Управление безопасностью труда и здоровьем персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 02:09, курсовая работа

Краткое описание

Только хорошо защищенный в плане своего труда персонал будет оптимально настроен на выполнение своих функций с достаточно высокой производительностью, обеспечив фактор защиты, работодатель в свою очередь получает возможность не только подбора более квалифицированного и качественного персонала, но и высокую вероятность обезопасить себя и своих работников от аварийных ситуаций и несчастных случаев, которые приносят ущерб, могущий оказаться достаточно крупным, и приводящий к большим экономическим потерям, а также к снижению престижа и степени доверия к предприятию, что также может отрицательно сказаться на состоянии предприятия и его положении на современном рынке.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие безопасности организации, труда и здоровья персонала 4
2 Регламентация безопасности организации, труда и здоровья персонала в современном законодательстве 5
3 Безопасность организации, труда и здоровья персонала в контексте основных подходов к управлению персоналом 6
3.1 Экономический подход 7
3.2 Органический подход 9
3.3 Гуманистический подход 11
Второй раздел 12
2.1 Квалификационные требования работников кадровой службы 12
2.2 Организация рабочего места работника кадровой службы 20
2.3 Расчет численности специалистов кадровой службы 20
2.4 Обработка фотографии рабочего времени 26
2.5 Расчет возможного роста производительности труда 28
3. Наблюдательный лист фотографии рабочего времени 29
Заключение 32
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Kuraaaaaach.docx

— 68.90 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 1 - Соответствие деятельности по управлению персоналом доминирующим потребностям личности

Доминирующая

Потребность

Деятельность по управлению персоналом

Самоактуализация

Побуждение служащих к  максимальной вовлеченности

в процесс труда и управления. Превращение работы в главное  средство самовыражения служащих

Самоуважение

Работа должна находиться в зоне устремлений работника, обеспечивая  его автономию, ответственность  и развивая самоидентичность

Доминирующая

Потребность

Деятельность по управлению персоналом

Социальные потребности

Работа должна позволять  общаться с коллегами и ощущать  нужность людям

Потребность в безопасности

Работа должна позволять  сотрудникам ощущать свою защищенность, для чего необходимо осуществлять программы  пенсионного и социального страхования, поддержки при болезни, гарантии занятости, перспективы карьеры  внутри организации,

создавать безопасные условия  труда

Физиологические потребности

Работа должна обеспечивать возможность восстановления затраченной  работником энергии заработной платы  и других видов материального  вознаграждения должно хватать по крайней  мере на восстановление работоспособности


 

При использовании органической концепции обеспечение потребности  в безопасности отнесено к доминирующим потребностям и никак не остается без внимания. В большинстве современных  крупных корпораций и государственных  организаций сейчас используется подобный подход к управлению персоналом. Сознание собственной защищенности способствует повышению производительности труда  персонала, повышает конкурентоспособность  фирмы на рынке работодателей, положительно влияет на микроклимат в коллективе, так как снимает часть подсознательного напряжения работников, особенно занятых  на производствах с повышенной опасностью. Для таких категорий сотрудников  важно само осознание того факта, что их труд и здоровье максимально  защищены.

Даже при возникновении  непредвиденной ситуации, угрожающей или наносящей вред здоровью работника, он будет социально защищен, так  как расценивается здесь как  живой организм, обладающий базовыми приоритетными потребностями, а не как механическая деталь сложной производственной машины, что могло было бы быть при применении рассмотренной выше экономической концепции.

3.3 Гуманистический подход

Развивающаяся в последнее  время гуманистическая парадигма  исходит из концепции управления человеком и из представления  об организации как культурном феномене.

Организационная культура - целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования становится одним из объяснительных принципов.

Принципы поведения становятся средством работника для самостоятельного формирования оптимальной для его  деятельности окружающей его производственной среды, способствуют не только поддержанию  психологического и физического  здоровья работника, но и улучшению  микроклимата коллектива.

Это является важным фактором обеспечения безопасности, так как  налаженная положительная атмосфера  коллектива создает дополнительный уровень защиты работника в непредвиденной ситуации.

При данной концепции организация  не просто учитывает потребность  человека в безопасности труда и  здоровья, но и делает это в рамках и с учетом специфики поведения  самой организации по отношению  к персоналу и персонала внутри нее. Здесь рассматриваемая безопасность организации, труда и здоровья персонала  выходит как один из безусловных  приоритетов, не вызывающих сомнения у  субъектов проводимой в подобной организации политики безопасности, которая в данном случае может  получить дополнительное развитие и  более широкое поле деятельности.

Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне  организации, о которой мало говорят  другие подходы.

 

Второй  раздел

2.1 Квалификационные  требования работников кадровой  службы

Для персонала кадровой службы характерно функциональное, технологическое  и профессионально-квалификационное разделение и кооперация труда.

Функциональные разделение и кооперация труда неразрывно связаны  со структурой предприятия (организации), созданием подразделений и служб, ориентированных на выполнение определенных функций по управлению трудовыми  ресурсами, например создание службы управления персоналом наряду с отделом кадров. Функциональные разделение и кооперация труда работников службы кадров базируются на должностных обязанностях, определенных штатным расписанием и организационной  структурой кадровой службы.

Для технологического разделения труда характерно закрепление отдельных  операций или их комплекса за конкретным исполнителем.

Профессионально-квалификационные разделение и кооперация труда предполагают распределение обязанностей между  работниками с учетом осуществляемой деятельности и требуемой для  выполнения работы квалификации и установление взаимосвязей работников в их трудовой деятельности.

Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется на основе Квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37) (ред. от 14.03.2011 № 194).

Квалификационный справочник (КСД) включает в себя квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих, осуществляющих функции кадрового менеджмента  на предприятии (в организации). Характеристика каждой должности содержит три раздела:

“Должностные обязанности” – перечислены функции, которые  должны быть полностью или частично выполнены работниками, занимающими  данную должность;

“Должен знать” – содержатся требования, предъявляемые к работнику, занимающему данную должность, в  отношении знаний по специальности, законодательных актов, положений, инструкций и других нормативных  документов, а также методов и  средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;

“Требования квалификации”  – определены уровень и профиль  специальной подготовки работника, необходимые для выполнения основных функций и обязанностей, и требования к стажу работы.

Должность инспектора по кадрам:

  • основные права и обязанности :
  1. Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам.
  1. Формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью.
  2. Ведет учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации.
  3. Подготавливает необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления работников к поощрениям и награждениям.
  4. Заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа, выдает справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников.
  5. Производит записи в трудовых книжках о поощрениях и награждениях работающих.
  6. Ведет учет предоставления отпусков работникам, осуществляет контроль за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков.
  7. Вносит информацию о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, следит за его своевременным обновлением и пополнением.
  8. Оформляет карточки пенсионного страхования, другие документы, необходимые для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, установления льгот и компенсаций.
  9. Изучает причины текучести кадров, участвует в разработке мероприятий по ее снижению.
  10. Подготавливает документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив.
  11. Осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка.
  12. Составляет установленную отчетность.
  13. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.
  14. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
  15. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.
  16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,
  • имеет право:
  1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

А) по совершенствованию  работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,

Б) о поощрении подчиненных  ему отличившихся работников,

В) о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности  подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

  1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
  2. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
  3. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.
  4. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
  • ответственность:
  1. За ненадлежащее исполнение  или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба организации – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • квалификационные требования:

среднее профессиональное образование  без предъявления требований к стажу  работы или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 3 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года

  • профессиональные умения:

- умение оперативно пользоваться  нормативными документами; 

- умение быстро найти  информацию в случае пробела  в знаниях; 

- грамотная устная и  письменная речь; -

 аккуратность и ответственность в работе с документами;

Табельщик

  • Оформление листка нетрудоспособности
  • Регистрация нарушений общественного порядка работником
  • Составление отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
  • Составление отчета о численности, составе, движении и образовании работников, занимающих должности руководителей и специалистов и рабочих с высшим и средним образованием
  • Проверка табелей               

 

2.2 Организация  рабочего места работника кадровой  службы

Важным аспектом деятельности работника кадровой службы является организация его рабочего места.

Условия труда предполагают наличие нормальной освещенности, допустимого  уровня шума, оптимального микроклимата, эстетики, рационального режима труда  и отдыха, а также психологического климата в коллективе. Санитарно-гигиенические  условия труда на рабочем месте  регламентируются санитарными нормами, нормативными документами, стандартами  техники безопасности (СанПин, СНиП).

2.3 Расчет численности  специалистов кадровой службы

Расчет численности специалистов проводится на основе данных Межотраслевых  нормативов времени на работу по комплектованию и учету кадров . Нормативами охвачены следующие виды работ:

       оформление  документов при приеме на работу  рабочих и служащих;

       оформление  документов при увольнении рабочих  и служащих;

       оформление  и учет трудовых книжек;

       оформление  документов по учету движения  кадров;

       составление  статистической   отчетности   по   учету   личного состава;

       составление  справок,  участие в  разработке  планов  и  другие работы, выполняемые  работниками по комплектованию  и учету кадров;

       работы  по табельному учету;

       работы  в бюро пропусков  и др.

Порядок расчета численности  работников кадровой службы:

- на основании нормативов  времени (Приложение 1) рассчитываются  нормы времени отдельных операций:

Информация о работе Управление безопасностью труда и здоровьем персонала