Торговые запасы и их роль в торговом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что важнейшим условием достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное циклическое формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: расходы на продажу, объем реализации товаров, величину доходов, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становятся анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

Файлы: 1 файл

товарные запасы и их роль в торговом процессе.docx

— 221.39 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский Экономический Университет имени Г.В.Плеханова»

 

Факультет Экономики торговли и товароведения

Кафедра торговой политики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика организации»

на тему «Торговые запасы и их роль в торговом процессе»

 

 

 

Выполнил студент 3-го курса

группы КТДЛ – 32/2

очной формы обучения

факультета экономики торговли и

товароведения

Шустер Никита Иванович

Научный руководитель:

доц. Карпова.Е.В.

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Опорной составляющей развитых экономических отношений является торговый бизнес, который во многом способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей покупателей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.

Товарное обращение – неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что важнейшим условием достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное циклическое формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: расходы на продажу, объем реализации товаров, величину доходов, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становятся анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

Объектом исследования курсовой работы является торговая компания ООО «Кинескоп».

Предметом исследования являются инструменты управления товарными запасами.

Целью курсовой работы является проведение анализа состояния товарных запасов ООО «Кинескоп» с целью их оптимизации для повышения эффективности коммерческой деятельности.

В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:

● Рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов, их классификацию;

● Определить роль товарных запасов в сфере товарного обращения;

● Изучить функции товарных запасов на предприятиях торговли;

● Рассмотреть основные методы определения величины товарных запасов;

● Изучить процессы оптимизация управления товарными запасами;

● Дать характеристику торговой компании ООО «Кинескоп» ;

● Проанализировать состояния товарных запасов на предприятии;

●Предложить мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль запаса товаров в рыночном процессе

    1. Понятие и экономическая сущность товарных запасов, их классификация.

 

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети, на складах должно быть определенное количество товарных запасов.

Товарные запасы — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.1

Пока товар не продан и находится в каналах сферы товарного обращения, а также ожидает момента продажи, он является товарным запасом. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Таким образом, конечная цель товарного запаса - быть проданным. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, перехода из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товарный запас как можно быстрее прошел путь по каналам рынка с момента его производства до момента продажи. Товарные запасы не приносят ничего, кроме как убытков своим владельцам.

Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

• время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;

• сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;

• несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;

• особенности в территориальном размещении производства;

• условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;

• звенность товародвижения;

• возможности хранения товара и др.2

Товарные запасы выполняют определенные функции:

- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

- удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

- характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

Оборотные средства - это средства, используемые предприятием для осуществления своей постоянной деятельности, оборотные средства включают в себя производственные запасы предприятия, незавершенное производство, запасы готовой и отгруженной продукции, дебиторскую задолженности, а также наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия.

Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.

Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.

Оборачиваемость оборотных средств неодинакова на различных предприятиях, что зависит от их отраслевой принадлежности, а в пределах одной отрасли – от организации производства и сбыта продукции, размещения оборотных средств и других факторов.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей: длительностью одного оборота в днях, количеством оборотов за определенный период (коэффициент оборачиваемости), суммой занятых на предприятии оборотных средств на единицу продукции (коэффициент загрузки).

Знание классификации товарных запасов позволяет грамотно изучать их структуру, а в динамике – исследовать структурные сдвиги в их составе (табл. 1).

 

Таблица 1. Классификация товарных запасов

1. По месту нахождения

1.1 В сфере производства

1.2 В оптовой торговле

1.3 В розничной торговле (розничная торговая сеть и предприятия общественного (массового) питания)

1.4 В пути

2. По материально-вещественному  составу

2.1Непродовольственных товаров

2.2Товаров длительного хранения

2.3Строительных материалов

2.4Продовольственных товаров

3. По срокам

3.1 начало периода

3.2 конец периода

3.3 на любую дату периода

4. По отношению к нормативу (оптимальная величина запаса  НЗ)

4.1. В пределах норматива ( З = Нз )

4.2. Выше норматива ( З > Нз ) – наличие сверхнормативных фактических запасов

4.3. Ниже норматива ( З < Нз ) – наличие ниженормативных фактических запасов

5. По единицам измерения

5.1. Абсолютные (стоимостное выражение и натуральное)

5.2. Относительные (дни т/о);

6. По назначению

6.1 текущее хранение

6.2 сезонное назначение

6.3 досрочного завоза

6.4 целевые товарные запасы


 

 

1.2. Роль  товарных запасов в сфере товарного  обращения

 

В отличие от других отраслей экономики в составе и структуре оборотных средств торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы. Это вызвано следующими причинами, связанными с особенностью торгового обслуживания: равномерностью процессов обращения, сезонностью производства и потребления, неравномерностью размещения производства и районов потребления; непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства; преобразованием производственной продукции в торговую; необходимостью образования страховых резервов, а также другими причинами.3

Понятие «товарные запасы» включает в себя: товар, ожидающий момента продажи, а также часть совокупного общественного продукта (элемент национального богатства страны), находящегося в обращении и предназначенного для обеспечения непрерывности процесса реализации и удовлетворения спроса населения на товар. Товарные запасы представляются в абсолютных и относительных измерениях. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или стоимостных единицах.

Абсолютная величина товарного запаса не постоянна. Она все время меняется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании важное значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятии на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарного запаса.

Товарные запасы в днях исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определенную дату) на среднедневной товарооборот соответствующего периода.

Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов. Оценка товарных запасов производится по фактической себестоимости.

Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение:

  • повышает эффективность товарного обращения;

  • влияет на воспроизводственные процессы в торговле;

  • является одновременно важным условием повышения прибыли и рентабельности производственно-финансовой деятельности предприятия.

Выбранный предприятием метод оценки запасов товарных и других материальных ресурсов определяет не только величину издержек производства и обращения или себестоимость, но и прибыль, следовательно, влияет на сумму уплачиваемых налогов.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

 

1.3. Функции  товарных запасов на предприятиях  торговли

 

Цель управления товарными запасами – это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовое состояние потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами и учитывать политику в области цен.

Информация о работе Торговые запасы и их роль в торговом процессе