Теневая экономика и проблема ее эффективного ограничения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней. Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо выделить задачи, входящие в нее. А они следующие:
- определить сущность понятия «теневая экономика», виды и причины ее возникновения, развития и функционирования на разных этапах эволюции человеческого общества;
- показать, как влияет теневая экономика на официальную экономику государства, какие негативные последствия несет данное влияние и методы борьбы с ними;
- определить особенности теневых структур в переходной (трансформационной) экономике проследить особенности данного явления на примере Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
Глава 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ………………………………………………………….….….4
Глава 2. НЕГАТИВНОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ГОСУДАРСТВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ…………………………………..……………..………………10
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.…………………………………………………………….…..15
Глава 4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…….…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………....…23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………..………………………………………………….…26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

В соответствии с третьим направлением борьбы с теневой экономикой главным  является жесткое законодательное  пресечение недобросовестного и  социально-опасного предпринимательства, а также значительное улучшение  материально-технического обеспечения  работников правоохранительных органов. Для решения этих вопросов целесообразно максимально использовать правовой опыт и кредиты зарубежных стран, а также интеграцию в различные международные правоохранительные органы.

Подводя итог, можно сделать следующие  краткие выводы по данной главе:

  1. Функционирование теневой экономики влечет за собой ряд последствий положительных и отрицательных, которые влияют на макроэкономическое равновесие государства, независимо от его формы правления, этапов развития.
  2. При определении уровня теневой экономики используют прямые и косвенные методы.
  3. Борьба с теневой экономикой должна быть борьбой с причинами ее порождающими.

В заключение стоит отметить, что  предлагаемые методы и подходы разных ученых к решению проблемы теневой  экономики имеют так или иначе  сходство между собой, они перекликаются, хотя, конечно, наблюдаются и некоторые  различия. Это связано с тем, что  все обозначенные меры имеют общий  характер. В практической жизни теневая  экономика обладает достаточно разветвленной  структурой. Субъектами ее являются как  многие граждане, занимающиеся, например, вполне допустимым надомным промыслом, но без лицензии, так и те, кто  под вывеской бизнеса организует экономические преступления. Очевидно, что меры борьбы с разными структурными составляющими теневой экономики  должны иметь частный характер и  отличаться в зависимости от меры опасности их для живого социально-экономического организма.

 

3. ОСОБЕННОЧТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

В настоящее  время проблемы оценки теневой экономической  деятельности особенно актуальны в  России, Украине, Беларуси и других странах СНГ с переходной экономикой. Существует совокупность факторов, относящая  эти страны в группу повышенного  риска. Во-первых, как показывает мировой опыт, в условиях перехода к рыночным отношениям резко увеличивается доля теневой экономики, чему способствует рост инфляции, возможность получения прибыли без самовозрастания стоимости, расширение частного сектора, а также практика уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа мелких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциации доходов, ухудшение криминогенной обстановки. Во-вторых, практически не разработана какая-либо единая методика количественной оценки теневых экономических структур. В-третьих, существующая статистическая информация и традиционные методы ее сбора не позволяют в должной мере учесть показатели теневой экономики.[1, с.99]

Исследования  показали, что среди развитых стран  размеры теневой экономики имеют  наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние  в Швеции, Германии, Австрии и  минимальные в таких странах  как Япония, Швейцария, Австрия. Эти  различия объясняются высокой степенью огосударствленностью смешанной экономики в большинстве стран Западной Европы и атмосферой "общественного согласия" в Японии, где даже гангстеры честно платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.

В результате применения различных  методов были – получены следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии – от 4 до 9 %, по Бельгии – от 2 до 20 %, по Франции – от 6 до 9 %, по ФРГ – от 3 до 15 %, по Великобритании – от 2 до 8 %, по США – от 4 до 30 %.

В большинстве постсоциалистических государств ситуация намного сложнее и серьезнее. После распада социалистического лагеря практически всюду теневой сектор значительно вырос.

На основе статистических данных говорить о том, что средний размер теневой деятельности в странах постсоциалистического лагеря равен примерно 20-30% от ВВП. Критический размах этот показатель получил в Грузии, что связано в большей мере с незаконным оборотом наркотиков и рэкетом, а также в России, и это вызвано борьбой за сферы влияния в различных отраслях промышленности, а также с оборотом наркотических средств и оружия, незаконной торговлей нефтью.

Первое  и основное отличие теневых процессов  в обществе с переходной экономикой состоит в "широте захвата". В  странах с переходной экономикой теневые процессы захлестнули не только экономику, но и все общество в целом. [4, с.244]

Второе  существенное их отличие состоит  в том, что в социальной сфере  результатом теневой деятельности являются не сами деньги, а те или  иные изменения в социальных взаимоотношениях участников, социальные эффекты. Например, такие как коррупция, теневой  институт репетиторства, теневой рынок  диссертаций и многие другие.

Третье отличие заключается  в том, что главное последствие "теневизации" общества переходного типа - это усиление его закрытости и усиление отчуждения людей от государства.

Главная причина теневого бизнеса  в таких странах заключается  в отсутствии необходимой институциональной  среды для бизнеса, т.е. в недостатке формальных правил в экономике. Это  явление получило название "институциональный  вакуум". Так, например, в странах  СНГ широкое распространение  получила "деформэлизэция правил". Ее сущность заключается в непрерывной трансформации институтов, в ходе которой формальные правила заменяются неформальными и встраиваются в неформальные отношения.

Характерной чертой развития экономических процессов в рассматриваемых странах является сближение теневого и легального бизнеса. Они настолько переплетены между собой, что их почти невозможно отличит друг от друга. Эта неразличимость проявляется и в функциональной сфере. Например, в России параллельно легальной возникла сопоставимая с ней по масштабам теневая экономика, в которой формируется такой же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения, соблюдения контрактов. Имеется специфический набор профессий с особым кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования.

Именно поэтому введение рыночных отношений и трансформация теневой  экономики должны идти под строгим  контролем государства. Этот контроль должен носить незапретительный, а  координирующий характер. [6,с.162]

Очевидно, что переходная экономика требует  осуществления соответствующего организационного и правового обеспечения. В комплекс мер по приоритетным направлениям включается:

  • разработка антимонопольного законодательства, разгосударствление, приватизация собственности (формируется многообразие форм собственности);
  • развитие конкуренции во всех сферах экономических отношений (либерализация цен, ограничение прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность собственников);
  • стимулирование предпринимательской деятельности, наращивание объемов производства (льготное налогообложение и кредитование) с целью ликвидации дефицита продукции;
  • экономический контроль над хозяйственной деятельностью (финансовый, банковский, налоговый) и повышение ответственности нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и налоговых льгот, объявление банкротом, закрытие предприятия и т. д.)

Что же дает населению теневая экономика? Главное – она позволяет части его лучше перенести так называемый "переходный период". На данную особенность обращает внимание российский социолог В. Бойков: "Теневой сектор позволяет выжить населению. Доходы крайне низки. А теневая экономика как раз предлагает дешевые товары и услуги. Кроме того, здесь есть и широкие возможности для заработка. "Убей" этот сектор – и жизнь населения станет невыносимой."

Таким образом, страны с переходной экономикой являются группой повышенного риска с  резким увеличением доли "теневой  экономики". Переход к рынку – сложная проблема, требующая глубокой теоретической проработки и комплекса практических мер. И важно правильно соотнести движение к рынку с уже имеющимися и возникающими негативными последствиями теневой экономики, разрабатывать комплекс социально-экономических мероприятий по минимизации негативных последствий. Переходный период к рынку должен быть обеспечен активной деятельностью правоохранительной системы в целом. Для этого необходимы изменения в законодательной базе, материальное и моральное стимулирование, социальная защита сотрудников подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью и теневой экономикой, коррупцией и уголовной ответственностью.[6,с.163]

 

  1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Ситуацию с проблемой теневой  экономики в Республике Беларусь можно оценить не очень оптимистично. Несмотря на то, что уровень теневой  экономики, подпадающей под действие Уголовного кодекса, достигает в  Белоруссии в среднем 25-35 %, что является одним из самых низких показателей  в СНГ, в республике достаточно развит сектор «серой» экономики. Примерами  могут служить частное репетиторство, частные медицинские консультации, «челночная» и рыночная торговля без уплаты налогов. Прямым следствием такого рода экономической деятельности явился уход в «тень» валютного рынка  страны.

Практика показала, что теневая  экономика в Беларуси в силу ряда причин и условий имеет специфические  особенности в отличие от аналогичных  процессов и явлений за рубежом. Поэтому и борьба с теневой  экономикой, а вернее с негативными  последствиями и причинами ее порождающими, лежит несколько в  другой сфере, чем в странах Запада.

Начало  развития белорусской современной  теневой экономики связывают  с серединой 60-х-началом 70-х гг. Этот период оценивается, как этап или  пик подъема в развитии командно-административной системы. И с этим связывают возникновение  теневой экономики, считая, что вполне логично искать ее базу в началах  самой командно-административной системы, прежде всего в ничейной собственности. Расцвет командно- административной системы характеризовался жесткой централизацией управления экономикой, строго фондируемым распределением без учета реальных потребностей того или иного региона, предприятия и так далее.

Следовательно, первоначально теневая  экономика действовала в недрах легальной экономики в сфере  производства предметов потребления, в промышленном производстве, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве. И в этом заключается особенность  теневой экономики в нашей  стране. [6, с. 140]

В этой связи в Республике Беларусь можно вывести ряд особенностей теневой экономики, отличающих ее от западных стран.

Первая особенность – воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики. Это воспроизводство не нарушается, даже при замене партийно-бюрократических структур на демократические.

Вторая особенность – упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики.

Третья особенность – расширения социальной базы теневой экономики.

Если раньше здесь преобладали  представители командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то сегодня  так называемым бизнесом занимаются представители интеллигенции, молодежь и прочие.

Четвертая особенность – распространение такой специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона. [6, с. 144]

Так как  действие теневой экономики в  нашей стране все-таки имеет место, то соответственно должны быть и меры, направленные на снижение, предотвращение и/или уничтожение теневой экономики. Они применяются соответственно тем или иным последствиям, которые  несет тот или иной вид теневой  экономики.

Исходным пунктом разработки регулирующих мер в области теневой деятельности выступает прогнозирование возможных  ее границ и структуры. Осуществление  данного прогноза осложняется двумя  группами проблем. Первая связана с  неоднозначностью расчетов уровня теневой  экономики в базисном периоде, малым  объемом информации, трудоемкостью оценок, вторая – с трудностями макроэкономического прогнозирования в целом. Исходя из этого, в развитии теневой экономики Беларуси целесообразно выделить три этапа:

  • 1960-1990 гг. - теневая экономика в условиях административно-командной системы;
  • 1991-1995 гг. -теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям;
  • 1996-2011 гг. - теневая экономика смешанного типа.

Для первого этапа характерны следующие  черты: неформальная занятость в  сфере услуг, нелегальная торговля товарами, валютные спекуляции, фиктивная  экономика, взяточничество, использование  служебного положения.

Для второго этапа - резкий рост объемов  теневой деятельности, в частности, расширение неформальной занятости, неучтенной деятельности малых предприятий, развитие скрытого производства, преобладание в нелегальной экономике краж, должностных преступлений, наркобизнес, торговля оружием, преступления связанные  с угоном транспортных средств.

Для третьего этапа - сужение размеров теневого бизнеса.

Разработка  прогноза состояния теневой экономики  базируется на изучении различных вариантов  экономического развития республики. В соответствии с этим, целесообразно  рассматривать следующие возможные  сценарии развития:

Вариант 1. Сохранение существующей модели хозяйствования. Усиление директивных элементов  в государственном регулировании, централизации управления, продолжающееся снижение эффективности приведут к  постепенному сокращению наблюдаемых  в настоящее время темпов роста  объемных показателей производства. При этом доля теневой экономики  постепенно стабилизируется и составит около 40-45% от ВВП. Как результат, рост объема теневой экономики до 20%, а затем снижение его уровня и стабилизация к 2020г.

Информация о работе Теневая экономика и проблема ее эффективного ограничения