Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:06, дипломная работа
Цель дипломной работы - выявление эффективности управления кадровой политикой в развитии коммерческой деятельности торгового предприятия.
Объект исследования - система управления персоналом организации. Предмет исследования - кадровая политика торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Определить место и роль кадровой политики в повышении эффективности деятельности предприятия;
2. Выявить требования к персоналу и направления его работы;
3. Проанализировать кадровую политику торгового предприятия;
4. Выявить преимущества управления кадровой политики в торговой организациии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы исследования кадровой политики в торговых организациях …………………………………………………………….………..6
1.1. Место и роль кадровой политики в торговых организациях………..….....6
1.2. Требования к кадрам в торговых организациях ………………...………..11
1.3. Направление работы персонала в торговых организациях ……...………18
1.4. Управление кадрами предприятия в торговых организациях…………....23
2. Изучение деятельности ООО «Метро Кэш энд Керри» по управлению кадровой политикой……………………………………………………………..31
2.1. Характеристика ООО «Метро Кэш энд Керри»…………………………..31
2.2. Анализ кадровой политики ООО «Метро Кэш энд Керри»……………...35
2.3. Преимущества кадровой политики в ООО «Метро Кэш энд Керри»…...38
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40
Проведенный анализ основных требований к персоналу менеджеров является основой для разработки квалификационной характеристики и должностной инструкции, которые представляют собой перечень основных функций и обязанностей, профессиональных знаний и умений, а также примерный состав выполняемых работ. В данных документах отражаются требуемый уровень квалификации специалистов, необходимые деловые качества, практические умения самостоятельно и творчески выполнять работу и т.п. В качестве примера представим фрагмент действующей на многих современных фирмах должностной инструкции менеджера-кадровика, в которой содержится перечень его основных обязанностей [14, с. 420]:
-
участвует в общем
-
доводит информацию о
-
проводит собеседования с
-
вербует и отбирает новых
- совещается с руководителями низшего звена по кадровым вопросам, включая наем и увольнение;
- организует обучение персонала, координирует мероприятия с руководителями звеньев;
-
устанавливает систему
- ведет личные дела персонала фирмы;
-
руководит непосредственно или
через своих подчиненных
- по поручению руководства выполняет отдельные задания в сфере своей работы.
Таким образом, существующие на российских предприятиях основные должностные требования к персоналу следует теснее увязывать с важнейшими экономическими целями современного производства. Уровень развития трудового потенциала на всех отечественных предприятиях должен соответствовать рыночным отношениям [15, с. 364].
1.3. Направление работы персонала в торговых организациях.
На всех действующих предприятиях составной частью организации производства является организация труда. Всякий процесс труда служит подсистемой всех процессов и систем организации производства в реальном пространстве и времени. Рациональная организация производственных систем может быть построена только на основе самых совершенных подсистем организации трудовых процессов (при известных рыночных объемах спроса и предложения на продукцию, работы и услуги), потребляющих на свое осуществление наименьшее количество экономических ресурсов.
Важнейшим
признаком совершенной
Рационально организованный труд» как правило, является трудом высокопроизводительным и высокоэффективным. Результаты труда в конечном счете определяют не только трудовую отдачу персонала и уровень жизни людей, но и эффективность развития той или иной организационной или экономической системы в целом. В связи с этим попытаемся рассмотреть основные научные направления совершенствования организации труда в условиях рыночной экономики [16, с.83].
Как известно, любой процесс труда включает три основных и тесно взаимодействующих между собой элемента: собственно труд, предметы
труда
и средства труда. С организационных
позиций процесс труда
Комплексная система организации труда и производства должна действовать на всех отечественных предприятиях. В ее состав, согласно отечественным и зарубежным исследованиям, должны входить следующие десять подсистем организации и управления трудом.
-
Разделение и кооперация труда,
- Расположение и обслуживание рабочих мест, четкий и постоянный порядок на которых обеспечивает у рабочих выработку так называемых автоматических навыков выполнения трудовых приемов.
-
Проектирование трудовых
-
Обоснование трудовых
-
Нормализация условий и
-
Освоение трудовых процессов
и норм труда,
-
Экономическая оценка затрат
и результатов труда,
-
Соблюдение трудовой и
Мотивация и стимулирование продуктивности труда, которые предусматривают удовлетворение личного интереса каждого работника в высокой оплате своего труда.
Разработка системы управления трудовыми процессами, предусматривающей комплексное воздействие различных факторов на конечные результаты труда и производства.
В совершенствовании организации трудовых процессов в современном производстве все названные подсистемы необходимо применять последовательно и комплексно на каждом рабочем месте, на всех производственных участках и предприятиях различных форм собственности. Однако проблема комплексной организации и проектирования трудовых, технологических и производственных процессов до настоящего времени не имеет практического решения: в науках, как организации труда, так и организации производства существуют разрозненные рекомендации по проектированию отдельных трудовых и производственных процессов. По мнению автора, весьма важно создать научные методы планирования новых и совершенствования действующих производственных процессов на основе использования стандартов трудовых движений и действий, приемов и комплексов в сочетании с прогрессивными технологическими способами и методами обработки деталей [18, с.314].
В условиях перехода к свободным рыночным отношениям в нашей стране проблема обоснования трудовых нормативов и норм потеряла то приоритетное и организующее значение, которое она имела в централизованной плановой экономике.
Большой
ущерб нашей отечественной
Между тем зарубежная практика убедительно подтверждает, что в мире не существует ни одной страны с рыночной экономикой, в которой бы не применялись нормы труда, причем достаточно жесткие, весьма точные и научно обоснованные.
В новых рыночных условиях на всех отечественных предприятиях отсутствуют мотивы и стимулы высокоэффективного труда, что объясняется не только неплатежеспособностью многих предприятий, но и низким уровнем минимального месячного размера оплаты труда (ММРОТ) и тарифных ставок, значения которых не соответствуют прожиточному уровню. Из сказанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, в настоящее время на отечественных предприятиях до сих пор не применяется комплексная система организации и управления трудовыми, социальными и производственными процессами, что не может не отражаться как на личных трудовых успехах отдельных категорий персонала, и в первую очередь производственных рабочих, так в Целом и на общей эффективности труда и производства. Во-вторых, проблема совершенствования организации трудовых процессов в современном производстве является приоритетной и требует не только учета основных законов рыночной экономики, но и предполагает заинтересованное участие в ее разрешении научных работников, специалистов предприятий и руководителей государственных учреждений.
Рассмотрим здесь такие основные научные направления совершенствования организации труда, как нормирование труда, формы его разделения и кооперации, методы его оптимизации на предприятиях и т.п.
В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется государственное содействие системной организации нормирования труда, применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливаемых коллективным договором [1, с.113].
Нормы труда — нормы выработки, времени, обслуживания — устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Нормы
труда могут быть пересмотрены по
мере совершенствования или
Достижение высокого уровня выработки продукции, оказания услуг отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда [19, с.24].
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца.
Работодатель для выполнения работниками норм выработки обязан обеспечить нормальные условия труда:
- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
- своевременное предоставление технической и иной необходимой для работы документации;
-
надлежащее качество материалов, инструментов,
иных средств и предметов, необходимых
для выполнения работы, их своевременное
предоставление работнику.
1.4. Управление кадрами предприятия в торговых организациях.
Система управления персоналом на предприятии представляет собой сложный механизм взаимодействия в процессе осуществления совместной экономической деятельности менеджеров различных производственных звеньев с работниками всех категорий. Главным объектом в системе управления персоналом выступают конкретные люди, работники предприятия, их личные, групповые и корпоративные интересы. Управление как воздействие на производственную деятельность людей, объединенных в рабочие группы, трудовые коллективы и другие социально-экономические системы, в современном менеджменте принято называть управлением персоналом [20, с. 112].
На каждом предприятии система управления персоналом как часть общей социально-экономической системы состоит из двух вполне самостоятельных, но тесно связанных между собой подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема служит основным объектом управления. К ней относятся все производственные подразделения и функциональные службы со своим персоналом, обеспечивающие непосредственный процесс производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию потребителям. Управляющая подсистема представляет собой соответствующий субъект управления, роль которого на предприятии выполняет работодатель или его представители — менеджеры, наделенные специальными руководящими полномочиями.