Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:45, реферат
Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.
Понятие, виды и задачи экологического контроля
Государственный экологический контроль
Ведомственный и производственный экологический контроль
Муниципальный и общественный экологический контроль
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
Детальное регулирование такого контроля осуществляется Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833; Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293; Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г.; Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801; Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.; другими актами.
Важные
положения, касающиеся организации
и проведения мероприятий по контролю,
предусмотрены Федеральным
Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере, включая:
-
Федеральную службу по
- Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
-
Федеральную службу по
-
Министерство природных
-
иные министерства и ведомства
РФ (Министерство внутренних дел
РФ, Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав
Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).
Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.
Важнейшим
условием решения задач, возложенных
на органы государственного экологического
контроля, служит наличие достаточного
объема правомочий государственных
инспекторов по охране природы и
использованию природных
-
посещать в целях проверки
организации, объекты
-
проверять соблюдение
-
проверять соблюдение
-
проверять выполнение
-
предъявлять требования и
-
привлекать к административной
ответственности лиц,
-
осуществлять иные
Некоторые
существенные полномочия государственных
инспекторов по охране природы законодательством
установлены применительно к
иным сферам. Так, согласно Федеральному
закону "Об охране атмосферного воздуха"
они вправе аннулировать разрешения
на выбросы вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух и на вредные
физические воздействия на него или
приостанавливать действие таких разрешений
на определенный срок, если условия
таких разрешений не соблюдаются; давать
предписания, обязательные для физических
и юридических лиц, об ограничении,
о приостановлении или о
Приведенный
перечень прав убеждает в том, что
государственные инспекторы по охране
природы и использованию
Для
обеспечения защиты законных интересов
субъектов экологического права
Федеральным законом "О защите
прав юридических лиц и
Контроль может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе). Его продолжительность не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, определенных Законом, срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Контроль за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных экологических требований должен быть плановым. При этом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Одновременно
Закон предусматривает
Внеплановый контроль проводится также в случаях:
-
получения информации от
-
возникновения угрозы здоровью
и жизни граждан, загрязнения
окружающей среды, повреждения
имущества, в том числе в
отношении однородных товаров
(работ, услуг) других
-
обращения граждан,
При этом решение органа государственного контроля (надзора) о проведении внепланового контроля должно быть мотивированным.
Экологическим
законодательством установлены
некоторые особенности
Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлен ряд ограничений при проведении контроля (ст. 8). Так, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
-
проверять выполнение
-
осуществлять плановые
-
требовать представление
-
требовать образцы (пробы)
-
распространять информацию, составляющую
охраняемую законом тайну и
полученную в результате
-
превышать установленные сроки
проведения мероприятий по
Законом предусмотрены требования по оформлению результатов проведения контроля. По результатам проведения контроля должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы. Акт составляется в двух экземплярах. Помимо таких данных, как дата, время и место составления акта; наименования органа государственного контроля (надзора); фамилии и должности лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; даты проведения контроля, в нем указываются: сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами контроля.
Один
экземпляр акта с копиями приложений
вручается руководителю юридического
лица или его заместителю и
индивидуальному
В
случае выявления в результате мероприятия
по контролю административного
При
выявлении в результате проведения
мероприятия по контролю нарушений
юридическим лицом или