Государственный экологический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:45, реферат

Краткое описание

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Оглавление

Понятие, виды и задачи экологического контроля
Государственный экологический контроль
Ведомственный и производственный экологический контроль
Муниципальный и общественный экологический контроль
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.18 Кб (Скачать)

    В случае если при проведении контроля будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу  потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о  способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления  производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

    При этом орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд  с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых  выявлены нарушения обязательных требований.

    Федеральным законом "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлены конкретные обязанности должностных лиц  органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий  по контролю (ст. 11). В частности, они  обязаны:

    - своевременно и в полной мере  исполнять предоставленные в  соответствии с законодательством  РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений  обязательных требований;

    - соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей;

    - посещать объекты (территории  и помещения) юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  в целях проведения мероприятия  по контролю только во время  исполнения служебных обязанностей  при предъявлении служебного  удостоверения и распоряжения  органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

    - не препятствовать представителям  юридического лица или индивидуального  предпринимателя присутствовать  при проведении контроля, давать  разъяснения по вопросам, относящимся  к предмету проверки;

    - предоставлять должностным лицам  юридического лица или индивидуальным  предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении  контроля, относящуюся к предмету  проверки необходимую информацию;

    - знакомить должностных лиц юридического  лица или индивидуального предпринимателя  либо их представителей с результатами  контроля;

    - при определении мер, принимаемых  по фактам выявленных нарушений,  учитывать соответствие указанных  мер тяжести нарушений, их потенциальной  опасности для жизни, здоровья  людей, окружающей среды и имущества,  а также не допускать необоснованные  ограничения прав и законных  интересов граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Некоторые из этих обязанностей предусмотрены  также в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

    Реализация  названных положений позволяет  органам государственного экологического контроля с необходимой степенью эффективности осуществлять данную функцию государственного управления. 

3. Ведомственный и  производственный  экологический контроль 

    Сущность  ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними прежде всего в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

    На  вопрос о том, осуществляется ли ведомственный  контроль только государственными органами, либо он может проводиться также  негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

    Содержание  ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом  и подведомственными объектами  и в) конкретными правами и  обязанностями подразделений и  лиц, осуществляющих ведомственный  контроль.

    Сферой  производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

    Содержание  производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют. С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67).

    Главной задачей производственного экологического контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий  на природу, установленных предприятию; в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

    Меры  по пресечению выявляемых нарушений  правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного  контроля принимаются уполномоченными  должностными лицами. На предприятии  это, как правило, руководитель.

    Эффективность ведомственного и производственного  экологического контроля во многом зависит  от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое  взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические  службы считают своей задачей  защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

    Сотрудничество  органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля - важный резерв повышения  эффективности природоохранной  деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в  силу правового статуса зависит  от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при  этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания. 

4. Муниципальный и  общественный экологический  контроль 

    Важность  организации и осуществления  муниципального экологического контроля обусловлена тем обстоятельством, что источники вредных воздействий  на состояние окружающей стороны  расположены на территориях муниципальных  образований и многие экологические  проблемы носят прежде всего локальный характер.

    Требования  о муниципальном экологическом  контроле предусмотрены в экологическом  законодательстве, законодательстве о  местном самоуправлении и в иных актах.

    Общие требования о муниципальном экологическом  контроле предусмотрены Федеральным  законом "Об охране окружающей среды" (ст. 68). Закон устанавливает, что  муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования  осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Осуществляется такой контроль в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Полномочия  по обеспечению муниципального экологического контроля установлены Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, важные задачи по охране окружающей среды могут  быть решены посредством контроля за использованием земель на территории муниципального образования. В соответствии с Земельным кодексом РФ органы местного самоуправления играют активную роль на стадии согласования отвода земельного участка под строительство.

    Во  взаимодействии с территориальными подразделениями государственных  органов, осуществляющих контроль за охраной  и использованием земель, органы местного самоуправления не допускают самовольного занятия земельных участков; следят за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принимают меры к устранению нарушений  земельного законодательства; обеспечивают выполнение экологических требований при отводе земель; контролируют соблюдение таких требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов.

    В соответствии с Законом РФ "О  недрах" в компетенцию органов  местного самоуправления входит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 5).

    Для реализации полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов, в том числе  по осуществлению муниципального экологического контроля, в последнее время в  структуре этих органов создаются  отделы по охране окружающей среды, вводится должность заместителя главы администрации по вопросам экологии и санитарии.

    Решения органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми  расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также  органами местного самоуправления и  гражданами. Такие могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными  по решению суда. Неисполнение или  ненадлежащее исполнение решений органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

    С учетом того, что человек, его права  и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации экологической  функции государством, в российском экологическом праве остро стоит  проблема разработки и осуществления  современной концепции общественного  экологического контроля.

    В формируемом правовом механизме  взаимодействия общества и природы  имеется существенный сдвиг в  направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать  в рамках права в обеспечении  выполнения или контроле за выполнением  экологических требований в предпринимательской  и управленческой сферах на стадиях  подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

Информация о работе Государственный экологический контроль