Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:35, курсовая работа
Цель моей работы – охарактеризовать систему управления качеством на японских предприятиях, рассмотреть кружки качества, а также всеобщее управление качеством как основополагающую модель управления качеством в японских компаниях.
Введение 3
1. Кружки качества 6
2. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management). Сущность, принципы. 11
3. Краткая характеристика 14 принципов 18
Заключение. 26
Список литературы 28
Международный Университет в Москве
Курсовая работа
по
учебной дисциплине
принятие управленческих
решений на тему:
«Японский опыт управления
качеством в деятельности
современных компаний»
Москва 2007
В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.
В сфере мирового промышленного производства с 1949 г. началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества. Лозунг ”Качество, и только качество!” давно определяет политику японского делового мира.
Высокое качество японской продукции не только обеспечивает ей устойчивое господство на внутреннем рынке, но и является средством продвижения японских товаров на внешние рынки.
Успехам Японии в этой области способствовал комплекс мер: интенсивное изучение теорий и практики обеспечения качества; создание, развитие и эффективное использование государственных систем стандартизации и контроля экспортной продукции; перестройка внутрифирменного управления и специальные организация производства и мотивация труда персонала, позволяющие достигать более высокой производительности и качества труда. Особенно важную роль сыграла специфическая японская форма организации деятельности малых рабочих групп (кружков качества), т.е. объединенных в группу людей, работающих на одном рабочем участке (например, в одном цеху).
В кружках качества решаются такие проблемы ,как уменьшение брака; совершенствование технологических процессов; модернизация инструмента и оборудования; снижение издержек производства; повышение квалификации и обучение персонала; техника безопасности; организация труда; трудовая дисциплина и т. д.
В Японии основным движущим фактором развития экономики считается движение за качество. На всех японских предприятиях управление осуществляется посредством кружков качества. Деятельность кружков качества в настоящее время направлена на решение важных задач, одинаково характерных для предприятий всего мира.
Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Поэтому тема управления качеством является весьма актуальной.
Одной из моделей управления качеством является Японская. В её основе лежит Всеобщее управление качеством – Total Quality Management (TQM). Эта модель представляет собой одну из наиболее эффективных методик управления качеством. Практическое использование данной модели позволило Японии не просто восстановить производство после Второй Мировой Войны, но и превратить эту страну в лидера по производству высокотехнологичной продукции (роботостроение, автомобилестроение и т.д.).
Цель моей работы – охарактеризовать систему управления качеством на японских предприятиях, рассмотреть кружки качества, а также всеобщее управление качеством как основополагающую модель управления качеством в японских компаниях.
1. Кружки качества
Основные положения концепции кружков качества сформулировал в 1962г. Каору Исикава. Было установлено, что при объединении людей в группу
облегчаются взаимодействия и повышается индивидуальная активность и
работоспособность. Были выделены и описаны такие характеристики малой
группы, как её величина, композиция, каналы коммуникации,
межличностные отношения, стиль лидерства и ряд других. По
представлению К.Исикавы, кружок качества – это группа людей,
функционирующая непосредственно на рабочем месте, основной задачей
которой является поиск, изучение и решение практических задач, а также
постоянное обучение. При организации кружков обязательно должен
соблюдаться принцип полной добровольности. Между кружками должно быть
организовано широкое соревнование как внутри фирмы так и в масштабах
всей страны. Существенная часть работы кружков - общефирменная
образовательная программа. Успехи работы кружков должны широко
освещаться и пропагандироваться внутрифирменными, региональными и
общенациональными средствами информации и отмечаться различными
формами
поощрения.
Кружок качества представляет собой:
небольшую группу ( не менее 3 и не более 12 человек)
самостоятельно работающую (но не работающую в рамках единой
административной системы предприятия)
выполняющую работу по контролю качества (работу, касающуюся качества, безопасности, стоимости и т.д.)
на одном рабочем месте (руководитель и подчиненный составляют одно целое).
Основная идея работы кружков качества:
1. Кружки
качества вносят вклад в
работы предприятия.
2. Кружки качества позволяют улучшить моральный климат среди членов
рабочей группы, способствуют развитию чувства собственного достоинства
каждого и создание отношений между всеми членами кружка, основанных на
уважении и человечности.
3. Кружки качества создают условия для повседневного роста, развития
творческих
способностей человека.
Основная цель деятельности кружков качества.
• изыскивать дополнительные возможности для эффективного
управления со стороны мастеров и линейного руководства нижнего уровня,
способствовать их саморазвитию;
•
поднять уровень трудовой
создать атмосферу, в которой усилится сознательное отношение каждого
члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве;
• функционировать как “ядра” общей системы управления, что
обеспечит поддержку и внедрение политики обеспечения качества
продукции.
Главной целью всей теоретической и практической деятельности по
организации кружков качества является, естественно, обеспечение победы
в конкурентной
борьбе и повышение прибылей фирмы.
Реализация поставленных целей
в большой степени зависит
от принятого на фирме стиля управления
наёмным персоналом. Для успешного выполнения
задач, поставленных перед кружками
качества, руководство должно
воспринимать рядовых рабочих
и служащих как сознательных
членов трудового коллектива, лучше всех
знающих, как выполнять свою трудовую
операцию, заинтересованных в
укреплении и процветании
своего предприятия, в собственном
саморазвитии, в рациональном
решении производственных проблем.
По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:
Реализация в кружках качества положительной мотивации труда.
Мощным резервом повышения производительности и качества является положительная мотивация труда. Рабочие должны чувствовать себя полноправными членами коллектива, быть уверенными в том, что
руководство относится к ним справедливо, учитывает их нужды и думает
об их благополучии. Только в этом случае у них будет соответствующее
“рабочее настроение”. Эта проблема становится все более важной по мере
повышения уровня жизни и уровня образования в стране.
Иерархия человеческих потребностей сформулирована американским ученым Маслоу. По мере удовлетворения потребностей одного
уровня они перестают служить мотиваторами, и возникают новые
потребности более высокого уровня. Материальные потребности постепенно сменяются духовными.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его
потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не
может быть полностью удовлетворены. Поэтому и процесс мотивации
поведения через потребности бесконечен. Для того чтобы мотивировать
Информация о работе Японский опыт управления качеством в деятельности современных компаний