Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Часть первая Федерального закона Российской Федерации комментируемой "Об охране окружающей среды" статьи запрещает производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам без соблюдения обязательных разрешительных процедур. Для наиболее точного уяснения смысла положений комментируемой статьи обратимся к нормам международного права.

Оглавление

1. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия 3
2. Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов 13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача 1 21
Задача 2 24
Задача 3 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Экол.ПЕЧАТЬ.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

      - резорбтивное воздействие, т.е.  возможность развития общетоксических, мутагенных, канцерогенных и других эффектов, возникновение которых зависит не только от концентрации вещества в воздухе, но и длительности его вдыхания. С целью предупреждения развития резорбтивного действия устанавливается среднесуточная ПДК (ПДК с.с.), которая учитывает как пиковые, так и наименьшие концентрации атмосферных загрязнений, которые имеют место в течение суток.

      В отличие от загрязняющих веществ, ПДК  м.р. для микроорганизмов в воздухе  не устанавливаются, поскольку микроорганизмы обладают только резорбтивным воздействием на организм человека и присутствуют в атмосферном воздухе и в воздухе рабочей зоны в виде аэрозоля. Санитарное законодательство закрепляет две разновидности ПДК микроорганизмов в воздухе: ПДК с.с. в атмосферном воздухе населенных мест; ПДК с.с. в воздухе рабочей зоны. ПДК микроорганизмов в атмосферном воздухе населенных мест устанавливаются ГН 2.1.6.1763-03 "Предельно допустимые концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в атмосферном воздухе населенных мест" и действуют на всей территории Российской Федерации. Данные гигиенические нормативы распространяются на атмосферный воздух городских и сельских населенных пунктов и используются при проектировании технологических процессов, оборудования и вентиляции, для санитарной охраны атмосферного воздуха, для профилактики неблагоприятного воздействия загрязняющих атмосферный воздух микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов на здоровье населения городских и сельских населенных пунктов.

      ПДК микроорганизмов в воздухе рабочей  зоны являются гигиеническим нормативом - ГН 2.1.6.1762-03 "Предельно допустимые концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов  в воздухе рабочей зоны" для использования при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования, вентиляции, для контроля за качеством производственной среды и профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье работающих.

      Такие нормативы устанавливаются на основании комплексных токсикологических, иммунологических и бактериологических исследований и представляют собой концентрации микроорганизмов, которые при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8 часов и не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека, а также не оказывать воздействие на будущие поколения людей. Рабочей зоной, на которую распространяется действие нормативов, является пространство высотой до 2-х метров над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

      Рассмотрим  обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов. Закрепленные рассматриваемой частью комментируемой статьи обязанности корреспондируют иным статьям данного закона и положениям иных нормативно-правовых актов.

      Во-первых, ст.ст. 22 и 23, закрепляющим основы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду и предусматривающим установление нормативов выбросов и сбросов микроорганизмов в окружающую среду, исходя из нормативов допустимой нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Как и в отношении осуществления деятельности, сопряженной с выбросами и сбросами химических веществ в атмосферу и водные объекты, поступление микроорганизмов в окружающую среду в результате антропогенной деятельности является правомерным лишь при наличии разрешения, выданного компетентным органом исполнительной власти - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

      Основанием  для выдачи разрешение на выбросы  микроорганизмов в атмосферный воздух служит разработка хозяйствующим субъектом и утверждение в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов, а разрешения на сброс в водные объекты - наличие у водопользователя утвержденных нормативов предельно допустимых сбросов (НДС) или установленных лимитов на сбросы.

      Во-вторых, на реализацию положений ч. 3 направлена ст. 67 комментируемого закона, которая  регулирует порядок осуществления  производственного экологического контроля и ст. 11 Закона о промышленной безопасности, закрепляющая обязанность эксплуатирующей организации организовывать и осуществлять производственный контроль за требованиями промышленной безопасности.

      В-третьих, существует целый комплекс нормативно-технических  документов, регламентирующих правила безопасности в биологической промышленности. Например, утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 7 июля 1999 г. Правила безопасности, производственной санитарии, охранно-карантинного и ветеринарно-санитарного режимов на предприятиях биологической промышленности, определяют порядок работы с микроорганизмами и ядами биологического происхождения, а также их учета, хранения и обращения. Данный документ был разработан на основе Санитарных правил: СП 1.2.011-94 "Эпидемиология. Безопасность работы с микроорганизмами I и II групп патогенногсти" и СП 1.2.036-95 "Эпидемиология. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности".

      В-четвертых, имеются требования к содержанию микроорганизмов в пищевых продуктах. Например, СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" и принятые к нему дополнения содержат требования об обязательном указании на упаковке пищевых продуктов сведений о том, что продукт был получен с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов. В соответствии с п. 4.1. данных санитарных правил и норм, новые пищевые продукты, полученные из ГМО растительного происхождения, подлежат обязательной государственной регистрации, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

  1. Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов
 

     Основными законодательными и иными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использования природных ресурсов на указанных территориях, являются:

  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в действующей редакции) «Об охране окружающей среды» (гл. IX);
  • Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в действующей редакции) «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • Земельный кодекс РФ (ст. ст. 95, 96);
  • Лесной кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (в действующей редакции) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1155 «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»;
  • Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1991 г. № 48 (с изменениями от 21 августа 1992 г., 27 декабря 1994 г., 23 апреля 1996 г.);
  • Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769;
  • Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 (в действующей редакции);
  • Уголовный кодекс РФ (ст. 262);
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 8.39);
  • многочисленные нормы субъектов РФ, устанавливающие юридическую ответственность за правонарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

     Законодательство  РФ об особо охраняемых природных  территориях основывается на соответствующих  положениях Конституции РФ и закреплено Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» , принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

     Особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

     Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р) рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной экологической политики.

     С учетом особенностей режима охраняемых природных территорий и статуса  находящихся на них природоохранных  учреждений различаются следующие виды этих территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

     Особо охраняемые природные территории могут  иметь федеральное, региональное или местное значение, в зависимости от чего определяется их принадлежность и устанавливаются формы и виды собственности на них.

     К числу особо охраняемых природных  территорий, которые имеют федеральное  значение и находятся только в  федеральной собственности, относятся государственные природные заповедники и национальные парки.

     Территории  государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и  ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных  местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение, то есть являются государственной собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Природные парки принадлежат к территориям регионального значения, то есть являются собственностью субъектов РФ.

     Территориями  местного значения, находящимися в  муниципальной собственности, могут  объявляться лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

     В целях оценки состояния природно-заповедного  фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых территорий, повышения эффективности государственного контроля за за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержатся сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

     По  данным государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения, на 31 декабря 2007 г. общее количество особо охраняемых природных территорий федерального значения равнялось 272, их общая площадь с морской акваторией составляла 55,5 млн га. Площадь суши с внутренними пресноводными водоемами — 46,1 млн га, что составляет 2,72% территории Российской Федерации, площадь особо охраняемой морской акватории — 9,4 млн га.

     Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

     Применительно к каждому из перечисленных видов  особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим  охраны.

     Так, на территории государственного природного заповедника устанавливается абсолютно-заповедный режим, исключающий хозяйственную и рекреационную деятельность и любое вмешательство, несовместимое с целями и задачами данного природного комплекса. В государственных природных заказниках действует относительно-заповедный режим, который допускает ограниченную хозяйственно-рекреационную деятельность. Для национальных и природных парков характерен смешанный (дифференцированный) режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. На территориях национальных парков могут быть выделены рекреационные зоны, предназначенные для отдыха и организации массовых спортивных и зрелищных мероприятий.

     В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа также с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

Информация о работе Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия