Теневая экономика и проблема ее эффективного ограничения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней. Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо выделить задачи, входящие в нее. А они следующие:
- определить сущность понятия «теневая экономика», виды и причины ее возникновения, развития и функционирования на разных этапах эволюции человеческого общества;
- показать, как влияет теневая экономика на официальную экономику государства, какие негативные последствия несет данное влияние и методы борьбы с ними;
- определить особенности теневых структур в переходной (трансформационной) экономике проследить особенности данного явления на примере Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
Глава 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ………………………………………………………….….….4
Глава 2. НЕГАТИВНОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ГОСУДАРСТВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ…………………………………..……………..………………10
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.…………………………………………………………….…..15
Глава 4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…….…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………....…23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………..………………………………………………….…26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

Одним из популярных методов отмывания  денег является незаконное перемещение  их за рубеж.

Для «отмывания» денег обычно выбираются страны, кредитно-финансовой системе  которых присущи следующие признаки: нестабильная правовая база; тайна  коммерческих и/или банковских операций и неопределенные законы об их регистрации; отсутствие препятствий (или минимальные  ограничения) в отношения обмена иностранной валюты и открытия анонимных (номерных) банковских счетов; отсутствие налогов или низкое налогообложение  доходов иностранных корпораций и т.п. По расчетам зарубежных специалистов, теневая экономика в развитых странах занимает существенное место в производстве валового национального продукта. По данным И. Волерса, ее доля в валовом национальном доходе США колеблется в пределах 8-12 %, в Канаде и Франции – 5-8%, в Норвегии и Швеции – 6-17 %, в африканских странах – 30%, в Чехии – 18%, а на Украине – 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%. [3, с. 79]

Своеобразная надстройка теневой  экономики – сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, которые берут взятки или «торгуют» государственными должностями и интересами. Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием – от шантажа до заказного убийства.

В середине – «теневики-хозяйственники». К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков». Эти люди – «мотор» экономической деятельности, и не только нелегальной. Они, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы от налогообложения.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах  которых до 60% составляют взятки.

Обобщая все вышесказанное, можно  сделать следующие выводы:

  1. Теневая экономика – это специфическая форма экономической деятельности, реализуемая в народном хозяйстве и подчиненная цели получения доходов от незаконной и полулегальной хозяйственной практики.
  2. Существуют различные (это обусловлено неоднозначностью подхода к теневой экономике) классификации теневых форм экономической деятельности.
  3. В понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включаются: основные капиталы; финансовые средства и ценные бумаги; личные капиталы структур теневой экономики; демографические ресурсы.
  4. Выделяют такие причины появления теневой экономики, как высокий уровень налогообложения, экономические кризисы, неблагоприятный социальный фонд, несовершенство организационно-правового регулирования, незащищенность прав собственности и другие.

И в заключение, нужно отметить то, что теневая  экономика в стране является реакцией на тотальную бюрократизацию общества административно-нажимными методами управления народным хозяйством. И  как социально-экономическое явление  теневая экономика представляет собой одну из характеристик общества, один из параметров, отражающих состояние  экономики и экономических интересов  разных групп населения.

 

  1. НЕГАТИВНОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙЭКОНОМИКИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ГОСУДАРСТВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Функционирование теневой экономики  влечет за собой ряд последствий – положительных и отрицательных, которые влияют на макроэкономическое равновесие государства, независимо от его формы правления, этапов развития.

Рассмотрим  негативные последствия для социально-экономического развития государства:

  1. Изменение политической ситуации в стране. Не без помощи «теневиков» теряют либо приобретают свои места в государственных органах будущие кандидаты в депутаты, идет непрерывный подкуп и развращение представителей государственной власти. И как результат – усиливается недоверие людей к исполнительным и законодательным органам власти. [6, с. 158]
  2. Резкая дифференциация в социальной сфере. Расслоение общества на бедных и богатых, потерявших нравственные и моральные ориентиры, использование принципа получения дохода или прибыли любыми путями и средствами, использование служебного положения, взяточничество, спекуляция, воровство.
  3. Уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней. Экономика уходит в тень, чтобы уйти от налогов. В результате нет поступления в бюджет. А нет доходов – нет и расходов. Власть становиться банкротом.
  4. Рост преступности, коррумпированности. Исторически и логически первой формой теневой защиты прав являлась «бандитская крыша» – структура организованной преступности, занимающейся рэкет-бизнесом.

Теневое производство в пределах государственного сектора – самое выгодное производство для производителя, ибо оно основано на частном использовании государственной собственности и присвоении производимых в ее рамках продуктов труда, используется сырье и материалы, сэкономленные в процессе производства. Так происходит сращивание официальной экономики и теневой. Раз теневая экономика существует в сфере базисных отношений, она создает и свои теневые надстроечные структуры, этику, неофициальное право, внешнюю и внутреннюю службы безопасности, свою идеологию прикрытия, даже свои профессии. [6, с. 159]

  1. Деформация налоговой сферы. Она находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.

Сокрытие  экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов  приводит к возрастанию налогообложения  доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

  1. Деформация бюджетной сферы. Она проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры.

Сокращение доходов бюджета  является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования  экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

Не менее  важным результатом сокращения государственных  расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень  социальной дифференциации населения  достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая  социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.

  1. Влияние на инвестиционный процесс. Это один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие и может быть весьма различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий.

Деятельность организованной преступности редко влечет появление новых  производств. Она стремится к  получению прибыли в максимально  короткие сроки, а не к ее стабильному  росту. Большая часть прибыли  вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.

  1. Влияние на состояние природной среды. Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению.
  2. Деформация структуры потребления. Это является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на распределение ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок.

Можно назвать еще очень много  негативных последствий существования  теневой экономики в рамках официальной  экономики и социальной структуры  общества, но достаточно перечисленных  выше, чтобы понять, сколько отрицательного содержит в себе данное явление.

Однако необходимо отметить, что  теневая экономика несет за собой  не только отрицательные черты. Она  оказывает и положительное воздействие  на социально-экономическое положение  в стране, которое включает в себя:

1.Удовлетворение покупательского спроса (когда государство и легальные экономические субъекты по той или иной причине не могут предоставить требуемые услуги и товары, их предоставляют субъекты теневой экономической деятельности);

2.Создание  дополнительных рабочих мест  для малообеспеченных слоев населения, что корректирует распределение доходов в их пользу.

З.Стимулирование экономической активности в условиях ее невыгодности в легальном секторе.

Теневую экономику можно рассматривать  как суррогатный заменитель легальной  при невозможности развития последней.

Основная сложность в борьбе с теневой экономикой в том, что  она по своей сущности невидима и, следовательно, нельзя назвать ее конкретную величину и границы влияния, и, следовательно, попытаться определить основные универсальные  методы борьбы с этим «недугом». И  все же ученые пытаются искать пути решения данной проблемы.

Для начала нужно определить имеющийся  уровень теневой экономики, но уже  на этом этапе возникают первые сложности.

При определении уровня теневой  экономики в странах с рыночными  хозяйственными отношениями пользуются прямыми и косвенными методами.

Прямые методы, или микрометоды, основываются на данных специальных обследований и их анализа. Основная цель подобного анализа заключается в раскрытии разницы в доходах и расходах отдельных социальных групп.

Косвенные, или макрометоды, связаны с единой системой показателей и информацией, которой располагают налоговые и финансовые органы. Сущность заключается в сравнении данных различных источников, характеризующих единый экономический процесс (показатель экспорта других стран и импорта товаров в страны СНГ, показатели расходов и доходов и т.д.). Разница соответствующих показателей позволяет выявить уровень теневой экономической деятельности.

Каждая  группа методов имеет свои преимущества и недостатки. В связи этим наиболее достоверные данные о теневой  экономике можно получить, используя  параллельно оба метода.

Важную роль в формировании масштабов "тени" играют такие экономические процессы, как приватизации и разгосударствления. Если государственный сектор в лице предприятий, организаций и учреждений в своей подавляющей части будет приватизирован, это однозначно приведет к росту теневой сферы деятельности. Пусть приватизируются малые предприятия, сфера услуг, где основные средства производства незначительны. Кроме того, следует учитывать размеры теневой деятельности в государственном секторе. Должна быть создана стабильная налоговая система, стимулирующая развитие производства, расширение номенклатуры, ассортимент продукции, рост производительности труда. Экономические меры должны быть подкреплены комплексом политических и социальных аспектов:

  • обеспечение стабильности властных структур;
  • строгое исполнение закона;
  • гарантия свободы хозяйственной деятельности;
  • строгий контроль над деятельностью органов управления.

Другие авторы выделяют иные комплексные  способы борьбы с теневой экономикой. По их мнению, она должна осуществляться по трем взаимосвязанным и взаимодополняющим  направлениям: разрешительному, контрольному и запретительному. [7, с. 162]

В соответствии с первым направлением необходимо срочным образом оформить все условия для массового  появления и развития интенсивных  форм хозяйствования создать институт частной собственности, разработать  основы правового государства, внедрить в общественное сознание идеологию  цивилизованного предпринимательства, распространить новые экономические  знания, соответствующие рыночной природе  общественного хозяйства. [3, с. 82-83]

В соответствии со вторым направлением следует найти и реализовать  действенные цивилизованные формы  административного, юридического и  общественного контроля над предпринимательской  деятельностью, а также за государственной  службой, ее контролирующей и регулирующей. Для этого при высшем законодательном  органе страны необходимо иметь специальную  комиссию, которая осуществляла бы анализ разнообразных условий, создающих  почву для развития теневой экономики, а также вырабатывала конкретные рекомендации по борьбе с этим явлением.

Целесообразно иметь закон о  государственной службе, в котором  были бы предусмотрены специальные  формы контроля, ориентированные  на борьбу с коррупцией обязательное декларирование источников движимого  и недвижимого имущества претендентов на ряд административных должностей высокого ранга, запрещение совмещения должностей на государственной службе и в коммерческой структуре, ограничение  суммы гонораров за лекции, размеров получаемых подарков, числа зарубежных поездок. [3, с. 83]

Информация о работе Теневая экономика и проблема ее эффективного ограничения