Лекции по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:45, курс лекций

Краткое описание

Экология – наука о местообитании. Данный термин был введен немецким ученым Геккелем в 1866 г. Данный термин применялся в рамках биологии. В связи обострений отношений между человеком и природой данный термин перешел в науку.
Экология – наука о взаимодействии живых существ с окружающей средой. Экология – наука о нашем общем единственном доме, Земле.

Файлы: 1 файл

Экологическое право1.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

Понятие, предмет, система.

Экология – наука о местообитании. Данный термин был введен немецким ученым Геккелем в 1866 г. Данный термин применялся в рамках биологии. В  связи обострений отношений между  человеком и природой данный термин перешел в науку.

Экология – наука о взаимодействии живых существ с окружающей средой. Экология – наука о нашем общем  единственном доме, Земле.

Нужно отличать понятие экологии как  науки от экологического права. Экологическое право рассматривается в 2х аспектах: 1. это отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм и правоотношений складывающихся по поводу соблюдения экологических требований, нормативов и стандартов в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды; 2. это взятые во взаимодействии природоресурсные и природоохранительное право.

Природоресурсное право - это система юридических норм регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей прав и законных интересов различных природопользователей. Для данного права характерны природоресурсные отношения.

Природоохранительное право представляет собой систему юр норм регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству, изучению и ее оздоровлению. Природоохранные отношения.

Формы взаимодействия общества и природы:

Статья 9 К РФ закрепляет 2е формы взаимодействия общества и природы: 1. экономическая – потребление природных ресурсов; 2. экологическая – охрана окружающей среды.

Предметом экологического права выступают  комплексные общественные отношения складывающиеся по поводу использования и охраны природных объектов как средств производства и пространственной среды жизнедеятельности человека.

Группы отношений составляющих предмет экологического права:

1. возникающие в связи с воздействием  человека на состояние окружающей  среды в различных сферах деятельности (транспорт, промышленность и  т.д.);

2. возникающие по поводу охраны  отдельных видов природных ресурсов (земельные ресурсы, лесные, водные  и т. д.);

3. комплексные, подразумевают особо охраняемые территории либо о зонах экологического бедствия и ЧС.

Метод ЭП – выступает совокупность закрепленных в юридических нормах способов воздействия на поведение  людей, участвующих в общественных отношения, регулируемых правом.

Методы:

1. императивный; 2. диспозитивный; 3. экологизация (данный термин был предложен С.А.Боголюбовым, проявление общеэкологического подхода ко всем явлениям общественной жизни, включение проблемы охраны природы во все сферы общественных отношений).

Система ЭП

 – научно- обоснованная совокупность  взаимозависимых эколого- правовых институтов расположенных в связи с их значимостью, ролью, содержанием, обусловленная характером регулируемых общественных отношений.

- совокупность его институтов, расположенных в определенной  последовательности в соответствии  с современными экологическими  закономерностями.

Система включает 3и части: общая (предмет, источники, объекты, управление, ответственность  и др.), особенная (требования в процессе осуществления промышленной, сельскохозяйственной и иной деятельности; охрана окружающей среды в городских и сельских поселениях; правовой статус зон экологического бедствия, особо охраняемых природных  территорий), специальная (право окружающей среды в зарубежных государствах; международное право окружающей среды).

Источники экологического права.

Источники ЭП

 – это официальная форма  выражения и закрепления норм  экологического права.

- это нормативно правовые акты  принятые полномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Черты:

  1. Нормы устанавливаются на 2х уровнях – РФ и субъектов (ст. 72 К РФ);
  2. Экологизация нормативно правовых актов;
  3. Преобладают подзаконные (ведомственные) акты;
  4. Велика роль международно – правовых актов.

Классификация источников: 1. по юридической  силе; 2. по предмету регулирования; 3. иные.

Конституция РФ;

ФЗ «Об охране окружающей среды».

Он является комплексным головным законодательным актом для прямого  действия.  Предмет регулирования  – природоохранительные отношениявключающие выполнение следующих задач:

-сохранение окружающей среды;

-предупреждение вредного влияния  хозяйственной деятельности на  природу и здоровье человека;

-оздоровление и улучшение качества  окружающей среды.

Центральная тема- человек, охрана его  жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек  рассматривается как субъект  воздействия на окружающую среду  и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами  и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

Генеральная линия данного закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов  человека, общества и государства  в целях обеспечения устойчивого  развития и благоприятной окружающей среды под приоритетом охраны здоровья человека. Статья 1 содержит ряд  определений.

Раньше такого не было и появилось  только в 2002 году.

Данный закон – кодифицированный источник, он содержит множество норм:

- права граждан на здоровую  и лагоприятную среду;

-экономические механизмы охраны окружающей среды;

-институт нормирования качества  окружающей среды;

-экологические экспертизы;

-экологические требования при  проектировании, строительстве, реконструкции,  вводе в эксплуатацию предприятий,  сооружений, иных объектов.;

-Чрезвычайных кологических ситуаций;

-Особо охраняемых территорий  и объектов;

Здесь есть как административно-правовой, так и гражданско-правовой методы

Экологическая доктрина РФ

утверждена распоряжением Правительства  РФ от 31 августа 2002 года, является источником экологического права.

Доктрина – нормативный акт  ненормативного характера. Это –  совокупность принципов, теорий, научных  подходов и т.д.

Она определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФединой государственной политики в области  экологии на долгосрочный период, т.е. срок его реализации не установлен.

Цели экологической политики: сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих  функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, демографической  ситуации и обеспечение экологической  безопасности страны. Помимо целей  в доктрине закреплены направления  экологической политики государства:

1)обеспечение устойчивого природопользования;

2)снижение загрязнения окружающей  среды и ресурсосбережение;

3)сохранение и восстановление  природной зоны.

Задачи:

1)сохранить и восстановить природные  системы, их биологическое разнообразие  и способность к саморегуляции;

2)обеспечить устойчивое природопользование  и равный доступ к природным  ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

3)добиться благоприятного состояния  окружающей среды как необходимого  условия достойного качества  жизни и здоровья населения.

Главный принцип – устойчивое развитие, предусматривает равное внимание  к экономической, социальной и экологической  составляющим, и признание невозможности  развития человеческого общества при  деградации природы.

Климатическая доктрина РФ

Она определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФединой государственной политики в отношении  изменения климата.

Целью политики является  обеспечение  безопасного и устойчивого развития РФ:

Принципы политики:

-глобальный характер интересов  РФ в отношении изменений климата  и  их последствий;

-приоритет национальных интересов   в разработке и реализации  государственной политики в области  климата;

-ясность и информационная открытость  политики;

-признание необходимости действий  как внутри страны, так и в  рамках международного партнерства;

-всевозможность учета возможных потерь;

-предосторожность при планировании  и реализации мер по обеспечению  защищенности человека, экономики  и государства от неблагоприятных  последствий изменений климата.

Задачи:

-укрепление и развитие информационной  и научной основы политики  в области климата;

-разработка и реализация долгосрочных  мер по адаптации к изменениям  климата;

-разработка и реализация мер  по смягчению антропогенного  воздействия на климат;

-участие в инициативах международного  сообщества в решении вопросов, связанных с изменением климата.

Основные направления политики:

-развитие нормативной базы;

-развитие экономики;

-развитие науки;

-кадровое обеспечение;

-информационное обеспечение разработки  и реализации мер по адаптации  и смягчению антропогенного воздействия  на климат;

-международное сотрудничество.

Экологическое законодательство

Это совокупность специальных нормативных  актов, регулирующих отношения в  сфере использования и охраны окружающей среды.

-природоресурсное;

-природоохранительное.

Управление в сфере  охраны окружающей среды

Понятие и  виды управления в сфере охраны окружающей среды

это совокупность принимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на исполнение требований законодательства об окружающей среде.  Иначе говоря- это организационный механизм охраны окружающей среды.

Данная деятельность складывается из различных полномочий:

-полномочия органов государственной  власти;

-полномочия органов государственной  власти субъектов РФ;

-полномочия ОМСУ

Управляющие субъекты: РФ, субъекты, МО, специально уполномоченные органы государственной  власти, ЮЛ.

Виды управления в сфере охраны:

-государственное;

-ведомственное;

-производственное;;

-общественное.

Система органов экологического управления

Они делятся по объему и характеру  компетенции:

-органы общей компетенции (Президент,  правительство, ОМС) – осуществляют  свою деятельность наряду с  решением других задач, отнесенных  к ведению;

-органы управления специальной  компетенции.

Структура федеральных органов  исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от  21 мая 2012 г. №636

  • Министерство природных ресурсов и экологии;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство сельского хозяйства;
  • Министерство промышленности и торговли;
  • Министерство по делам ГО И ЧЧ и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Содержание  управления в сфере охраны

    • Государственный экологический надзор
    • Производственный и общественный контроль
    • Экологическая экспертиза
    • Нормирование
    • Лимитирование
    • Экологический мониторинг
    • Экологический аудит
    • Экологическое страхование
    • Экологическая сертификация
    • Другие

Глава 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Государственный экологический контроль

Права должностных лиц и органов  гос надзора

 Производственный экологический  контроль

Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны ос, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны ос.

Государственный экологический  надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды ,посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и  (или) устранению последствий нарушений. =

Государственный экологический  надзор– деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозированию состояния их соблюдения при осуществлении субъектами своей деятельности.

На уровне государства – надзор, на уровне производства и общества – контроль.

Структура закреплена в ст. 65 закона

Государственный надзор осуществляется ФОИВ и ОИВ Субъ.

Объекты федерального экологического надзора  закреплены в ПП РФ от 31.03.2009 № 285.

Контроль и надзор осуществляется органами росприроднадзора

Производственный экологический  контроль- комплекс работ, осуществляемый производственными должностными лицами, связанный с проверкой выполнения конкретным природопользователем требований природоохранного законодательства в процессе производственной деятельности.

Информация о работе Лекции по "Экологическому праву"