Валовой доход в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является валовой доход предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Проведен факторный анализ показателей, влияющих на изменение валового дохода на примере предприятия.
Основной задачей работы является определение резервов повышения валового дохода и его планирование на перспективу.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Валовой доход, экономическая сущность и значение в хозяйственной деятельности торгового предприятия 5
1.1 Факторы, влияющие на величину валового дохода 7
1.2 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа
валового дохода 11
1.3 Методика и последовательность проведения анализа валового дохода по общему объему 13
1.4 Прогнозирование валового дохода 14
1.5Формулы расчёта валового дохода 17
Глава 2. Анализ выручки от реализации на предприятии ОАО "Магнит"
2.1 Характеристика ОАО "Магнит 18
2.2 Анализ доходов ОАО "Магнит 19
2.3. Направления оптимизации доходов на примере ОАО "Магнит" .
Меры увеличения доходов организации 21
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая по ЗКОНОМИКЕ.docx

— 258.56 Кб (Скачать)

      На основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки определяют влияние звенности товародвижения. Для этого отклонение между уровнями валового дохода, складывающимися при реализации товаров, закупленных у производителей и посредников, умножают на сумму реализованных товаров, приобретенных у посредников, и делят полученный результат на 100. Аналогичный расчет производится по реализации продукции собственного производства на предприятиях общественного питания.

      Завершающая стадия анализа — обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания.

        Третий этап в проведении анализа валового дохода связан с выявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объема товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях, покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.).

       Немаловажное значение при определении возможностей роста валового дохода имеет сравнительный анализ с работой лучшего однотипного предприятия торговли и общественного питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использования его опыта. Для этого фактический товарооборот умножают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.

        На основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его резервы за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов, за счет использования более эффективных форм расчетов с поставщиками, сокращения числа посредников при закупке товара, проведения более эффективной ценовой политики, изучения и использования опыта работы лучших торговых предприятий и т.д.

       1.4 Прогнозирование валового дохода

       Планирование валового дохода – составная часть финансового планирования на предприятиях общественного питания.

     Целью планирования валового дохода является определение его необходимого объема в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

      Достижение цели предполагает: осуществление глубокого анализа валового дохода, позволяющего оценить деятельность предприятий по его формированию; изучение рынка потребительских товаров и услуг для экономического обоснования их цены и входящей в нее торговой надбавки (наценки); выбор метода планирования валового дохода, определяемый целями развития предприятий; координацию плана валового дохода с другими планами хозяйственной деятельности: товарооборотом, издержками, прибылью; разработку управленческих решений, способствующих выполнению плана валового дохода; корректировку плана в связи с изменяющимися условиями деятельности предприятий на потребительском рынке товаров и услуг.

      Предпосылки планирования валового дохода на торговых предприятиях таковы: прогнозируемые изменения законодательной базы, регулирующей отношения предприятий с государственными и местными органами власти по вопросам ценообразования; разработанная ценовая политика предприятия на предстоящий период; разработанный план реализации товаров (продукции) и закупки товаров (сырья).

         Расчет плановой суммы валового дохода основывается на использовании ряда методов, выбор которых зависит от информационной базы, ценовой политики, определяемой целевыми приоритетами, выбранными предприятием на предстоящий период, от уровня планово- экономической работы и др.

      В процессе планирования валового дохода могут использоваться следующие методы:

1) технико-экономических  расчетов;

2) экономико-статические;

3) экономико-математические;

4) оптимизационные методы;

5) на основе целевой  суммы прибыли.

     Метод технико-экономических расчетов применяется в трех вариантах, при которых базовыми показателями расчета являются:

1) средний уровень торговой  надбавки (наценки);

2) средний уровень валового  дохода;

3) фактический объем закупки  товаров (сырья) с их (его) поставкой  в планируемом периоде.

     1.5 Формулы расчёта

     Уровнем валовых доходов от реализации товаров. Только показатель абсолютной суммы доходов не может дать объективной картины функционирования торгового предприятия. Поэтому на практике используют относительный показатель, в состав которого входит абсолютная сумма валовых доходов. Он определяется по формуле:

 Увд = (ВД/ТО)*100                                                         (1)

где Увд - уровень доходов от реализации товаров, в %,

ВД - общая сумма доходов  от реализации товаров в определенном периоде;

ТО - общий объем реализации товаров в этом же периоде (в розничной  торговле это объем розничного товарооборота, в оптовой торговле - объем  оптового товарооборота (складского и транзитного с участием в расчетах), в общественном питании - весь товарооборот в продажных ценах (валовому).

      Существует несколько способов расчета валового дохода, основными из них являются:

1) по общему товарообороту;

2) по ассортименту товарооборота;

3) по среднему проценту;

4) по ассортименту остатка  товаров.

Расчет валового дохода по товарообороту.

      При способе расчета по товарообороту валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:

ВД = ТО*РН / 100,                                                                                           (2)

где ТО - общий товарооборот,

РН - расчетная торговая надбавка.

В свою очередь:

РН = ТН / (100 + ТН)                                                                                (3)

где ТН - торговая надбавка, %.

      Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяется одинаковый процент торговой надбавки. Если ее размер в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.

Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота.

Валовой доход по ассортименту товарооборота определяется по формуле:

ВД = (ТО1*РН1 + ТО2*РН2 + . +ТОn*РНn) / 100,                                 (4)

где ТОi - товарооборот по группам товаров,

РНi - расчетная торговая надбавка по группам товаров.

      Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если для различных групп товаров применяются разные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.

     Расчет валового дохода по среднему проценту. Валовой доход по среднему проценту рассчитывается по формуле:

ВД = ТО*П / 100,                                    

где П - средний процент валового дохода.

В свою очередь:

П = (ТНн + ТНп - ТНв) / (ТО + ОК)*100

где ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв - торговая надбавка на выбывшие товары. Под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документальный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и т.п.).

ОК - остаток товаров на конец отчетного периода.

Этот способ расчета валового дохода по среднему проценту наиболее прост и может применяться  в любой организации.

     Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров. Валовой доход определяется по формуле: ВД = (ТНн + ТНп - ТНв) – ТНк

 

    

 

 

 

 

 

   

 

     Глава 2. Анализ выручки от реализации на предприятии ОАО "Магнит"

 

     1.1 Характеристика ОАО "Магнит"

      ОАО "Магнит" в основном осуществляет розничную торговлю, на долю оптовой торговли приходится менее 5% всего оборота предприятия.

      В среднесрочной перспективе компания собирается сохранять высокие темпы расширения сети: планируется открыть не менее четырехсот тридцати "магазинов у дома" в текущем году, и до трехсот ежегодно – в последующие два-три года.

     В данной курсовой работе был проведен анализ валового дохода филиала ОАО "Магнит" в городе Вологда ( рис 1)

     Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Магнит" представлены в таблице 1.

      Товарооборот ОАО "Магнит" за 6 мес. 2010 г. в действующей оценке составил 135,8 млн. руб., что составляет 137,6% к 6 мес. 2009 г. В сопоставимой оценке за 6 мес. 2010 г. товарооборот магазина составил 109,3 млн. руб. (135,8 / 1,242). Таким образом, в сопоставимых ценах за отчетный период по сравнению с предыдущим товарооборот магазина возрос на 10,7% (109,3 / 98,7 х 100 – 100).

      Валовой доход за отчетный период по сравнению с предыдущим возрос на 38,8%. Уровень валового дохода в % к товарообороту в отчетном периоде по  сравнению с предыдущим возрос на 0,47%.

      В отчетном периоде по сравнению с предыдущим на 0,11% к товарообороту увеличились налоги и другие отчисления от валового дохода, что, однако, незначительно повлияло на уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия – уровень валового дохода за минусом налогов и других отчислений возрос на 0,36% к товарообороту.

       Расходы по реализации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим возросли на 39,8%. Их уровень за 6 мес. 2010 г. по сравнению с 6 мес. 2009 г. возрос на 0,68% к товарообороту. Снижение уровня фонда заработной платы в % к товарообороту на 0,73 произошло за счет сокращения среднесписочной численности работников на 11,1%. Однако оно не повлияло на снижение уровня расходов по реализации, рост которых в отчетном периоде обусловлен увеличением арендных платежей, транспортных издержек и прочими факторами.

     Рост расходов по реализации повлиял на снижение прибыли от реализации ОАО "Магнит". Являясь незначительной величиной в 0,9 млн. руб. в предыдущем периоде, она снизилась до 0,8 млн. руб. Ее уровень в % к товарообороту снизился на 11,1%.

     Сальдо по внереализационным операциям ОАО "Магнит" также снизилось за анализируемый период с 0,5 млн. руб. до 0,3 млн. руб. В % к товарообороту это снижение составило 0,29%.

      Снижение прибыли от реализации и сальдо по внереализационным операциям повлияло на снижение прибыли отчетного периода в отчетном периоде по сравнению с предыдущим с 1,4 млн. руб. до 1,1 млн. руб., т.е. на 21,4%. Уровень балансовой прибыли в % к товарообороту снизился за анализируемый период на 0,61%.

     Рентабельность ОАО "Магнит" в отчетном периоде по сравнению с предыдущим снизилась на 0,23% к товарообороту и составила за 6 мес.2010 г. всего 0,07%.

     Таким образом, на основе вышеприведенного анализа мы можем сделать вывод о том, что результаты финансовой деятельности ОАО "Магнит" за 6 мес. 2010 г. по сравнению с 6 мес. 2009 г. значительно ухудшились. Рост уровня валового дохода был незначительным, снижение в товарообороте фонда заработной платы не повлияло на снижение издержек производства и обращения, которые, напротив, возросли и повлияли на снижение рентабельности предприятия. Из проведенного анализа видно, что на рост товарооборота, главным образом, повлиял рост производительности труда работников ОАО "Магнит".

      2.2 Анализ доходов ОАО "Магнит"

     Оценка выполнения плана и динамика валового дохода приведены в   таблице 2.План по сумме валового дохода ОАО "Магнит" не выполнило. Степень выполнения плана составила 96,8 %. Фактические валовые доходы были ниже запланированной величины на 2,3 млн. руб. Необходимо отметить, что уровень валового дохода по сравнению с планом снизился на 0,1 % и составил за 6 мес. 2010 г. 51,33%.

     Что же касается валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, то фактическая сумма меньше запланированной на 3,4 %, или на 2,1 млн. руб. Фактический уровень чистого валового дохода составил за 6 мес. 2010 г. 44,33 % к обороту, т.е. снизился по сравнению с планом на 0,17% к обороту.

      За 6 мес. 2010 г. по сравнению с 6 мес. 2009 г. наблюдается увеличение суммы реализованных торговых надбавок и наценок. Так, общая величина валового дохода в динамике возросла на 38,8 %, или на 19,5 млн. руб. Величина валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, увеличилась по сравнению с прошлым периодом на 16,8 млн. руб., или на 38,7 %. Уровень валовых доходов за 6 мес. 2010 г. по сравнению с 6 мес. 2009 г. повысился с 50,86 до 51,33 %, или на 0,47 % к обороту. Уровень чистого валового дохода ОАО "Магнит" увеличился за анализируемый период с 43,97 до 44,33 %, или на 0,36 % к обороту. Таким образом, рост налоговых отчислений незначительно повлиял на сумму валового дохода, о Рост или снижение товарооборота ведет к соответствующему изменению валового дохода. С увеличением или уменьшением среднего уровня реализованных торговых надбавок и наценок пропорционально изменяется и их сумма. Влияние этих факторов на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц.

Информация о работе Валовой доход в торговле