Японский опыт управления качеством в деятельности современных компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – охарактеризовать систему управления качеством на японских предприятиях, рассмотреть кружки качества, а также всеобщее управление качеством как основополагающую модель управления качеством в японских компаниях.

Оглавление

Введение 3
1. Кружки качества 6
2. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management). Сущность, принципы. 11
3. Краткая характеристика 14 принципов 18
Заключение. 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

реферат управление качеством.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Международный Университет в  Москве

Факультет управления крупными городами

Курсовая  работа

по  учебной дисциплине принятие управленческих решений на тему: «Японский опыт управления качеством в деятельности современных компаний» 
 
 
 
 
 
 

                                                    Выполнила:

                                               студентка группы  №43

                                        Самускевич  Янина Владимировна

                                                                                                                                                                                                                                   

                                          

                                                        

Москва 2007

Оглавление

Введение

     В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой  качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

     В  сфере  мирового  промышленного  производства с 1949 г. началась новая  эпоха,  связанная  с  введением  контроля качества выпускаемых изделий. В Японии  это  привело,  прежде всего,   к   появлению   различных   научно-исследовательских   групп, занимающихся вопросами контроля качества. Лозунг ”Качество, и только качество!” давно определяет политику японского делового мира.

       Высокое  качество  японской  продукции  не  только  обеспечивает  ей устойчивое  господство  на  внутреннем  рынке, но и является средством продвижения японских товаров на внешние рынки.

       Успехам  Японии  в  этой   области   способствовал   комплекс   мер: интенсивное изучение теорий и практики обеспечения качества; создание, развитие   и   эффективное   использование   государственных    систем стандартизации   и   контроля   экспортной   продукции;    перестройка внутрифирменного управления и специальные организация  производства  и мотивация  труда  персонала, позволяющие  достигать   более   высокой производительности и качества  труда.  Особенно  важную  роль  сыграла специфическая японская форма организации  деятельности  малых  рабочих групп (кружков качества), т.е. объединенных в группу людей, работающих на одном рабочем участке (например, в одном цеху).

        В кружках качества решаются  такие проблемы ,как  уменьшение  брака; совершенствование технологических процессов; модернизация  инструмента и оборудования; снижение издержек производства; повышение квалификации и  обучение  персонала;  техника  безопасности;   организация   труда; трудовая дисциплина и т. д.

        В Японии основным движущим  фактором  развития  экономики   считается движение за  качество.   На  всех   японских  предприятиях  управление осуществляется  посредством  кружков  качества.  Деятельность  кружков качества  в  настоящее  время  направлена  на  решение  важных  задач, одинаково характерных для предприятий всего мира.

     Качество  продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Поэтому тема управления качеством является весьма актуальной.

     Одной из моделей управления качеством  является Японская. В её основе лежит Всеобщее управление качеством – Total Quality Management (TQM). Эта модель представляет собой одну из наиболее эффективных методик управления качеством. Практическое использование данной модели позволило Японии не просто восстановить производство после Второй Мировой Войны, но и превратить эту страну в лидера по производству высокотехнологичной продукции (роботостроение, автомобилестроение и т.д.).

     Цель  моей работы – охарактеризовать систему  управления качеством на японских предприятиях,  рассмотреть кружки качества, а также всеобщее управление качеством как основополагающую модель управления качеством в японских компаниях.

     1. Кружки качества

      Основные  положения концепции кружков  качества сформулировал  в  1962г. Каору Исикава. Было установлено, что при объединении людей в группу

облегчаются взаимодействия и повышается  индивидуальная  активность  и

работоспособность. Были выделены и описаны такие  характеристики  малой

группы,   как   её   величина,   композиция,   каналы    коммуникации,

межличностные  отношения,   стиль   лидерства   и   ряд   других.   По

представлению  К.Исикавы,  кружок  качества  –   это   группа   людей,

функционирующая непосредственно на  рабочем  месте,  основной  задачей

которой является поиск, изучение и решение практических задач, а также

постоянное  обучение.  При  организации  кружков  обязательно   должен

соблюдаться принцип полной добровольности. Между  кружками должно  быть

организовано  широкое соревнование как внутри фирмы так и  в  масштабах

всей  страны.  Существенная  часть  работы  кружков  -   общефирменная

образовательная  программа.  Успехи  работы  кружков   должны   широко

освещаться  и  пропагандироваться  внутрифирменными,  региональными  и

общенациональными  средствами  информации  и   отмечаться   различными

формами поощрения. 

        Кружок качества  представляет собой:

небольшую группу ( не менее 3 и не более 12 человек)

самостоятельно  работающую  (но  не   работающую   в   рамках   единой

административной  системы предприятия)

выполняющую работу по контролю качества (работу, касающуюся  качества, безопасности, стоимости и т.д.)

на одном  рабочем месте (руководитель  и  подчиненный  составляют  одно целое).

Основная  идея работы кружков  качества:

  1. Кружки  качества вносят вклад в существенное улучшение  и  развитие

работы  предприятия.

  2. Кружки  качества позволяют улучшить  моральный климат  среди  членов

рабочей группы, способствуют развитию чувства  собственного достоинства

каждого и создание отношений между всеми  членами кружка, основанных на

уважении  и человечности.

  3. Кружки  качества создают условия для  повседневного роста,  развития

творческих  способностей человека. 

Основная  цель деятельности кружков  качества.

  •       изыскивать  дополнительные  возможности   для   эффективного

управления  со стороны мастеров и линейного  руководства нижнего уровня,

способствовать  их саморазвитию;

  •      поднять уровень трудовой морали  рабочих  на  производстве  и

создать атмосферу, в которой усилится сознательное  отношение  каждого

члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве;

  •      функционировать как  “ядра”  общей  системы  управления,  что

обеспечит  поддержку  и  внедрение   политики   обеспечения   качества

продукции. 

        Главной целью всей  теоретической и  практической  деятельности  по

организации кружков качества является, естественно, обеспечение победы

в конкурентной борьбе и повышение прибылей фирмы. 

        Реализация поставленных целей  в большой степени зависит  от принятого на фирме стиля управления наёмным персоналом. Для успешного выполнения задач,  поставленных  перед  кружками  качества,   руководство  должно воспринимать  рядовых  рабочих  и  служащих  как  сознательных  членов трудового коллектива, лучше всех знающих, как выполнять свою  трудовую операцию,  заинтересованных  в   укреплении   и   процветании   своего предприятия,  в  собственном  саморазвитии,  в  рациональном   решении производственных проблем. 

      По  мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:

  • добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху. 
  • саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться. 
  • групповая деятельность. 
  • применение методов управления качеством. 
  • взаимосвязь с рабочим местом. 
  • деловая активность и непрерывность функционирования. 
  • взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков. 
  • атмосфера новаторства и творческого поиска. 
  • всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством. 
  • осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области. 
 

      Реализация  в кружках качества положительной мотивации  труда.

        Мощным резервом повышения   производительности  и  качества  является положительная  мотивация  труда.  Рабочие  должны   чувствовать   себя полноправными  членами  коллектива,  быть  уверенными   в   том,   что

руководство относится к ним справедливо, учитывает их нужды  и  думает

об их благополучии. Только в этом случае у них  будет  соответствующее

“рабочее  настроение”. Эта проблема становится все более важной по мере

повышения уровня жизни и уровня образования в стране.

        Иерархия  человеческих  потребностей   сформулирована   американским ученым Маслоу. По мере удовлетворения потребностей одного

уровня  они  перестают  служить  мотиваторами,   и   возникают   новые

потребности более высокого уровня.  Материальные  потребности постепенно сменяются духовными.

      Поскольку  с  развитием  человека   как   личности   расширяются   его

потенциальные возможности,  потребность  в  самовыражении  никогда  не

может  быть  полностью удовлетворены.  Поэтому и процесс мотивации

поведения через потребности бесконечен. Для  того  чтобы  мотивировать

Информация о работе Японский опыт управления качеством в деятельности современных компаний