Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней. Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо выделить задачи, входящие в нее. А они следующие:
- определить сущность понятия «теневая экономика», виды и причины ее возникновения, развития и функционирования на разных этапах эволюции человеческого общества;
- показать, как влияет теневая экономика на официальную экономику государства, какие негативные последствия несет данное влияние и методы борьбы с ними;
- определить особенности теневых структур в переходной (трансформационной) экономике проследить особенности данного явления на примере Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
Глава 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ………………………………………………………….….….4
Глава 2. НЕГАТИВНОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ГОСУДАРСТВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ…………………………………..……………..………………10
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.…………………………………………………………….…..15
Глава 4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…….…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………....…23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………..………………………………………………….…26
В соответствии с третьим направлением борьбы с теневой экономикой главным является жесткое законодательное пресечение недобросовестного и социально-опасного предпринимательства, а также значительное улучшение материально-технического обеспечения работников правоохранительных органов. Для решения этих вопросов целесообразно максимально использовать правовой опыт и кредиты зарубежных стран, а также интеграцию в различные международные правоохранительные органы.
Подводя итог, можно сделать следующие краткие выводы по данной главе:
В заключение стоит отметить, что
предлагаемые методы и подходы разных
ученых к решению проблемы теневой
экономики имеют так или иначе
сходство между собой, они перекликаются,
хотя, конечно, наблюдаются и некоторые
различия. Это связано с тем, что
все обозначенные меры имеют общий
характер. В практической жизни теневая
экономика обладает достаточно разветвленной
структурой. Субъектами ее являются как
многие граждане, занимающиеся, например,
вполне допустимым надомным промыслом,
но без лицензии, так и те, кто
под вывеской бизнеса организует
экономические преступления. Очевидно,
что меры борьбы с разными структурными
составляющими теневой
3. ОСОБЕННОЧТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
В настоящее время проблемы оценки теневой экономической деятельности особенно актуальны в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ с переходной экономикой. Существует совокупность факторов, относящая эти страны в группу повышенного риска. Во-первых, как показывает мировой опыт, в условиях перехода к рыночным отношениям резко увеличивается доля теневой экономики, чему способствует рост инфляции, возможность получения прибыли без самовозрастания стоимости, расширение частного сектора, а также практика уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа мелких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциации доходов, ухудшение криминогенной обстановки. Во-вторых, практически не разработана какая-либо единая методика количественной оценки теневых экономических структур. В-третьих, существующая статистическая информация и традиционные методы ее сбора не позволяют в должной мере учесть показатели теневой экономики.[1, с.99]
Исследования
показали, что среди развитых стран
размеры теневой экономики
В результате применения различных методов были – получены следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии – от 4 до 9 %, по Бельгии – от 2 до 20 %, по Франции – от 6 до 9 %, по ФРГ – от 3 до 15 %, по Великобритании – от 2 до 8 %, по США – от 4 до 30 %.
В большинстве
На основе статистических данных говорить о том, что средний размер теневой деятельности в странах постсоциалистического лагеря равен примерно 20-30% от ВВП. Критический размах этот показатель получил в Грузии, что связано в большей мере с незаконным оборотом наркотиков и рэкетом, а также в России, и это вызвано борьбой за сферы влияния в различных отраслях промышленности, а также с оборотом наркотических средств и оружия, незаконной торговлей нефтью.
Первое и основное отличие теневых процессов в обществе с переходной экономикой состоит в "широте захвата". В странах с переходной экономикой теневые процессы захлестнули не только экономику, но и все общество в целом. [4, с.244]
Второе
существенное их отличие состоит
в том, что в социальной сфере
результатом теневой
Третье отличие заключается в том, что главное последствие "теневизации" общества переходного типа - это усиление его закрытости и усиление отчуждения людей от государства.
Главная причина теневого бизнеса в таких странах заключается в отсутствии необходимой институциональной среды для бизнеса, т.е. в недостатке формальных правил в экономике. Это явление получило название "институциональный вакуум". Так, например, в странах СНГ широкое распространение получила "деформэлизэция правил". Ее сущность заключается в непрерывной трансформации институтов, в ходе которой формальные правила заменяются неформальными и встраиваются в неформальные отношения.
Характерной чертой развития экономических процессов в рассматриваемых странах является сближение теневого и легального бизнеса. Они настолько переплетены между собой, что их почти невозможно отличит друг от друга. Эта неразличимость проявляется и в функциональной сфере. Например, в России параллельно легальной возникла сопоставимая с ней по масштабам теневая экономика, в которой формируется такой же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения, соблюдения контрактов. Имеется специфический набор профессий с особым кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования.
Именно поэтому введение рыночных
отношений и трансформация
Очевидно, что переходная экономика требует осуществления соответствующего организационного и правового обеспечения. В комплекс мер по приоритетным направлениям включается:
Что же дает населению теневая экономика? Главное – она позволяет части его лучше перенести так называемый "переходный период". На данную особенность обращает внимание российский социолог В. Бойков: "Теневой сектор позволяет выжить населению. Доходы крайне низки. А теневая экономика как раз предлагает дешевые товары и услуги. Кроме того, здесь есть и широкие возможности для заработка. "Убей" этот сектор – и жизнь населения станет невыносимой."
Таким образом, страны с переходной экономикой являются группой повышенного риска с резким увеличением доли "теневой экономики". Переход к рынку – сложная проблема, требующая глубокой теоретической проработки и комплекса практических мер. И важно правильно соотнести движение к рынку с уже имеющимися и возникающими негативными последствиями теневой экономики, разрабатывать комплекс социально-экономических мероприятий по минимизации негативных последствий. Переходный период к рынку должен быть обеспечен активной деятельностью правоохранительной системы в целом. Для этого необходимы изменения в законодательной базе, материальное и моральное стимулирование, социальная защита сотрудников подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью и теневой экономикой, коррупцией и уголовной ответственностью.[6,с.163]
Ситуацию с проблемой теневой
экономики в Республике Беларусь
можно оценить не очень оптимистично.
Несмотря на то, что уровень теневой
экономики, подпадающей под действие
Уголовного кодекса, достигает в
Белоруссии в среднем 25-35 %, что является
одним из самых низких показателей
в СНГ, в республике достаточно развит
сектор «серой» экономики. Примерами
могут служить частное
Практика показала, что теневая экономика в Беларуси в силу ряда причин и условий имеет специфические особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом. Поэтому и борьба с теневой экономикой, а вернее с негативными последствиями и причинами ее порождающими, лежит несколько в другой сфере, чем в странах Запада.
Начало
развития белорусской современной
теневой экономики связывают
с серединой 60-х-началом 70-х гг. Этот
период оценивается, как этап или
пик подъема в развитии командно-административной
системы. И с этим связывают возникновение
теневой экономики, считая, что вполне
логично искать ее базу в началах
самой командно-
Следовательно, первоначально теневая экономика действовала в недрах легальной экономики в сфере производства предметов потребления, в промышленном производстве, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве. И в этом заключается особенность теневой экономики в нашей стране. [6, с. 140]
В этой связи в Республике Беларусь можно вывести ряд особенностей теневой экономики, отличающих ее от западных стран.
Первая особенность –
Вторая особенность – упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики.
Третья особенность – расширения социальной базы теневой экономики.
Если раньше здесь преобладали
представители командно-
Четвертая особенность – распространение такой специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона. [6, с. 144]
Так как
действие теневой экономики в
нашей стране все-таки имеет место,
то соответственно должны быть и меры,
направленные на снижение, предотвращение
и/или уничтожение теневой
Исходным пунктом разработки регулирующих
мер в области теневой
Для первого этапа характерны следующие черты: неформальная занятость в сфере услуг, нелегальная торговля товарами, валютные спекуляции, фиктивная экономика, взяточничество, использование служебного положения.
Для второго этапа - резкий рост объемов теневой деятельности, в частности, расширение неформальной занятости, неучтенной деятельности малых предприятий, развитие скрытого производства, преобладание в нелегальной экономике краж, должностных преступлений, наркобизнес, торговля оружием, преступления связанные с угоном транспортных средств.
Для третьего этапа - сужение размеров теневого бизнеса.
Разработка
прогноза состояния теневой экономики
базируется на изучении различных вариантов
экономического развития республики.
В соответствии с этим, целесообразно
рассматривать следующие
Вариант
1. Сохранение существующей модели хозяйствования.
Усиление директивных элементов
в государственном
Информация о работе Теневая экономика и проблема ее эффективного ограничения