Государственный экологический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:45, реферат

Краткое описание

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Оглавление

Понятие, виды и задачи экологического контроля
Государственный экологический контроль
Ведомственный и производственный экологический контроль
Муниципальный и общественный экологический контроль
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.18 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Липецкий государственный технический университет» 
 

Экономический факультет

Кафедра экономики 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Экономика защиты окружающей среды»

на тему: "Государственный экологический контроль» 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ: студентка гр. ЭМ-08

    Никитина  Г.С. 

    ПРОВЕРИЛ:

    асс.  Барсукова К.В.. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Липецк 2011г.

Содержание:

  1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
  2. Государственный экологический контроль
  3. Ведомственный и производственный экологический контроль
  4. Муниципальный и общественный экологический контроль  
    1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
 

    Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов  экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто  меры юридической ответственности  за экологические правонарушения применяются  в процессе экологического контроля или по его результатам.

    Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении  иных правовых мер обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений  деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому  из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

    Российское  административное право выделяет два  вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

    Экологический контроль как правовая мера выполняет  ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.

    Роль  предупредительной функции заключается  в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических  требований, самостоятельно проявляют  активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция  связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и  лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется  в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных  законодательством санкций.

    В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный. Критериями такой классификации  служит субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля. 

2. Государственный  экологический контроль 

    Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

    Существенной  особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется  от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции  государства, государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный  экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс  исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления  экологической функции государства  может использовать не только собственные  полномочия государственно-властного  характера, но и прибегать к поддержке  правоохранительных органов - прокуратуры  и суда. Основными мерами административного  принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление  или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф  и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении  к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного  воздействия).

    Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.

    Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

    Соответственно  подразделению органов государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный.

    Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

    Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них:

    - открытость и доступность для  юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей и иных субъектов  нормативных правовых актов, устанавливающих  обязательные экологические требования, выполнение которых проверяется  при проведении государственного  контроля (надзора);

    - законность. Принцип законности  проявляется в том, что такой  контроль могут проводить лишь  уполномоченные органы в пределах  компетенции и полномочий, определяемых  нормативными правовыми актами;

    - периодичность и оперативность  проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и  максимально быстрое проведение  его в течение установленного  срока;

    - объективность. Объективность государственного  экологического контроля основывается  на достоверных и полных данных  о деятельности контролируемого  объекта;

    - разделение хозяйственных и контрольных  функций. Принцип разделения хозяйственных  и контрольных функций характерен  лишь для специально уполномоченных  органов государственного экологического  контроля. Носивший ранее в основном  доктринальный характер, в настоящее  время он закреплен в ст. 65 Федерального  закона "Об охране окружающей  среды". Его суть заключается  в том, что функция проведения  специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы;

    - возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц  органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения  мероприятий по контролю, установленный  законодательством.

    Правовые  основы организации и осуществления  государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных  подзаконных актов. К основным актам относятся Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. ст. 64 - 66), Земельный кодекс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 36), Лесной кодекс РФ (ст. 96), Закон РФ "О недрах" (ст. 37), Федеральный закон "О животном мире" (ст. 16), Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 24). В соответствии с названными Законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ресурсов.

    Государственный контроль в сфере взаимодействия общества и природы регулируется также законом общего характера - Федеральным законом от 8 августа  2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Хотя этот Закон, судя по названию, регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), он предусматривает ряд существенных положений по организации и проведению контроля, важных для эффективной реализации этой важнейшей функции государственного управления.

    Как предусматривает ст. 1, данный Федеральный  закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых  не требуется взаимодействие органов  государственного контроля (надзора) с  юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе. В контексте Закона мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. Очевидно, во-первых, то, что применительно к государственному экологическому контролю взаимодействие с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями необходимо и полезно для обеих сторон, во-вторых, - на названных субъектов как природопользователей возложен большой ряд обязательных экологических требований. 

2.1. Государственный  общий экологический  контроль 

    Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

    Полномочия  Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного - через подразделения его администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб.

    Президентский контроль реализуется через Контрольное  управление Президента РФ и его территориальные  подразделения (окружные инспекции), полномочных  представителей Президента РФ в субъектах  Федерации.

    Государственный общий экологический контроль осуществляют также органы исполнительной власти общей компетенции - Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации. Экологический контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

    Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности в организациях. 

2.2. Государственный  специальный экологический  контроль 

    Государственный специальный экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Информация о работе Государственный экологический контроль