Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:26, реферат
Целью курсового проекта является изучение зарубежного опыта управления многонациональными командами. В данном проекте проводится анализ культурной среды, рассматриваются проблемы работы и управления многонациональными командами и пути их решения.
Введение 3
1. Культурный анализ среды 4
1.1 Понятие и формирование национальной культуры 4
1.2 Роль культурного фактора в менеджменте многонациональной команды 5
1.3 Кросс культурные коммуникации 6
1.4 Коммуникативные барьеры в многонациональной команде 9
2. Проблемы работы многонациональных команд 15
2.1 Особенности многонациональных команд 15
2.2 Составляющие эффективной работы 17
2.3 Межкультурное общение как один из способов объединения многонациональной команды 18
3 Управление многонациональной командой 20
3.1 Проблемы управления многонациональной командой 20
3.2 Роль корпоративной культуры в управлении многонациональными командами 21
3.3 Управление многоконфессиональной командой 25
4 Роль корпоративной культуры в управлении многонациональными командами на примере ИКЕА 27
Заключение 31
Список литературы 32
Важная сфера культуры корпорации связана с культурными различиями между странами. Голландский исследователь Геерт Хофштеде классифицировал культурные аспекты организации или стран на основе четырех характеристик:
1. Длина иерархической лестницы (power distance, PD) определяет степень, в которой культура поощряет использование руководителем своей власти. В культурах, где значения PD высоки (Аргентина или Испания), неравенство принимается как должное и от руководства ожидают проявления власти. В культурах, имеющих низкие значения PD (Канада, Австралия), отношения между людьми на различных уровнях иерархии более тесные.
2. Избегание неопределенности (uncertainty avoidance, UA). Эта характеристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Япония, Иран и Турция являются тремя из нескольких стран, имеющих высокие значения UA. В то же время люди в культурах с низкими значениями UA (Гонконг и Тайвань) не испытывают стресса от неопределенных ситуаций.
3. Индивидуализм-коллективизм (individualism-collectivism, IC). Тенденция проявлять заботу о себе или ближайших родственниках против тенденции принадлежности к группе и совместной работы в коллективе. Высокое значения IC имеют США, Британия. Низкие значения, соответствующие коллективизму, — Филиппины, Сингапур.
4. Маскулинизм-феминизм (masculinity-femininity, MF). Характеристика определяет степень доминирования «мужской» культуры (с ориентацией на достижение материального успеха) или «женской» культуры, которая предполагает способность восприятия малого, слабого и медлительного. В типично «мужских» культурах (Италия, ЮАР) главное внимание сосредоточено на деньгах, материальном положении или амбициях (чем больше, тем лучше). В противоположность этому в «женских» культурах (Голландия, скандинавские страны) особое значение придается окружающей среде, качеству жизни и т. д. Существует большая гибкость половых ролей и равенство полов.
Инструменты сглаживания национальных различий и формирования и развития корпоративной культуры включают как обычные для крупных компаний формы и средства (обряды, церемонии, ритуалы, мифы, легенды, рассказы и т. д.), так и специфические инструменты, характерные для международного бизнеса:
1.
Универсальная знаково-
2. Система коммуникации («официальный» язык корпорации, разговорные языки, жаргоны, система неформального общения).
3.
Постоянная ротация
В
многонациональной компании создание
в действительности позитивной корпоративной
культуры, обеспечивающей эффективный
контроль (способствующий реализации
целей организации), является постоянным,
а не дискретным процессом. Многие компании
используют следующую модель практических
действий для реализации «культурной
синергии»:
Рис. 1. Модель создания позитивной корпоративной культуры
Многие
компании в реальности осознавая
необходимость дальнейшей интернационализации
и становясь поистине транснациональными
в своих стратегиях, то есть, усиливая
свою “чувствительность” к локальным
рынкам, на которых они оперируют, предпринимают
следующее: делают совет директоров более
интернациональным; организуют международные
встречи, где люди обмениваются информацией
(технической, функциональной, по проектам);
формируют многонациональные команды
для решения общих задач, увеличивают
количество иностранцев в штаб-квартире;
устраивают международную ротацию персонала;
пытаются распространять лучший опыт.
Уже из всего этого мы видим, какое значение
придается в МНК созданию интернациональной
корпоративной культуры. Однако, в большинстве
случаев не удается избежать доминирования
одной культуры над другой, что осознается
менеджерами компаний и исследователями
как определенный недостаток. Но все больше
и больше компаний идут по пути поиска
в создании по-настоящему глобальных или
транснациональных корпоративных культур.
Вопросы религиозной принадлежности сотрудников сегодня все чаще становятся актуальными в условиях глобализации и работы в мультинациональных коллективах. Многоконфессиональный бизнес диктует свои правила. Незнание их подчас приводит к серьезным проблемам для компаний. Нередко эти проблемы «стоят» для владельцев бизнесов ущерба, оцененного в миллионы.
Вряд ли можно сегодня найти хоть одну крупную компанию в большом мегаполисе, коллектив которой состоит из работников, исповедующих одну веру. Многонациональные коллективы предполагают различие в религиях, несущих с собой иные ценности, традиции, порядки. Управлять сотрудниками разных верований — сложная задача для любого руководителя. Так, внимательное отношение и лояльность к подчиненным иных религиозных течений среди американских и западноевропейских бизнесменов уже стало признаком хорошего тона.
Все
больше руководителей компаний из Европы
отпускают сотрудников-
Очевидно, что такая политика современных организаций если и не устранит все непонимания, связанные с различиями в религиях, то значительно снизит их число и создаст прочную базу для культурной гармонии во всем коллективе. В последние годы и в российских фирмах все чаще стали делать акцент на политкорректном отношении к подчиненным иной веры. Подобную позицию демонстрирует, к примеру, Артемий Лебедев. В «Основном законе (конституции)» его Студии записано: «Студия Лебедева — светское предприятие. Никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или обязательной. …Запрещается любая деятельность, направленная на насильственное нарушение целостности Студии Лебедева, …разжигание расовой, национальной и религиозной розни».
Однако
в желании руководителей некоторых компаний
демонстрировать лояльное отношение к
«иноверцам», их политкорректность нередко
доходит до нелепых случаев. Интересная
история была связана с известной авиакомпанией
«British Airlines», где сотруднице, работающей
на регистрации пассажиров, руководство
категорически запретило носить нательный
крест. [5]
В «Икеа» сотрудники говорят о себе «мы», потому что это собирательное местоимение. Единственное «я» в компании — ее основатель Ингвар. Кампрад, который приобрел нечто вроде статуса отца. Каждый год сотрудники получают от него рождественские подарки, которые раньше представляли собой набор полотенец от «Икеа» или велосипед. В начале 90-х годов все они получили по магнитофону с записью интервью Кампрада шведскому радио.
В шведском языке есть слово «odmjukhet», обозначающее смирение, скромность и уважение к другим людям — еще одно важное качество для «Икеа».
Во Франции принято обращаться друг к другу на «ты», включая старшее руководство. В Германии — такое же правило. Во всем мире сотрудникам советуют называть друг друга просто по имени.
Каждый год «Икеа» организует «антибюрократические недели», во время которых менеджеры работают на складах и экспозициях, чтобы получить лучшее представление о работе своих подчиненных. Для шведского бизнеса характерна меньшая роль иерархии и большая роль равноправного партнерства. Руководители должны заслужить доверие и уважение; подчиненные имеют полное право ставить под сомнение их качества. Достижение согласия — также один из «принципов «Икеа».
Для увековечивания своей сильной внутренней культуры «Икеа» на протяжении многих лет сочиняет свои собственные истории и рассказы. В них говорится об экономности Ингвара Кампрада, о сражениях «Икеа» с конкурентами в первые годы ее существования, об Эльмхульте, о шведской скромности и о том, как викинги покоряли мир и как «Икеа» делает то же самое.
По мере роста «Икеа» пришлось перейти к более формальному подходу к поддержанию своей культуры в организации. В 1976 году Кампрад перечислил свои основополагающие принципы в «Завете торговца мебелью», который теперь выдается всем служащим.
Сегодня в Эльмхульте существует особая школа «Икеа» под названием «Almhultdagarna» («Эльмхульт-дагарна»), в которой только что поступившие на работу в «Икеа» сотрудники постигают «начала доктрины». Они рассматривают фотографии маленького Ингвара Кампрада на фоне смоландских пейзажей и видеозаписи о странностях шведов. Затем спускаются в подвал местной гостиницы, чтобы побродить между музейными экспонатами «Икеа» в трех комнатах.[6]
В «Идентичности через границы» Мириам Саль-зер приводит интервью с Бенгтом, шведским управляющим в канадской «Икеа», где он работал начиная с 1980 года. Оказывается, Кампрад нанял Бенгта в качестве помощника агента по закупкам еще в начале 70-х годов. Бенгт говорит: «Конечно, есть центральные решения, на которые мы повлиять не можем. Ассортимент продукции, ресторан, общая политика... Но я никогда не ощущал контроль сверху. У нас необычайная свобода. «Икеа» не та компания, которая дает вам четкую инструкцию и говорит «делай это именно так!». Это бы и не сработало. Для нас «Икеа» — это, прежде всего, канадская «Икеа». Единственное, что нас всех объединяет, — это наша концепция и наша культура».
Для сотрудников «Икеа» шведский язык не теряет своей значимости, особенно по мере роста популярности в международном масштабе. В магазинах по всему миру часто отмечаются шведские праздники. День середины лета — большой праздник в самой Швеции. В этот день ставят украшенный цветами шест, поют, едят «сморгасборд» (шведский деликатес) и пьют много водки и пива.
Некоторые зарубежные управляющие «Икеа» считают, что нешведам трудно сделать достойную карьеру в организации. Один сотрудник, которого спросили о дальнейших планах, ответил: «К сожалению, я родился не в той стране. Я достиг пика развития». Другой признался, что хотя необязательно быть шведом, но быть им — очень помогает.
Иностранных управляющих поощряют изучать шведский язык, потому что для продвижения в компании это почти обязательно. Прежний президент «Икеа» Андерс Моберг однажды сказал: «Я бы посоветовал любому иностранному управляющему, который действительно хочет добиться высокого положения в этой компании, выучить шведский. Тогда он получит совершенно иное представление о нашей культуре, нашем образе мыслей, наших ценностях. Мы стараемся, чтобы у нашего иностранного персонала было как можно больше контактов со шведами, например, отправляем их в Швецию на выходные».
Но чем больше становится организация, тем труднее придерживаться в ней прежней культуры. Особенно это видно, когда шведская компания выходит на международный уровень. Хотя большинство старшего руководящего звена до сих пор мужчины-шведы, в высшее руководство проникает все больше и больше иностранцев.
Информация о работе Зарубежный опыт управления многонациональными командами