Управление прибылью торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Файлы: 1 файл

стр4-28.docx

— 69.37 Кб (Скачать)

 Согласно данной цели, система  управления прибылью призвана  решать следующие задачи:

-Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу торговой организации и рыночной конъюнктуре.

-Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам торговой организации.

-Обеспечение формирования достаточного объёма финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития торговой организации в предстоящем периоде.

-Обеспечение постоянного роста рыночной стоимости торговой организации.

-Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.

-Обеспечение интересов собственников в процессе распределения прибыли.

2.2 Методы управления  прибылью

 

1) Планирование прибыли

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы в организации. Прибыль планируют раздельно по видам деятельности организации. В процессе, разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется  на год в рамках текущего финансового  плана. Современная ситуация в экономике  затрудняет долгосрочное планирование, и организации могут составлять реальные планы прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли призвано к расчёту авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важная цель планирования прибыли - определение возможностей организации в финансировании своих потребностей.

  Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчёта служит объём производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Выделяют следующие основные методы планирования прибыли:

1. Метод прямого счета (бюджетный)

По методу прямого счета расчёту прибыли предшествует определение планов товарооборота, валового дохода, налоговых платежей и издержек. Тогда планируемая сумма прибыли (Пр,пл) рассчитывается следующим образом:

Пр,пл = ВДр,пл – Иопл

 где ВДр,пл – планируемая сумма валового дохода от реализации, ИОпл –планируемая сумма издержек обращения.

В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно  использовать при планировании прибыли  только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и  другие факторы. Это исключает его  применение при годовом и перспективном планировании прибыли.  А также метод применим для ограниченного перечня выпускаемой продукции. Также к недостаткам данного метода можно отнести недостаточную ориентированность на достижение целевых показателей уровня прибыли от реализации.

 2. Метод экстраполяции

Данный метод планирования прибыли основан на результатах  горизонтального анализа динамики прибыли за ряд предшествующих периодов и выявлении линии тренда.

Однако этот метод наименее точен, т.к. не учитывает изменение  влияющих на прибыль факторов внешней  среды и внутреннего развития организации в предстоящем периоде. Его целесообразно использовать лишь на предварительной стадии планирования и на относительно короткий прогнозируемый период.

3. Метод планирования  суммы прибыли от реализации  продукции на основе среднего  уровня рентабельности товарооборота

Этот метод предполагает использование 2-х показателей: планового объёма товарооборота (То,пл) и планируемого уровня рентабельности продаж (Rто,пл), определяемого на основе его значения в предплановом периоде, скорректированного с учётом предстоящих изменений уровня доходности и издержкоёмкости:

Пр,пл =

 

 

4. Метод корреляционно-регрессионного  моделирования

Данный метод основан  на параллельном исследовании нескольких динамических рядов, колебания которых  взаимообусловлены. При этом возникает  необходимость установления зависимости  между этими колебаниями и  измерением её тесноты.

5. Метод целевого формирования  прибыли позволяет обеспечить  наибольшую увязку плановых её  показателей со стратегическими  целями управления прибылью в  будущем периоде. Основой данного  метода расчёта является предварительное  определение потребности в собственных  финансовых ресурсах, формируемых  засчёт прибыли. Расчёт ведётся  по каждому элементу этой потребности и охватывает как капитализируемую, так и потребляемую их части. Суммарная потребность в средствах, формируемых засчёт чистой прибыли, представляет собой целевую её сумму. На основе целевой суммы чистой прибыли (ЧПцелев,пл) определяют целевые суммы прибыли от продаж в плановом периоде:

Пр,целев,пл =

 где Нприб – налог на прибыль.

Преимущество данного  метода состоит в том, что полученные на его основе показатели прибыли  от реализации рассматриваются как  важнейшие целевые ориентиры  развития всей хозяйственной деятельности торговой организации.

6. Метод планирования прибыли с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объёма реализации и прибыли»

Этот метод позволяет  определить прибыль от реализации при  использовании той же информации, что и при использовании метода прямого счёта. Плановые расчёты ведутся в 2 этапа. На первом этапе определяется точка безубыточности товарооборота в плановом периоде (Тб,пл):

Тб,пл =

где Ипост – постоянные издержки, УДр – уровень дохода от реализации, УИпер – уровень переменных издержек.

А на втором этапе определяется плановая сумма прибыли от реализации (Пр,пл):

Пр,пл =

где То,пл – планируемая сумма товарооборота.

7. Нормативный метод

Условием его применения является наличие в торговой организации соответствующей нормативной базы. В качестве таких нормативов обычно используются:

- норма прибыли на собственный капитал

Расчёт прибыли от реализации продукции в данном случае следующий:

Пр =

где СКср – средняя сумма собственного капитала, Нпр – норма прибыли от реализации продукции на собственный капитал (в %).

- норма прибыли от реализации продукции на единицу товарооборота

Она может быть выражена как валовой (ВП), так и чистой прибылью (ЧП):

Пр,пл =

ЧПпл =

         2) Распределение прибыли

        Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование дохода страны. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

             Под распределением прибыли понимается её направление в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

        Возможные направления использования чистой прибыли:

-модернизация или реконструкция имеющихся у организации основных средств и приобретение новых; прирост собственных оборотных средств;

-возврат кредитов и займов, а также уплата по ним процентов;

-охрана окружающей среды;

-социально-культурные нужды;

-материальное стимулирование персонала и т. д.

          Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, считаются использованием прибыли на развитие.

            Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе организации, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п.

           К расходам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям и др.

            Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество организации и участвует в процессе накопления, вторая часть характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Остаток прибыли не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных расходов.

            Нераспределенная прибыль прошлых лет, оставшаяся на накопление, образует фонд накопления. Структура фонда накопления строится в зависимости от источников, а разделение на фонды не является обязательным, но это предпочтительнее с точки зрения эффективности использования и учета.

           Источники фондов формируют следующие фонды:

- амортизационный;

- инвестиционный;

- резервный;

- страховой;

- отраслевой;

- пенсионный и прочие.

           3) Управление прибылью на основе организации центров ответственности

            Управление по центрам ответственности является одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное планирование. В рамках данной подсистемы можно оценить вклад каждого подразделения в конечные результаты деятельности предприятия.

           Выделение центров финансовой ответственности необходимо при регулировании конечных финансовых результатов на основе оценочных показателей, ответственность за которые несут руководители структурных подразделений предприятия.

            Управление предприятием через центры финансовой ответственности является эффективным инструментом оперативного управления бизнесом. Данная система управления позволяет иметь системную информацию о темпах развития предприятия, проводить анализ, за счет каких факторов был достигнут определенный результат, выявлять какое звено предприятия тормозит его развитие, воздействуя на определенные центры ответственности можно достичь максимального результата и качественно новых результатов.

            Цель системы управления по центрам финансовой ответственности состоит в повышении эффективности управления подразделениями предприятия на основе обобщения данных о результатах деятельности каждого центра ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретного руководителя.

            Центр финансовой ответственности – это структурное подразделение предприятия:

-осуществляющее операции по оптимизации прибыли;

-способное оказывать непосредственное воздействие на рентабельность;

-отвечающее перед вышестоящим руководством за реализацию установленных целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов.

           Наиболее распространенной является классификация центров финансовой ответственности в зависимости от полномочий и ответственности:

1.  центр затрат – это структурное подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты;

2.   центр дохода – это структурное подразделение, которое отвечает только за выручку от продажи продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом;

3.   центр прибыли – это структурное подразделение, которое ответственно за финансовые результаты своей деятельности;

4. центр инвестиций – это структурное подразделение, которое несет ответственность за капиталовложения;

5. центр контроля и управления – это сфера деятельности, несущая ответственность за конкретные виды работ и их результаты.

            Управление прибылью на основе организации центров финансовой ответственности затрагивает работу внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли и несущих ответственность за результаты этих решений.

Информация о работе Управление прибылью торгового предприятия