Транспортные обязательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:16, реферат

Краткое описание

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств.

Оглавление

Введение 2
1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную область 3
1.1 Виды инвестиций 3
1.2 Значимость инвестиций в транспорт 4
1.3 Цели капитальных вложений в транспортную отрасль 6
1.4 Способы превращения инвестиций в основные фонды 6
2. Транспортные обязательства 8
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

В.18,27-(2 ВАР).doc

— 124.50 Кб (Скачать)
ustify">         Обязанность грузоотправителя состоит в предъявлении груза  к перевозке в соответствии:

         1) с общими условиями, в состав которых включают:

         а) количество, род и наименование груза. Определяются заявкой договором об организации перевозок или договором перевозки Замена груза допустима при условии согласия перевозчика;

         б) определение тары. Грузы, подверженные порче, повреждению или утрате в процессе транспортировки, должны предъявляться к перевозке в таре. Тара должна быть исправна, соответствовать стандартам, обеспечивать полную сохранность груза, транспортных средств, обеспечивать безопасность движения (ст. 18 УЖДТ РФ, ст. 139 КТМ РФ, ст. 52 УАТ РСФСР), в противном случае перевозчик вправе отказать в приеме груза;

         в) определение веса. Выбор способа определения веса обусловлен характеристикой груза, предъявляемого к перевозке. Вес груза может быть определен взвешиванием; по трафарету на каждом грузовом месте; по стандарту при перевозке грузов, упакованных в тару стандартной вместимости; расчетным способом; условно (например, ст. 26 УЖДТ РФ, п. 31 Общих правил морской перевозки грузов, ст. 62 и 63 УАТ РСФСР). Вес груза определяет та сторона, которая проводит погрузку, если иное не определено законом или договором;

         г) маркировка груза. Нанесение на груз определенных надписей и условных знаков для определения принадлежности груза, его особенностей, соблюдения мер предосторожности обеспечивает сохранность груза в процессе транспортировки;

         д) объявление ценности груза;

         2) со специальными условиями. Применяются при перевозке грузов, обладающих определенными свойствами и требующих соблюдения особых мер и условий транспортировки, например опасных, подкарантийных грузов, живых животных и пр.

         Указанные действия предваряют заключение договора перевозки, в результате исполнения которого реализуются  принятые к исполнению заявки (заказы) на перевозку.

         Для заключения договора перевозки применяют систему  единого документа, предусмотренную  п. 2 ст. 785 ГК РФ. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются:

         1) система накладной (применяется на всех видах транспорта);

         2) система коносамента (применяется на морском транспорте);

         3) система чартера (применяется на морском транспорте).

         Договоры грузовой перевозки подразделяют по различным  основаниям: по видам транспорта, по территориальному признаку, в зависимости  от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза и т.д.

         В зависимости от того, каким транспортом перевозят  грузы, перевозки подразделяют на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена  тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки [2, стр. 377].

         Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и  прямом смешанном сообщении. Местными называются перевозки, осуществляемые одной транспортной организацией, в пределах территориальных границ ее деятельности (железной дороги, пароходства и т. д.). Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуют несколько предприятий одного вида транспорта. Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта.

         Приведенная классификация  применима ко всем видам транспорта. Кроме того, данная классификация  может быть дополнена на основании классификаций перевозок, используемых на различных видах транспорта.

         На  морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки грузов, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

         Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные  виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок.

         На автомобильном  транспорте перевозки подразделяют на городские, пригородные, междугородные и международные.

         К городским перевозкам относят перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и к международным - перевозки за пределы или из-за пределов РФ, с пересечением государственной границы.

         Таким образом, договор  перевозки грузов сконструирован в Гражданском кодексе РФ по модели реального, двустороннего, возмездного договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату. Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе.

         В качестве элементов  обязательства грузовой перевозки  выделяют субъекты обязательства, предмет договора перевозки, срок в обязательстве перевозки, провозную плату.

         Субъектами обязательства  являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные, правом осуществлять грузовые перевозки по закону или  на основании лицензии. Отправителями грузов могут выступать любые субъекты гражданского права.

         Предмет договора перевозки - услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

         Срок  в обязательстве  перевозки - это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии - обычно принятыми сроками (сроками, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обязательств - ст. 152 КТМ РФ).

         Размер провозной  платы устанавливается соглашением  сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК РФ). Такое исключение сделано для транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

         Содержание договора перевозки составляют права и обязанности сторон. Так, основные обязанности перевозчика состоят в подаче отправителю исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ) и доставке груза в пункт назначения (ст. 792 ГК РФ), отправителя - в уплате за перевозку груза установленной платы. В соответствии с п. 4 ст. 790 ГК РФ перевозчик вправе удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы. Отправитель, в свою очередь, имеет право отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ).

         Следует отметить, что  в ходе транспортировки договор перевозки может подвергнуться изменениям двух видов:

         1) допускается изменение грузоотправителем указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения;

         2) допускается изменение пункта назначения груза, т.е. его переадресовка. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевозчика.

         Общее правило об ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки, сформулировано в ГК РФ применительно к перевозкам, осуществляемым всеми видами транспорта, и оно состоит в следующем. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

         Характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер. Действительно, применительно к отдельным нарушениям условий договора перевозки груза ответственность установлена либо в форме возмещения прямого ущерба или его части, например за не сохранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности, за просрочку его доставки. Таким образом, ограничения распространяются на упущенную выгоду и в некоторых случаях даже на часть реального ущерба.

         Основаниями возникновения  ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов являются:

         1) несовершение действий, связанных с организацией перевозок: неподача транспортных средств перевозчиком; подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов; неиспользование отправителем поданных транспортных средств (непредъявление груза к перевозке); недогрузка поданных транспортных средств (например, из-за отсутствия груза). Возникающая при этом ответственность носит взаимный характер и вытекает, как правило, из договорного основания (принятая заявка, договор об организации перевозок, чартер). Перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности, установлен ГК, транспортными уставами и кодексами и включает в себя действие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), а также военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом; иные случаи, предусмотренные транспортными уставами или кодексами (прекращение производства на срок менее 3 сут., задержка отправителем судов под разгрузкой и др.);

         2) нарушение обязательств по договору перевозки: несохранность груза и просрочка в доставке груза.

         Несохранность груза  проявляется в утрате, т. е. невозможности  вьщать груз получателю в течение  установленных сроков; недостаче (частичной  утрате), т.е. наличии разницы в  весе или количестве груза, принятого  к перевозке и сданного получателю по накладной (коносаменту); порче, т.е. несоответствии качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах.

         Ответственность в  обязательствах по перевозке грузов имеет ограниченный характер. Ограничение  касается как объема ответственности (поскольку во многих случаях ответственность  исчерпывается уплатой неустойки  или штрафа, взыскание убытков  проводится в случаях и пределах, установленных ГК РФ, транспортным законодательством, соглашением сторон), так и оснований ее возникновения; объем, и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности.

         Ответственность за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (в частности, за неподачу транспортных средств или за их неиспользование) в соответствии с транспортным законодательством имеет характер исключительной неустойки, взыскиваемой либо в твердо установленном размере за учетную единицу, либо в процентном отношении к провозной плате ст. 94 УЖДТ РФ, ст. 180 КВВТ РФ, ст. 127 УАТ РСФСР и др.

         Ответственность перевозчика  за несохранность груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Размер возмещения ущерба, причиненного при перевозке груза, вследствие его утраты или порчи устанавливается равным стоимости утраченного груза, которая определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором; при отсутствии этих сведений - исходя из цены, которая при сравнимых условиях обычно взимается за аналогичные товары.

         В случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением  его ценности, ущерб возмещается  в размере объявленной ценности. Провозная плата, взысканная за перевозку  утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, возвращается грузоотправителю (грузополучателю) только в том случае, если эта плата не входит в стоимость груза.

         Ответственность перевозчика  за просрочку в доставке груза  носит характер исключительной неустойки  и в соответствии с транспортным законодательством исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Информация о работе Транспортные обязательства