Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней. Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо выделить задачи, входящие в нее. А они следующие:
- определить сущность понятия «теневая экономика», виды и причины ее возникновения, развития и функционирования на разных этапах эволюции человеческого общества;
- показать, как влияет теневая экономика на официальную экономику государства, какие негативные последствия несет данное влияние и методы борьбы с ними;
- определить особенности теневых структур в переходной (трансформационной) экономике проследить особенности данного явления на примере Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
Глава 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ………………………………………………………….….….4
Глава 2. НЕГАТИВНОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ГОСУДАРСТВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ…………………………………..……………..………………10
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.…………………………………………………………….…..15
Глава 4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…….…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………....…23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………..………………………………………………….…26
Одним из популярных методов отмывания денег является незаконное перемещение их за рубеж.
Для «отмывания» денег обычно выбираются
страны, кредитно-финансовой системе
которых присущи следующие
Своеобразная надстройка теневой экономики – сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, которые берут взятки или «торгуют» государственными должностями и интересами. Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием – от шантажа до заказного убийства.
В середине – «теневики-хозяйственники». К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков». Эти люди – «мотор» экономической деятельности, и не только нелегальной. Они, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы от налогообложения.
Третья группа представлена наемными
работниками, причем как физического,
так и интеллектуального труда.
К ним могут примыкать
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
И в заключение,
нужно отметить то, что теневая
экономика в стране является реакцией
на тотальную бюрократизацию общества
административно-нажимными
Функционирование теневой
Рассмотрим
негативные последствия для социально-
Теневое производство в пределах государственного сектора – самое выгодное производство для производителя, ибо оно основано на частном использовании государственной собственности и присвоении производимых в ее рамках продуктов труда, используется сырье и материалы, сэкономленные в процессе производства. Так происходит сращивание официальной экономики и теневой. Раз теневая экономика существует в сфере базисных отношений, она создает и свои теневые надстроечные структуры, этику, неофициальное право, внешнюю и внутреннюю службы безопасности, свою идеологию прикрытия, даже свои профессии. [6, с. 159]
Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.
Не менее важным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.
Деятельность организованной преступности
редко влечет появление новых
производств. Она стремится к
получению прибыли в
Можно назвать еще очень много негативных последствий существования теневой экономики в рамках официальной экономики и социальной структуры общества, но достаточно перечисленных выше, чтобы понять, сколько отрицательного содержит в себе данное явление.
Однако необходимо отметить, что
теневая экономика несет за собой
не только отрицательные черты. Она
оказывает и положительное
1.Удовлетворение покупательского спроса (когда государство и легальные экономические субъекты по той или иной причине не могут предоставить требуемые услуги и товары, их предоставляют субъекты теневой экономической деятельности);
2.Создание
дополнительных рабочих мест
для малообеспеченных слоев
З.Стимулирование экономической активности в условиях ее невыгодности в легальном секторе.
Теневую экономику можно рассматривать как суррогатный заменитель легальной при невозможности развития последней.
Основная сложность в борьбе с теневой экономикой в том, что она по своей сущности невидима и, следовательно, нельзя назвать ее конкретную величину и границы влияния, и, следовательно, попытаться определить основные универсальные методы борьбы с этим «недугом». И все же ученые пытаются искать пути решения данной проблемы.
Для начала нужно определить имеющийся уровень теневой экономики, но уже на этом этапе возникают первые сложности.
При определении уровня теневой
экономики в странах с
Прямые методы, или микрометоды, основываются на данных специальных обследований и их анализа. Основная цель подобного анализа заключается в раскрытии разницы в доходах и расходах отдельных социальных групп.
Косвенные, или макрометоды, связаны с единой системой показателей и информацией, которой располагают налоговые и финансовые органы. Сущность заключается в сравнении данных различных источников, характеризующих единый экономический процесс (показатель экспорта других стран и импорта товаров в страны СНГ, показатели расходов и доходов и т.д.). Разница соответствующих показателей позволяет выявить уровень теневой экономической деятельности.
Каждая группа методов имеет свои преимущества и недостатки. В связи этим наиболее достоверные данные о теневой экономике можно получить, используя параллельно оба метода.
Важную роль в формировании масштабов "тени" играют такие экономические процессы, как приватизации и разгосударствления. Если государственный сектор в лице предприятий, организаций и учреждений в своей подавляющей части будет приватизирован, это однозначно приведет к росту теневой сферы деятельности. Пусть приватизируются малые предприятия, сфера услуг, где основные средства производства незначительны. Кроме того, следует учитывать размеры теневой деятельности в государственном секторе. Должна быть создана стабильная налоговая система, стимулирующая развитие производства, расширение номенклатуры, ассортимент продукции, рост производительности труда. Экономические меры должны быть подкреплены комплексом политических и социальных аспектов:
Другие авторы выделяют иные комплексные
способы борьбы с теневой экономикой.
По их мнению, она должна осуществляться
по трем взаимосвязанным и
В соответствии с первым направлением
необходимо срочным образом оформить
все условия для массового
появления и развития интенсивных
форм хозяйствования создать институт
частной собственности, разработать
основы правового государства, внедрить
в общественное сознание идеологию
цивилизованного
В соответствии со вторым направлением следует найти и реализовать действенные цивилизованные формы административного, юридического и общественного контроля над предпринимательской деятельностью, а также за государственной службой, ее контролирующей и регулирующей. Для этого при высшем законодательном органе страны необходимо иметь специальную комиссию, которая осуществляла бы анализ разнообразных условий, создающих почву для развития теневой экономики, а также вырабатывала конкретные рекомендации по борьбе с этим явлением.
Целесообразно иметь закон о
государственной службе, в котором
были бы предусмотрены специальные
формы контроля, ориентированные
на борьбу с коррупцией обязательное
декларирование источников движимого
и недвижимого имущества
Информация о работе Теневая экономика и проблема ее эффективного ограничения