Управление человеческими ресурсами на предприятиях Японии и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в развитии экономики большинства стран наиболее значительными признаются проблемы в области работы с человеческими ресурсами. В разных культурах, странах существуют значительные различия в подходах к управлению человеческими ресурсами и в наборе конкретных управленческих методов.
Наиболее ярко они проявились между практикой управления в Советском Союзе и на Западе. В свою очередь, западная практика управления также не может быть признана однородной. Существуют принципиальные различия между тем, как управляют в США и Японии; срединное положение между этими крайностями занимает Европейское управление.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Принципы Японского управления…………………………………….6
Основные методы управления трудовыми ресурсами в Японии…..8
Система «пожизненного найма» рабочих и служащих…………8
Специфика оплаты труда и служебного продвижения «по старшинству»………………………………………………………11
Подготовка кадров в Японии…………………………………….15
Принципы управления в США……………………………………….17
3.1 Особенности американского менеджмента……………………...23
3.1.1 Американская деловитость и умение организовывать……...23
3.1.2 Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствования менеджмента………………………………………….28
3.1.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах……………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая работа (человеческие ресурсы).docx

— 84.99 Кб (Скачать)

Факультеты и отделения в  высших учебных заведениях. США были первой страной, в которой началось обучение руководителей в системе  высшего образования. Первые факультеты по управлению при вузах появились  здесь в конце XIX века. В настоящее  время имеется несколько сот  факультетов и отделений делового администрирования и коммерции, десятки отделений по управлению предприятием при технических факультетах, которые выпускают дипломированных  специалистов по развитию производства и труда.

В начале 70-х годов ХХ века получили распространение курсы совершенствования  при школах управления и университетах. Наиболее «ходовыми» считаются учебные  программы, рассчитанные на 2, 4 и 6 недель обучения с отрывом от производства. Курсы большей продолжительности  имеются при крупных университетах, располагающих высококвалифицированными преподавателями и необходимой  технической базой. К таким университетам  относятся Стенфордский, Гарвардский, Карнеги, Питсбургский и другие. Главная  цель этих курсов – знакомство слушателей с новейшими достижениями теории и практики управления, а также  создание условий для обсуждения слушателями собственных проблем.

Профессиональные общества также  занимаются вопросами повышения  квалификации персонала. К этим обществам  относятся:

Американская ассоциация менеджмента (АМА) – одна из крупнейших организаций, занимающихся популяризацией проблем  организации и управления. АМА  организует многочисленные курсы, семинары и конференции, обеспечивает информационное обслуживание и издает собственные  журналы.

Ассоциация развития менеджмента (SAM) организует конференции, семинары, дискуссии и курсы для персонала  небольших предприятий. Она оказывает  также и консультативные услуги.

Национальный совет по вопросам НИР и использованию их результатов (NICB) занимается вопросами НИР в  институтах, являющихся членами этого  общества, а так же информирует  своих членов – промышленные предприятия, вузы, торговые фирмы, государственные  органы и профсоюзы – о новейших достижениях и методах в области  организации и управления.

Американская ассоциация подготовки и совершенствования персонала (ASTD) объединяет индивидуальных и коллективных членов, деятельность которых связана  с соответствующими вопросами.

Главное место в этой индустрии  занимают консультативные фирмы. Они  проводят диагностику систем и процессов  управления в различных структурах и на разных уровнях; реализуют достижения науки управления и смежных наук через внедрение разнообразных  мер и мероприятий; разрабатывают  методики, типовые и оригинальные подходы, решения и нормативные  материалы; обобщают, систематизируют, популяризируют и рекламируют практику совершенствования управления.

Первая консультационная фирма  «Артур Д'Литлл» (одна из крупнейших в  настоящее время) появилась в  США в 1881 году и начала предоставлять  услуги в области бухгалтерского учета. Одним из первых профессиональных консультантов в области менеджмента  был Ф. Тейлор, автор известной  системы.

Консультативные фирмы, наряду со своей  основной деятельностью, также ведут  работу, связанную с повышением квалификации персонала тех структур, в которых  намечено использовать новые системы, формы и методы. Некоторые из этих фирм имеют учебные центры, которые  организуют специальные курсы, семинары и лекции для персонала компаний-клиентов.

В самих американских компаниях  используются два вида повышения  квалификации персонала – в рамках данной компании (на рабочем месте) и за пределами компании (вне рабочего места). Такой подход используют компании и в других странах, в том числе  и в современной России.

Таким образом, весь этот «мощный образовательный  кулак» обеспечивает требуемый уровень  компетентности персонала – специалистов и менеджеров.

Прошлой и нынешней практикой управления доказано, что конкурентоспособность  любой структуры берет свое начало в компетенции ее персонала. И  закономерность здесь неумолимая –  выживает и будет выживать тот, кто  постоянно учится. Прав был В. И. Ленин, оставляя последующим поколениям магическую фразу или образец для выживания: «Учиться, учиться и еще раз  учиться ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах.

В США поставщик поставляет комплектующие  изделия в сборочный цех раз  в неделю (имеется в виду автомобильная  промышленность), что характерно для  традиционных методов управления производством, которые предусматривают поставки более крупными партиями и с меньшей  частотой. Внедрение в американской технологии метода «точно вовремя» сдерживается рядом факторов. Среди них: меньшая  настойчивость руководителей в  США в деле минимизации материально-технических  запасов; американцы менее успешно  и менее эффективно применяют  эти системы; американцы не осуществляют надлежащую работу по интеграции своих  систем управления материально-техническими запасами со своей философией бизнеса, своими подходами к управлению качеством  и внедрением автоматизированных систем управления производством.

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой  экономике, - комплексный контроль качества (так называемая концепция «делать  с первого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путем включения ответственности  за качество в каждую должностную  инструкцию или описание работ производственного  рабочего.

Еще один стратегический принцип американского  производства заключается в комплексном  профилактическом обслуживании. В большинстве  отраслей американской промышленности текущее содержание и профилактика оборудования выполняются силами специальной  ремонтно-профилактической службы. Все  вышеперечисленные особенности  американского менеджмента показаны на рис.2.1.[Приложение 2]

 

 

Заключение.

В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный  менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному  менеджеру. Поэтому в создавшихся  условиях особое значение приобретает  получение нового знания по искусству  управления.

Рыночная экономика России требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. В России большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики американского менеджмента крайне актуально.

Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Именно в США впервые  сформировалась наука и практика  менеджмента, поэтому изучение американской модели менеджмента представляет известный    интерес.

Так, в результате исследования данной темы можно сделать следующие  выводы.

Основными качествами персонала являются целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело.

Также, при создании, ведении или  улучшении дела американцы умеют  оценивать плюсы и минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды, в  первую очередь это касается  денежной и временной оценки. Ведь, время – это деньги, а деньги, в свою очередь, - это время.

Американского стиль управления находит  выражение в системе подготовки и повышения квалификации персонала, развитии обучающих технологий. Для  этого существуют различного вида  организации – школы управления; факультеты и отделения в высших учебных заведениях; профессиональные общества; консультативные фирмы.

Каждая компания практически имеет  свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить  переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.

 

 

Список  используемой литературы.

  1. Как работают японские предприятия / под ред. Я. Мондена, Р. Сибаковы, С. Такаянаги, Т. Нагао. – М., 2008. – 155 с.
  2. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  3. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  4. Эробинский С.Д.. Менеджмент в Японии // Управление персоналом. 2009, № 5.
  5. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: ИНЭ, 2009.
  6. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 2009.
  7. Володько В.Ф. Международный менеджмент. – М.: Амалфея, 2009.
  8. Лунёв А.П., Минёва О.К. Сравнение европейского и японского опыта управления персоналом // Гуманитарные исследования. 2008. № 4. С.
  9. Орлова О.С. Управление персоналом современной организации. – М.: Экзамен, 2009.

 

 

Приложения

Приложение 1.

Таблица 3.1.

Сравнительные характеристики американской и японской моделей управления.

Американская модель

Японская модель

  1. Индивидуальный процесс принятия решений
  2. Индивидуальная ответственность
  3. Четкая формализованная структура управления
  4. Четкие формализованные - процедуры контроля
  5. Индивидуальный контроль со стороны руководства
  6. Быстрая оценка и продвижение
  7. Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу
  8. Стиль руководства, ориентированный на индивидуума
  9. Ориентация  управляющих на достижение индивидуальных результатов
  10. Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными
  11. Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах
  12. Специализированная профессиональная подготовка (подготовка узких специалистов)
  13. Тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью
  14. Краткосрочная занятость
  1. Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса
  2. Коллективная ответственность
  3. Гибкий неформальный подход к построению структуры управления
  4. Общие, неформальные процедуры контроля
  5. Групповые формы контроля
  6. Медленная оценка и продвижение
  7. Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль
  8. Стиль руководства, ориентированный на группу
  9. Ориентация  управляющих на достижение гармонии в группе и групповые достижения
  10. Личные, неформальные отношения с подчиненными
  11. Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы
  12. Неспециализированная профессиональная подготовка (подготовка руководителей универсального типа)
  13. Определение размера оплаты в зависимости от других факторов (стаж работы, показатели работы группы и т. д.)
  14. Долгосрочная занятость



 

 

 

Пр иложение 2.

 

 

 

Рис.2.1.Особенности  американского менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.2. Деловитость

 

 


Информация о работе Управление человеческими ресурсами на предприятиях Японии и США