  ст. 14 Конвенции о биологическом разнообразии, закрепляющей обязательство договаривающихся государств по проведению экологической экспертизы проектов, которые могут оказывать существенное воздействие на биологическое разнообразие в целях предупреждения или сведения к минимуму таких последствий, и обеспечению участия общественности в проведении экологической экспертизы.

      Законодательством Российской Федерации государственная  экологическая экспертиза названа  обязательной мерой охраны животного  мира при принятии хозяйственных  решений, способных повлиять на объекты животного мира и среду их обитания (ст. 20 Закона о животном мире).

      Анализируя  содержание основополагающих нормативно-правовых актов в области экологической  экспертизы, охраны животного мира и охраны окружающей среды от негативного  биологического воздействия, необходимо констатировать, что производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, не является самостоятельным объектом экологической экспертизы. Такая экспертиза проводится в случае принятия нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регулирующих осуществление производства, разведения и использования растений и животных, проектов федеральных и региональных целевых программ, т.е. в отношении объектов экологической экспертизы, указанных в ст.ст. 11, 12 Закона об экологической экспертизе.

      Помимо  обязательного проведения экологической  экспертизы, часть первая комментируемой статьи содержит требование об обязательном получении разрешений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством РФ на осуществление деятельности по производству, разведению и использованию растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам.

      Данное  правило основывается на международном  принципе приоритетного сохранения компонентов биологического разнообразия в их естественной среде. В законодательстве о животном мире содержится требование о получении разрешений специально уполномоченных государственных органов РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, во-первых, на переселение объектов животного мира в новые места обитания, во-вторых, на акклиматизацию новых для фауны РФ объектов животного мира, и, в-третьих, на проведение мероприятий по гибридизации объектов животного мира.

      В действующих нормативно-правовых актах  разрешительные документы на осуществление  вышеуказанных видов деятельности, связанных с воздействием на объекты  животного мира и среду их обитания, именуются по-разному. Например, в  соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327, к полномочиям Россельхознадзора относится выдача лицензий на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. В Административном регламенте исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, а также на особо охраняемых природных территориях федерального значения разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде, утв. Приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2007 г. N 615, такие лицензии именованы разрешениями (п. 4 Административного регламента).

      По  своей правовой природе такие  разрешительные документы существенно отличаются от лицензий на осуществление отдельных видов деятельности. Во-первых, в ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. говорится о том, что отношения в сфере осуществления использования природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира, не регулируются данным федеральным законом. Во-вторых, "природоресурсные" лицензии и разрешения оформляют, по сути, обязательственные отношения между государством - собственником природных ресурсов и конкретным юридическим лицом, в которых усматривается согласование ряда условий природопользования на стадии получения разрешительной документации. Определенная трудность в сопоставлении правового положения вышеуказанных разрешительных документов состоит в том, что правовой статус "природоресурсных" лицензий четко не определен в законодательстве: в настоящее время отсутствует единый нормативный акт о видах и порядке их предоставления.

      2. Часть вторая Федерального закона Российской Федерации комментируемой "Об охране окружающей среды" комментируемой статьи посвящена вопросам защиты от негативного воздействия микроорганизмов на различных стадиях функционирования опасных производственных объектов.

      В соответствии с Законом о промышленной безопасности, под опасным производственным объектом понимаются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному федеральному закону (ст. 2). В приложение 1 обозначено пять категорий таких объектов. К первой категории относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества. Опасные вещества рассматриваемый федеральный закон определяет как воспламеняющие, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, иные, представляющие опасность для окружающей среды, вещества. Ко второй и третьей категории относятся опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, способное причинить вред жизни и здоровью человека, а также негативно повлиять на состояние окружающей среды (например, оборудование, работающее под давлением, стационарно установленные грузоподъемные механизмы). К четвертой и пятой категории относятся опасные объекты по видам и результатам выполняемых работ (на которых производится обработка черных и цветных металлов, ведутся горные работы). Все опасные производственные объекты подлежат занесению в реестр, который ведется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

      Закон о промышленной безопасности прямо  не предусматривает требований, направленных на защиту от негативного биологического воздействия при осуществлении  производственной деятельности. Тем  не менее, его положения направлены на обеспечение требований промышленной безопасности, под которыми в соответствии со ст. 3 данного законодательного акта понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в действующем законодательстве, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. К таким требованиям относятся: проведение экспертизы промышленной безопасности, декларирование промышленной безопасности особо опасных производств, лицензирование видов деятельности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, осуществление производственного контроля на таких объектах и другие требования.

      Требования  об обеспечении защиты от негативного  биологического воздействия при функционировании опасных производственных объектов являются, в основном, предметом регулирования природоохранного законодательства. Например, положения комментируемого закона содержат требования к установлению нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду (ст.ст. 21, 22).

      Одной из разновидностей нормативов качества окружающей среды являются нормативы, установленные в соответствии с  биологическими показателями состояния  окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов. ПДК микроорганизмов являются гигиеническими нормативами, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ - главой Роспотребнадзора и устанавливаются для воздушной среды.

      В отношении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе  существуют две разновидности ПДК - максимально-разовая и среднесуточная, отличие которых обусловливается лимитирующим показателем вредности вещества. Лимитирующий (определяющий) показатель вредности характеризует две направленности биологического действия вещества:

      - рефлекторное действие, т.е. реакция  со стороны рецепторов верхних дыхательных путей - ощущение запаха, раздражение слизистых оболочек, задержка дыхания и т.п. Указанные эффекты возникают при кратковременном воздействии вредных веществ, поэтому рефлекторное действие лежит в основе установления максимально-разовой ПДК (ПДК м.р.), учитывающей так называемые залповые, массивные выбросы загрязняющих веществ и характеризует разовое, одномоментное рефлекторное влияние загрязнения атмосферного воздуха на организм человека;

Информация о работе Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия