Сущность, формы и показатели концентрации производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Строительство крупных предприятий требует больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют много рабочей силы, которая зачастую не может быть покрыта за счет местных ресурсов, а привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами. Планирование процессов концентрации, управление этими процессами на научной основе и выбор оптимальных размеров предприятий занимает важное место в системе планирования производства.
Целью работы является рассмотрение экономической эффективности концентрации производства.

Файлы: 1 файл

Понятие концентрации производства.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Однако  чрезмерное укрупнение заводов и фабрик не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей. Так, в обувной промышленности предприятия с годовой программой 9 млн пар не обеспечивают повышения производительности труда по сравнению с предприятиями с годовой программой 3,5 млн пар.

Имеют место  случаи, когда чрезмерное укрупнение производства при данном уровне техники  приводит даже к ухудшению технико-экономических показателей.

Строительство крупных предприятий требует  больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные  предприятия требуют много рабочей  силы, которая зачастую не может  быть покрыта за счет местных ресурсов. Привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами по переселению, социально-культурному и жилищно-бытовому строительству. Крупные предприятия вызывают дальние перевозки сырья и готовой продукции, увеличивают транспортные расходы. Чрезмерное укрупнение производства не способствует более равномерному размещению промышленности страны по территории и комплексному развитию хозяйства экономических районов.

В связи  с этим возникает необходимость  целесообразного сочетания строительства  крупных предприятий со средними и небольшими. В современных условиях технический уровень специализированных средних и небольших предприятий может быть весьма высоким. Следует иметь в виду, что преимущества крупного производства связаны не столько с масштабами предприятий вообще, сколько с масштабами однородного производства. Освобождая крупное производство от несвойственных ему функций - изготовления полуфабрикатов и деталей массового применения, выполнения ремонтных работ, непосредственного обслуживания местных потребностей, средние и небольшие узкоспециализированные предприятия способствуют также специализации крупных предприятий.

На небольших  специализированных предприятиях может  быть сосредоточено и уникальное, мелкосерийное производство.

Для промышленности Российской Федерации характерна высокая степень концентрации производства, поскольку в прошлом осуществлялась ориентация на создание крупных предприятий.

Основной  объем производства промышленной продукции  в настоящее время сосредоточен на крупных предприятиях. Около 2% промышленных предприятий (с численностью занятых свыше 5 тыс. человек) выпускают более 40% всего объема продукции, при производстве которой получено свыше половины всей прибыли в промышленности.

Концентрация производства привела  к тому, что в России на одном предприятии сосредоточен весь выпуск троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, мотороллеров, врубовых машин, проходческих комбайнов, отдельных видов каучуков, катионных красителей, кинофотопленки и целого ряда других видов продукции.

Для многих отраслей промышленности характерна олигополия - сосредоточение выпуска значительной части однородной продукции на двух-четырех крупнейших предприятиях. Так, например, динамную сталь выпускают три предприятия, на их долю приходится почти весь ее выпуск, полистирол и сополимеры стирола - четыре предприятия (96%), шины для сельскохозяйственных машин - четыре (82%), магнитную ленту - два (100%), кальцинированную соду - три (92%), автогрейдеры - три (100%).

Разновидность олигополии - двухсторонняя  монополия, когда на рынке продукции один продавец и один покупатель. Такая ситуация сложилась в выпуске двигателей для грузовых автомобилей, которые производит Заволжский моторный завод, а единственным их потребителем является ПО "ГАЗ". Магистральные электровозы, производимые только Новочеркасским электровозостроительным заводом, полностью закупаются МПС России.

В целях ограничения и ликвидации монополизма в промышленности в 1989 г. было принято решение о развитии в стране малых предприятий, в  июле 1991 года обнародовано Постановление Совета Министров РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Таким образом, одним из основных направлений подготовки к переходу к рыночной экономике становится стимулирование развития в промышленности России и других отраслях хозяйствования малого бизнеса, рождающегося на передовом опыте отечественной и зарубежной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Планирование концентрации производства  и определение оптимальных размеров  предприятий

 

Планирование  процессов концентрации, управление этими процессами на научной основе и выбор оптимальных размеров предприятий занимает важное место в системе планирования промышленного производства.

Планирование  концентрации требует детального изучения факторов, определяющих уровень концентрации, а значит, и размер предприятий. Одни факторы действуют во всех отраслях промышленности, другие - в пределах отдельных отраслей или групп родственных отраслей.

К общим (народнохозяйственным) факторам относятся: научно-технический прогресс, уровень специализации и комбинирования, а также состояние развития транспортного и дорожного хозяйства. Эти факторы обязательно учитываются при планировании и управлении процессами концентрации в каждой отрасли промышленности. Для некоторых отраслей промышленности решающее значение имеют специфические (отраслевые) факторы. Так, в добывающих отраслях (угольной, нефтяной и др.) большую роль играют природные факторы: размер запасов полезных ископаемых, условия их залегания и т.д. В отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, важен такой фактор, как плотность сырья, т.е. выпуск товарной продукции сельского хозяйства на 100 га земельных угодий.

Как общие, так и специфические факторы  действуют в тесной взаимосвязи, и при определении оптимального размера предприятий учитывается влияние той или иной совокупности факторов.

Наряду  с этим при экономическом обосновании  оптимальных размеров промышленных предприятий должны приниматься  во внимание следующие условия:

а) общественная потребность в данном виде промышленной продукции;

б) обеспечение  выполнения требований научно-технического прогресса;

в) повышение  эффективности капитальных вложений;

г) наиболее полное использование всех имеющихся  ресурсов, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства;

д) организационные  и экономические границы эффективного хозяйственного управления предприятиями.

В промышленности разработана классификация отраслей, исходя из их технико-экономических  особенностей, определяющих рациональные размеры предприятий в каждой данной отрасли.

Все отрасли  объединены в следующие группы:

отрасли добывающей промышленности, в которых оптимальный  размер предприятий определяется количеством  и качеством полезных ископаемых месторождений и экономически целесообразным сроком их эксплуатации, обеспечивающим к моменту окончания извлечения ископаемых полную амортизацию горных выработок;

монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности, изготовляющие относительно однообразную, простую продукцию. В этих отраслях (прежде всего черная и цветная металлургия) оптимальные размеры предприятий определяются, главным образом, единичной мощностью и производительностью современных агрегатон и уровнем комбинирования, обеспечивающими высокий экономический эффект;

отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др.), в которых оптимальный размер предприятий определяется путем установления целесообразного набора цехов и производств для каждого типа промышленных предприятий, обеспечивая при этом наиболее полное и эффективное использование системы машин или потоков и возможностей специализации производства;

отрасли, перерабатывающие первичное  сельскохозяйственное и малотранспортабельное  сырье. Здесь оптимальные размеры  предприятий устанавливаются с  учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции, среднего радиуса перевозки грузов.

Оптимальные размеры предприятия  не абсолютны по своей природе, а  поэтому не могут устанавливаться  вне времени и вне района размещения, так как они различны для разных периодов и экономических районов.

Следовательно, под оптимальными размерами предприятий в промышленности понимаются такие, которые обеспечивают выполнение заданий плана по выпуску продукции и приросту производственных мощностей с минимумом приведенных затрат (с учетом капитальных вложений в сопряженные отрасли промышленности) и максимально возможной народнохозяйственной эффективностью.

Научно обоснованное определение  оптимальных размеров промышленных предприятий - это не только экономическая, но и сложная математическая задача. Для изучения закономерностей и  измерения влияния на концентрацию производства определяющих ее факторов, а также характера их взаимосвязей с основными показателями хозяйственной деятельности - производительностью труда, себестоимостью, рентабельностью и другими, необходимо применение математических методов и современной электронно-вычислительной техники.

Проблема оптимизации производства и соответственно ответа на вопрос, каким должен быть оптимальный размер предприятия, со всей остротой встала и перед западными предпринимателями, президентами компаний и фирм. И это несмотря на то, что, например, для большинства отраслей обрабатывающей промышленности США эффект концентрации производства имеет огромное значение. Фирмы, преуспевающие в деле расширения масштабов своей деятельности, сумевшие воспользоваться положительным эффектом массового производства, в результате выжили и процветают ("Дженерал моторз", АТТ, "Экссон", "Пруденшилз лайф иншуренс" и др.).

Те же, кому не удалось достичь  необходимых масштабов, оказались  в незавидном положении производителей с высокими издержками, обреченных на существование на грани разорения и в конечном счете - банкротства.

Однако сегодня те американские компании, которые все еще стремятся  преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на концентрации производства, не столько выигрывают, сколько теряют. В современных условиях такой подход изначально ведет к снижению не только гибкости, но и эффективности производства: оказывается, что сегодня даже по производительности труда крупнейшие предприятия утратили свои былые преимущества. По данным исследовательской организации "Хей эссошиэйтс", производительность труда у работников предприятий и организаций с численностью занятых менее 500 человек по меньшей мере на 50% выше, чем там, где число занятых перевалило за 4,5 тыс. человек.

Кроме этого предприниматели помнят: небольшой размер предприятий означает меньший объем инвестиций и, следовательно, меньший финансовый риск. Что касается чисто управленческой стороны проблемы, то американские исследователи отмечают, что по их наблюдениям, предприятия с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и слабо реагируют на возникающие проблемы.

Поэтому ряд американских компаний в 60-е годы пошел на разукрупнение  своих отделений и предприятий с целью существенного уменьшения размеров первичных производственных звеньев. Например, "Дженерал моторз" среди своих многочисленных подразделений создала пять автомобилестроительных ("Шевроле", "Бьюик", "Олдзмо-биль", "Понтиак" и "Кадиллак"), каждое из которых обладает значительной автономией и конкурирует с остальными. Это было сделано в процессе поиска такой степени децентрализации, которая позволила бы полностью реализовать положительный эффект концентрации и в то же время избежать отрицательного эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Концентрация производства и монополизм

 

В нашей экономике стремление к  концентрации производства было доведено до абсурда. В стране шло настоящее  соревнование по гигантомании, однако на самом деле концентрация была во многом формальной и не опиралась на рациональную структуру управления и организацию производства, передовую технологию, специализацию, сочетаясь с "натуральным" хозяйством (самообеспечением), низкой степенью использования основных и оборотных фондов и трудовых ресурсов. Если в энергетике и металлургии концентрация в определенной степени оправдана (более мощные агрегаты непрерывного действия в расчете на единицу удельной стоимости вырабатывают при правильном использовании больше продукции), то в других отраслях с прерывным циклом производства концентрация сверхразумных пределов неэффективна, ибо крайне усложняет управление производством, снабжение сырьем, полуфабрикатами и т.д. Но в любом случае высокая концентрация ложится тяжелым бременем на транспортную сеть страны, и без того перегруженную из-за огромных масштабов нашего государства.

Западный опыт показал, что крупные  компании, склонные к монополизации  производства и разделу рынков, нередко  тормозят научно-технический прогресс, ибо монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Нередки случаи скупки крупными фирмами патентов и лицензий не столько для использования, сколько для того, чтобы они не достались конкурентам. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий. Но этот опыт не был использован в нашей хозяйственной деятельности, и процесс концентрации продолжался вплоть до упразднения и распада СССР.

В результате этого советская экономика  оказалась самой монополизированной. По данным Госкомстата СССР за 1988 год, в одном только машиностроении насчитывалось 166 предприятий - абсолютных монополистов и 180 монопольных производств. Свыше одной трети ассортимента важнейших видов продукции производят на одном-единственном предприятии и примерно столько же - на двух.

В базовых отраслях промышленности "гиганты индустрии" с каждой пятилеткой становились все более невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу; в легкой, обувной промышленности, машиностроении неуклонно ухудшалось качество продукции, и не только из-за отсутствия трудностей с ее реализацией, но и потому, что каждое предприятие производило невзаимозаменяемые виды продукции. В этих условиях не может быть конкуренции, как и ситуации, при которой кто-то произведет такую же продукцию дешевле и более высокого качества. В результате объективно исчезает потребность в совершенствовании производства, в освоении новой техники, выпуске новых товаров.

Информация о работе Сущность, формы и показатели концентрации производства