Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа
Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Целью применения методики управления прибылью по центрам ответственности является оценка, прогнозирование и достижение оптимальной прибыли, рентабельности и эффективности деятельности центров финансовой ответственности и предприятия в целом.
Применение данной методики позволяет получать исчерпывающую информацию о затратах и доходах по каждому центру ответственности, при этом в ходе анализа выявляются участки, где чаще всего возникают отклонения, а также виды продукции с низкой рентабельностью.
4) Маржинальный подход
Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж, себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.
Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) - это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Маржинальный доход (МД) рассчитывается по формуле:
МД = В – Зпер
МДуд = Цед – Зпер.ед
где МДуд - удельный маржинальный доход; В – выручка от реализации продукции; Зпер – переменные затраты, Цед - цена единицы продукции; Зпер.ед - переменные затраты на единицу продукции.
Экономический смысл удельного маржинального дохода состоит в приросте прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.
Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объёма производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты-объём производства-прибыль»).
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
-поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
-переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
-структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
-поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
-на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объём продаж соответствует объему производства.
Точка безубыточности - это объём выпуска, при котором прибыль организации равна нулю, т.е. объём, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда её называют также критическим объёмом: ниже этого объёма производство становится нерентабельным.
Точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:
В - Зпер - Зпост = Прибыль
Отсюда находим критический объём (Тб):
Тб =
Точка закрытия предприятия (Тзакр) - это объём выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:
Тзакр =
Если фактический объём реализации продукции меньше точки закрытия, организация не оправдывает своего существования и её следует закрыть. Если же фактический объём реализации продукции больше Q", то ей следует продолжать свою деятельность, даже если она получает убыток.
Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, - «точка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объёмами реализации (в натуральном выражении):
Тбезоп = Vфакт - Тб
где Vфакт - фактический объём реализации продукции.
Полезно рассчитать отношение точки безопасности к фактическому объёму. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объём реализации, чтобы избежать убытка.
К% =
где К% - отношение точки безопасности к фактическому объёму.
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчёт соотношения маржинального дохода и выручки от реализации, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
Умд =
где Умд – уровень маржинального дохода.
Запас финансовой прочности - это предел безопасности организации. Расчёт этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности. Для этого необходимо сначала найти порог рентабельности.
Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Порог рентабельности в стоимостном выражении находится следующим образом:
ПR =
где Увм - валовая маржа в относительном выражении в выручке.
Порог рентабельности в штуках находится в виде отношения постоянных прямых и косвенных затрат к валовой марже на единицу продукции.
Запас финансовой прочности - это разница между фактической выручкой от реализации (Вфакт) и порогом рентабельности:
ЗФП = Вфакт – ПR
Он показывает, на сколько при изменении ситуации на рынке может упасть объём производства вплоть до критического.
5) Факторный анализ прибыли
Выявление причин и их влияние на показатели прибыли наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа.
Суть факторного анализа
-объём товарооборота;
-уровень валового дохода;
-уровень издержек обращения;
-производительность труда;
-фондоотдача;
-коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
-внереализационные и операционные доходы и расходы;
-структура товарооборота.
Также необходимо выявить, как в общем повлияли все эти факторы на прибыль от продаж, причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению прибыли от продаж в отчётном году по сравнению с базисным годом.
Преимуществами данной модели являются:
-использование сравнительно небольшой информационной базы;
-возможность быстрого подсчета результата;
-универсальность применения;
-возможность определения влияния факторов, изменяющих прибыль, для соответствующего воздействия на них.
Таблица 1 «Влияние факторов на изменение прибыли»
Фактор |
Расчёт влияния |
Объём товарооборота |
ΔПто = |
Уровень валового дохода |
ΔПУвд = |
Уровень издержек обращения |
ΔПУио = |
Производительность труда |
ΔПпт = |
Фондоотдача |
ΔПФо = |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
ΔПКо = |
Внереализационные и операционные доходы и расходы |
ΔПДиР = Д – Р |
Итого |
ΔП = ΔПто+ΔПУвд+ΔПУио+ΔПпт+ +ΔПФо+ΔПКо+ΔПДиР |
Источник: [1, стр.231]
Таким образом, можно отследить влияние каждого фактора на конечную величину прибыли.
2.3 Финансовый механизм управления прибылью
В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:
1) Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия: налоговое регулирование, регулирование механизма начисления амортизации основных фондов и нематериальных активов, регулирование минимальных размеров заработной платы и прочее;
2) Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, прибыльность отдельных ценных бумаг, среднюю норму прибыльности капитала;
3) Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли. Механизм такого регулирования формируется в рамках самой организации;
4) Система конкретных методов и приёмов осуществления управлением прибылью. Основные методы: технико-экономические расчеты, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения, операционный анализ CVP.
Ключевыми моментами CVP служат:
-операционный рычаг;
-порог рентабельности;
-запас финансовой прочности предприятия;
-порог безубыточности.
Механизмом управления величиной
операционной прибыли является операционный
рычаг. Операционный рычаг – это
потенциальная возможность
Действие операционного рычага связано с различной природой и поведением текущих затрат на реализацию продукции. Текущие затраты подразделяются на постоянные и переменные. Наличие в составе операционных затрат какой-либо суммы постоянных затрат ведет к тому, что при изменении объёма реализации сумма операционной прибыли изменяется еще более высокими темпами.
В практических расчётах определения силы операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Сила воздействия
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить реализацию продукции, не неся при этом убытков.
Запас финансовой прочности = Выручка - Порог рентабельности
Запас финансовой прочности
предприятия выступает
Порог безубыточности товара
– это такая выручка от реализации,
которая покрывает переменные затраты
и прямые постоянные затраты. При
этом промежуточная маржа равна
нулю. Промежуточная маржа - это разность
между выручкой и суммой переменных
и прямых постоянных затрат. Порог
безубыточности в стоимостном выражении
находится в виде отношения постоянных
прямых затрат (числитель) к валовой
марже в относительном
3 РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объёма производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение её себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В рамках разработки годового плана по снижению издержек для обоснования принятых в плане заданий разрабатывается план организационно-технических мероприятий, направленных и на снижение себестоимости. В этом плане разрабатываются мероприятия по повышению технического уровня производства, обеспечивающего как совершенствование выпускаемой продукции, так и повышение финансовых результатов деятельности. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации. Резервы снижения себестоимости от повышения технического уровня производства и других факторов рассчитывается на основе суммирования величины снижения затрат по каждому мероприятию плана организационно-технических мероприятий. Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия. Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач.
Информация о работе Управление прибылью торгового предприятия