Теневая экономика и проблема ее эффективного ограничения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней. Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо выделить задачи, входящие в нее. А они следующие:
- определить сущность понятия «теневая экономика», виды и причины ее возникновения, развития и функционирования на разных этапах эволюции человеческого общества;
- показать, как влияет теневая экономика на официальную экономику государства, какие негативные последствия несет данное влияние и методы борьбы с ними;
- определить особенности теневых структур в переходной (трансформационной) экономике проследить особенности данного явления на примере Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
Глава 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ………………………………………………………….….….4
Глава 2. НЕГАТИВНОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ГОСУДАРСТВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ…………………………………..……………..………………10
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.…………………………………………………………….…..15
Глава 4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…….…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………....…23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………..………………………………………………….…26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

Вариант 2. Постепенный переход к рыночной экономике при условии сохранения постоянных темпов роста производства. Предполагается активизация рыночных преобразований, реструктуризация экономики. Следовательно, с расширением производственного  сектора будет постепенно увеличиваться  и доля теневой экономики, а именно 40-45% от ВВП. Как следствие, рост объема теневой экономики, после замедление темпов роста к 2010г., стабилизация уровня к 2015г.

Вариант 3. Постепенный переход к рыночной экономике при условии сокращения темпов роста производства. Предполагается активизация рыночных реформ и изменение  отраслевой структуры народнохозяйственного  комплекса. Размеры теневой деятельности постепенно увеличиваются до 35-40% от ВВП. Следует ожидать постоянный замедленный рост объема теневой экономики.

Вариант 4. «шоковая терапия». Прежде всего, данный вариант связан с проведением  радикальных рыночных преобразований. В результате произойдет резкий спад производства, снижение уровня жизни, доля теневой экономики может выйти за пределы 50-60% от ВВП. Но через несколько лет возможно постепенное сокращение спада производства, его стабилизация и некоторое снижение доли теневой экономики до 45-50% от ВВП. Следствием будет являться резкий объем роста теневой экономики до 2007г., постепенное его снижение к 2007-2020 гг.

Вариант 5. Присоединение к России. Такое  предположение развития приведет к  автоматическому распространению  на территории Беларуси рыночных реформ, происходящих в России, к потере экономической самостоятельности, полной зависимости от российского  капитала и т.д., к росту коррупции  и нелегальной экономики. Нижняя граница теневой экономики предположительно достигнет 50-60 % и выше от ВВП. Следует  ожидать постоянный рост объема теневой  экономики, к 2015г. темпы роста замедляются. [7, с. 194]

Таким образом, используя комбинационные методы прогноза и сценарии развития экономики Республики Беларусь на 2006-2020 гг. можно проследить следующую динамику развития теневой  экономики [приложение 1].

Теперь, когда приблизительно оценили возможные  масштабы теневой экономики, можно  попытаться определить и способы  борьбы с этим «недугом», характерные  для нашей республики.

Меры  по обеспечению экономической безопасности - это целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере  экономики. Данная деятельность включает: определение пороговых значений экономической безопасности; прогнозирование  внешних и внутренних экономических  угроз; разработку законодательных  актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; поддержку развития малого предпринимательства и другие.

Первостепенное значение в борьбе с экономической преступностью  имеет разрушение условий и обстоятельств, ее порождающих. Необходимо создание экономических  и правовых стимулов, исключающих  криминализацию общества из всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными элементами производственных и финансовых институтов, их проникновение  в различные структуры власти.

Обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь требует дальнейшего укрепления государственной власти, повышения  доверия к ее институтам, а также  улучшения механизмов выработки  и реализации экономической политики. Для этого необходимо совершенствование  системы управления экономикой на основе более четкого определения функций  республиканских, отраслевых, региональных (областных) и местных (районных, городских) органов управления. Переход к  рыночной экономике требует формирования соответствующего нормативно-правового  пространства, новых институтов управления и институциональных преобразований, создания механизма разрешения спорных  вопросов и конфликтных ситуаций между различными органами власти и  управления.

Актуальной проблемой до сих  пор является «отмывание» преступных доходов на территории Республики Беларусь. Как уже было отмечено в главе 2, под «отмыванием» денег понимается процесс, посредством которого доходы, получаемые от любой криминальной деятельности, перемещаются, трансформируются, конвертируются или смешиваются с законно  получаемыми средствами с целью  сокрытия или маскировки их истинного  происхождения, источника или собственника. Специфика нашей республики заключается  в том, что она занимает своеобразное «транзитное» положение в движении денежных средств. В связи с этим преступные группировки втягивают  белорусских субъектов хозяйствования в преступную деятельность. Поэтому  международные эксперты наряду с  латиноамериканскими странами, странами Юго-Восточной Азии, а также Польшей, Румынией, Россией относят Беларусь к «группе повышенного риска». [5, с. 2]

Эффективное противодействие данному  виду преступной деятельности в республике может быть налажено при условии  изучения и использования законодательного, организационного опыта государств, столкнувшихся с этой проблемой  раньше Беларуси, и тесном взаимодействии с государствами, банками и правоохранительными  органами по предотвращению легализации  доходов, добытых обманным путем. Новый  Уголовный кодекс республики предусматривает  уголовную ответственность по статье 152-б за легализацию преступных доходов, а также по статье 235 за легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем. Но следует отметить, что действующее законодательство пока не в полной мере соответствует современному состоянию проблемы и не учитывает опыт зарубежных стран. [5, с. 3]

Любимым объектом для дельцов теневого бизнеса стал банковский кредит. Особую почву для финансовых афер и злоупотреблений  создают им коммерческие банки. Массовый характер приобрели:

  • нарушения кредитно-финансовой дисциплины, порядка и правил ведения бухгалтерского учета;
  • отсутствие проверки законности кредитных договоров с государственными предприятиями и банками;
  • злоупотребления и подлоги в отношениях между ними.

Стоит сказать о том, что главным  фактором обеспечения экономической  безопасности Республики Беларусь также  является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его  эффективности и конкурентоспособности. Для этого необходимо, во-первых, сохранить приоритетное развитие отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, необходимо развивать национальную экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и других глобализационных процессов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. Теневая  экономика в Беларуси имеет специфические особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом.
  2. Существуют меры, направленные на снижение, предотвращение и/или уничтожение теневой экономики в Беларуси.
  3. Исходным пунктом разработки регулирующих мер является прогнозирование возможных границ и структуры теневой экономики.

Таким образом, видно, что в Беларуси существует теневой сектор экономики (пусть даже небольшой процент  по сравнению с другими государствами), однако принимаются различные меры по борьбе с ним, которые ужесточаются с каждым годом. Хотелось бы надеяться, что в скором времени масштабы теневой экономики снизятся до минимума, и нашей экономике будут соответствовать  только понятия «кристально-чистая», «прозрачная», «законная».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Даже при наличии малого объема информации, которая представляет собой  общий обзор масштабов теневой  экономики, причины ее развития, условий  возникновения и последствия, можно  говорить о том, насколько сильно воздействует теневая экономика  не только на официальную экономику, но и на все сферы нашей жизни.

По данной работе можно сделать  следующие выводы:

1. Теневая экономика – это специфическая форма экономической деятельности, реализуемая в народном хозяйстве и подчиненная цели получения доходов от незаконной и полулегальной хозяйственной практики. Существуют различные (это обусловлено неоднозначностью подхода к теневой экономике) классификации теневых форм экономической деятельности. В понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включаются: основные капиталы; финансовые средства и ценные бумаги; личные капиталы структур теневой экономики; демографические ресурсы. Выделяют множество причин появления теневой экономики, среди которых: инфляция в условиях несбалансированного рынка; расширение частного сектора; расширение практики уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов; слабое нормативное и правовое обеспечение регулирования рыночных отношений; другие.

2. Функционирование теневой экономики  влечет за собой ряд последствий  – положительных и отрицательных, которые влияют на макроэкономическое равновесие государства, независимо от его формы правления, этапов развития. При определении уровня теневой экономики используют прямые и косвенные методы. Борьба с теневой экономикой должна быть борьбой с причинами ее порождающими. Существует множество комплексов борьбы с теневой экономикой, которые включают в себя различные аспекты действия.

3. Проанализировав ситуацию в  странах с переходной экономикой, важно отметить, что переход к  рынку является сложной проблемой  для предотвращения теневой экономики,  требующая глубокой теоретической  проработки и комплекса практических мер. Это определяется совокупностью факторов, таких как рост инфляции, возможность получения прибыли без самовозрастания стоимости, расширение частного сектора, практика уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа метких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциации доходов, ухудшение криминогенной обстановки, отсутствие единой методики количественной оценки теневых экономических структур, несовершенство методов сбора.

4. Необходимо выделить следующие  важные моменты, характерные для  Республики Беларусь, связанные  с развитием теневой экономики:

теневая экономика в Беларуси имеет специфические особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом (первая особенность – воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики (это воспроизводство не нарушается, даже при замене партийно-бюрократических структур на демократические); вторая особенность – упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики; третья особенность – расширения социальной базы теневой экономики; четвертая особенность – распространение специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона); исходным пунктом разработки регулирующих мер является прогнозирование возможных границ и структуры теневой экономики; существующие комплексы мер по борьбе с теневой экономикой разнообразны по сферам влияния, а также масштабам действия.

Для того, чтобы бороться с теневой экономикой, необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Ее изучение необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая сложилась в настоящее время.

Для того чтобы полностью контролировать экономическую ситуацию в стране, необходимо не просто владеть практическими  навыками по борьбе с теневой экономикой, но и быть «подкованным» в теоретическом  плане.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бовкун, Н. Ч. Теневая экономика: проблемы количественного измерения / Н. Ч. Бовкун, В. Н. Тамашевич; Белорусский экономический журнал. 1997.
  2. Зиновский, В. И. Проблемы оценки ненаблюдаемой экономики в Республике Беларусь / Вопросы статистики. 2004.
  3. Крюков, Л. М. Актуальные проблемы рыночной экономики. Мн.: 1992. – 133 с.
  4. Орлов, В. И. Философия бизнеса в обществах переходного типа. Мн.: Экономпресс, 2004. – 287 с.
  5. Пузиков, В. В. Стратегия борьбы с «отмыванием» преступных доходов / Предпринимательство в Белорусии. 2001. – 192.
  6. Пузиков, В. В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: «Армита-Маркетинг», 2001. – 363 с.
  7. Тамашевич, В. Н. Актуальная статистика 2004. Мн.: «Информстат», 2004. – 268 с.
  8. Филиппович, С. И. Механизм ограничения теневой экономики. Мн.: 2002. – 65 с.
  9. Эриашвили, Н. Д. Теневая экономика. Мн.:Москва: Юнити-Дана, 2008. – 447 с.
  10. http://belstat.gov.by

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1 Варианты динамики относительного показателя теневой экономики в  Республике Беларусь в течение 2006-2020гг. [5, c. 192]

Сценарии  развития и характер динамики объемов  теневой экономики

Объем теневой экономики, % к официальному ВВП

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

Вариант 1

32,5

37,1

46,1

50,1

55,7

43,2

45,1

Вариант 2

35,2

38,1

40,5

42,3

43,6

45,1

45,1

Вариант 3

31,1

33,6

34,9

35,1

36,7

38,1

39,6

Вариант 4

60,1

59,7

55,5

53,1

52,1

50,1

45,1

Вариант 5

45,6

49,1

50,1

52,5

54,1

55,2

60,1

Информация о работе Теневая экономика и проблема ее эффективного ограничения