Управление качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ организации и методов управления качеством.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……..
Глава 1 Управление качеством и пути повышения качества…….…….
1.1 Управление качеством……………………………………………….….
1.1.1 Понятие качества и управления качеством………………….…….
1.1.2 Эволюция подходов к управлению качеством………………..…….
1.2 Организация повышения качества…………………………………….
1.2.1 Повышение качества……………………………………………………
1.2.2 Особенности решения отдельных проблем повышения качества на примере ряда компаний………………………………………………
Глава 2 Организация и методы управления качеством………………..
2.1 Организация управления качеством………………………………….
2.1.1 Организация текущего управления качеством…………………….
2.1.2 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в организации управления качеством…………..…
2.2 Методы управления качеством……………………………………..…
2.2.1 Классификация методов определения показателей качества…
2.2.2 Статистические методы управления качеством по моделям стандартов ISO 9000 в системе TechnologiCS…………………………….…
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

каткова.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

   Бурное  развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х - 50-е годы. В это время А. Фидженбаум (Armand V. Feigenbaum) ввел понятие Всеобщего Контроля Качества (Total Quality Control), состоящего из этапов разработки качества, поддержки качества и улучшение качества, а также понятие Стоимости Качества. В.Э. Деминг (W. Edwards Deming) расширил область применения цикла Шехарта и статистических методологий управления производством на сферу продаж и оказания услуг. В это время им были сформулированы знаменитые "Четырнадцать принципов" управления качеством. Эти принципы содержали в себе следующие положения:

  1. Постоянно совершенствуйте товары или услуги.
  2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.
  3. Откажитесь от массового контроля.
  4. Откажитесь от партнерских отношений, основанных только на цене продукции: установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.
  5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.
  6. Установите на предприятии современное обучение.
  7. Внедрите современные методы руководства: функции руководства должны быть смещены от контроля количественных показателей к качественным.
  8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.
  9. Устраните барьеры между подразделениями предприятия.
  10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.
  11. Откажитесь от количественных оценок работы.
  12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.
  13. Внедрите на предприятии систему образования и самосовершенствования сотрудников.
  14. Принимайте любую работу, полезную для осуществления изменений.[9, с.54]

   Начиная с 1950 года, Деминг начал внедрять свои принципы на японских предприятиях. Считается, что именно деятельность Деминга  во многом способствовала появлению  недорогих и высококачественных японских товаров. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга. Другими наиболее известными в области управления качеством явились следующие события. Публикация в 1951 году Джозефом Юраном (Joseph M. Juran) книги "Руководство по управлению качеством". Юран разработал идею трилогии качества: планирование качества, улучшение качества и управление качеством. Данные три аспекта стратегического планирования качества в организации сводятся к следующему:

    1. Планирование качества:
  • идентифицируйте своих клиентов;
  • определите потребности Ваших клиентов;
  • переведите их потребности на Ваш язык;
  • разработайте продукт, который соответствует потребностям Ваших клиентов;
  • оптимизируйте характеристики продукта с тем, чтобы они удовлетворили как Ваши потребности, так и потребности клиента.
    1. Улучшение качества:
  • разработайте процесс, который может произвести данный продукт;
  • оптимизируйте данный процесс.
    1. Управление качеством:
  • проверьте, что процесс с имеющимися операционными требованиями может произвести данный продукт;
  • передайте процесс на выполнение.

   В 1951 году Дуглас МакГрегор (Douglas McGregor) сформулировал  теорию X и теорию Y, - два метода административного  контроля, а Маслоу (Maslow) выдвинул теорию Иерархии Потребностей; Каори Ишикава (Karou Ishikawa) в 1962 году разрабатывает Цикл Качества и убеждает японских менеджеров обращать внимание на предложения рабочих. Теория Ишикава подразумевает, что качество - это не только качество продукта, но также послепродажное обслуживание, качество управления, сама компания и человеческая жизнь; Филипп Кросби (Philip Crosby) положил начало распространению концепции нулевых дефектов, которая заключается в том, что за качество не платят. Деньги приходится платить за отсутствие и недостаток качества, что и должно быть предметом контроля. В последние годы было много новых теоретических и практических разработок в области качества, из которых можно выделить два основных положения: все должно делаться в интересах клиентов, потребности которых Вам известны; дешевле делать хорошо с первого раза. Таким образом, благодаря теориям и деятельности как перечисленных выше, так и ряда других ученых, к фактору качества было привлечено всеобщее внимание. Достаточно сказать, что в настоящее время вопросами качества занимаются такие организации, как Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация по контролю качества, Американское общество контроля за качеством. В нашей стране управление качеством в настоящее время приобретает все большую известность благодаря стандартам серии ISO 9000, определяющих стандарты на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания. Международная неправительственная организация ISO была основана в 1947 году для разработки унифицированных всемирных стандартов качества. В ее состав сегодня входит более девяноста стран, на долю которых приходится свыше 95 процентов мирового промышленного производства. Сертификат организации действителен в США, Канаде, странах Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. [10, с.34] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2 Организация повышения  качества 

1.2.1 Повышение качества 
 

   Неуклонный  рост качества продукции – это  и средство, и результат интенсификации производства.

   Пути  повышения качества:

  • значение НТП для повышения качества продукции;
  • соблюдение технологической дисциплины и усиление контроля качества;
  • совершенствование управления качеством.

   Необходимо  рассмотреть основные факторы совершенствования управления качеством продукции:

  • улучшение стандартизации, приемки и аттестации качества;
  • комплексное планирование повышения качества;
  • усиление стимулирования повышения качества;
  • внедрение комплексных систем управления качеством (КСУК).

   Фондоотдача представляет собой величину результатов производства (национального дохода, товарной, чистой продукции и др.), приходящуюся на 1 руб. основных фондов.

   Рассмотреть факторы изменения фондоотдачи и пути повышения фондоотдачи:

  1. повышение сменности;
  2. «к оборудованию - по-хозяйски»;
  3. ускорение освоения мощностей;
  4. использование экономических и социальных факторов повышения фондоотдачи.

   Ресурсосбережение решающий источник удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и производства в целом.

   Использовать  наиболее рационально всё, что мы имеем, беречь народное добро – долг каждого члена общества.

   В целях эффективного управления качеством и повышения его уровня Э. Демингом и Д. Джураном были разработаны постулаты – рассмотренные наже.

   10 этапов для повышения  качества по Джозефу  М.Джурану

   1. Сформируйте осознание потребности  в качественной работе и создайте  возможность для улучшения качества.

   2. Установите цели для постоянного  совершенствования деятельности.

   3. Создайте организацию, которая  будет работать над достижением  целей, создав условия для определения  проблем, выбора проектов, сформировав  команды и выбрав координаторов.

   4. Предоставьте обучение всем сотрудникам  организации.

   5. Выполняйте проекты для решения  проблем.

   6. Информируйте сотрудников о достигнутых  улучшениях.

   7. Выражайте свое признание сотрудникам,  внесшим наибольший вклад в  улучшение качества.

   8. Сообщайте о результатах.

   9. Регистрируйте успехи.

   10. Внедряйте достижения, которых Вам  удалось добиться в течение  года, в системы и процессы, регулярно  функционирующие в организации,  тем самым закрепляя их. [19, с.15]

   14 принципов В.Эдвардса  Деминга

   1.Постоянство  цели. Поддерживайте постоянство целей для стабильного совершенствования процессов производства товаров и оказания услуг.

   2.Новая  философия. Примите новую философию.  Мы живем в новую экономическую  эпоху, основы которой были  заложены в Японии.

   3. Снижайте зависимость от инспекции. Устраните потребность в большом объеме контроля как способе достижения качества.

   4. Прекратите практику заключения  контрактов по самым низким  ценам. Не практикуйте ведение  бизнеса, основываясь исключительно  на цене.

   5. Совершенствуйте все процессы в организации. Постоянно совершенствуйте каждый процесс с точки зрения планирования, производства и обслуживания.

   6. Введите обучение на работе.

   7. Установите благоприятный стиль  руководства. Утверждайте стиль  руководства, направленный на  то, чтобы помочь людям лучше выполнять свою работу.

   8. Поощряйте эффективные двусторонние  коммуникации и другие способы,  позволяющие избавиться от страха  в организации.

   9. Разрушайте барьеры между отделами  и людьми.

   10. Исключите использование лозунгов, плакатов и призывов.

   11. Устраните цифровые показатели, по которым выносится суждение. Откажитесь от стандартов выполнения  работы, которые предписывают рабочим  достижение определенных норм  в цифровом выражении и управленческому  персоналу - цифровых показателей. Предложите вместо этого поддержку и помощь наставников.

   12. Гордитесь мастерством.

   13. Поощряйте образование.

   14. Приверженность высшего руководства.  Добейтесь четкой приверженности  высшего руководства идее постоянного  улучшения качества и производительности.

   Управление  качеством продукции – это  целенаправленный процесс воздействия  на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании  продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей. [19, с.23] 
 
 
 

   1.2.2 Особенности решения отдельных проблем повышения качества на примере ряда компаний 

   Из-за недостаточного внимания уделяемого в американских школах бизнеса такой актуальной проблеме, как комплексное управление качеством, фирма «IBM», например, вынуждена выделять значительную часть средств (из затрачиваемого ежегодно 1 млрд. долл. на производственное обучение персонала) на переподготовку по вопросам качества сотен выпускников школ бизнеса.

   Фирма «Моторола» затрачивает ежегодно на обучение персонала около 70 млн. долл., причём 40% этих средств расходуется на обучение методам повышения качества продукции.

   В компании «3М» проблема качества в конце 70-х – 80-х годов вышла на первый план в стратегии развития. В соответствии с концепцией «3М» качество определяется как обеспечение постоянного соответствия продукции ожиданиям потребителей. Что касается издержек, связанных с управлением качеством и равных цене качества, то специалисты «3М» полагают, что несмотря на важность этого показателя, ему не следует придавать первостепенного значения на первых этапах реализации программ по улучшению качества. Иначе борьба за повышение качества может превратиться в мероприятие по снижению издержек.

   Советом фирмы «АТТ» была учреждена внутрифирменная премия двух степеней, присуждаемая за выдающиеся достижения в области качества.

   Фирма «Интел» осуществляет подготовку и  повышение квалификации своего персонала  в собственном учебном заведении  – университете. С учетом японского  опыта на фирме была установлена продолжительность обучения от нескольких недель до нескольких месяцев. Предусмотрено обучение всего персонала. 
 
 
 

Информация о работе Управление качеством на предприятии