Сущность, формы и показатели концентрации производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Строительство крупных предприятий требует больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют много рабочей силы, которая зачастую не может быть покрыта за счет местных ресурсов, а привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами. Планирование процессов концентрации, управление этими процессами на научной основе и выбор оптимальных размеров предприятий занимает важное место в системе планирования производства.
Целью работы является рассмотрение экономической эффективности концентрации производства.

Файлы: 1 файл

Понятие концентрации производства.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Данная особенность советской  индустрии затрудняет движение к  рынку, ибо без конкуренции нельзя переходить к свободным ценам (хотя в нашей экономике это оказалось возможным). Это же обстоятельство препятствует приватизации, поскольку превращение гигантов индустрии с 50-100 тыс. трудящихся в акционерные предприятия или передача их в коллективную собственность ничего не меняет. Функции и преимущества монополиста все равно остаются такими же, что у субъекта государственной собственности. Необходимы разукрупнение предприятий, создание сети мелких и средних производств с тем, чтобы они составили конкуренцию предприятиям-гигантам и по суммарному объему продукции, и по рекламе и качеству.

Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оно организует на местах свои территориальные органы, действующие в рамках Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Основные задачи, функции, полномочия и ответственность указанного Министерства определены Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К задачам, в частности, отнесено содействие формированию рыночных отношений, развитию предпринимательства и конкуренции. Соответственно поставлена задача предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, а также осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Основным фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная  политика в ближайшие несколько  лет, является открытие экономики для  иностранной конкуренции и установления единого курса рубля по отношению к доллару. Поэтому в рамках среднесрочной стратегии в условиях открытой экономики выделяются первоочередные мероприятия антимонопольной политики. Они включают:

перерегистрацию горизонтальных объединений  типа концернов, ассоциаций, холдингов и т.п., преобразованных из старых управленческих структур;

формирование механизма инициативного  разделения крупных хозяйственных  субъектов, в том числе и в  процессе приватизации; принятие необходимых  нормативных актов по этому вопросу;

учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики;

совершенствование законодательной  базы антимонопольной политики с  внесением в антимонопольное  законодательство существенных изменений  и дополнений или принятием нового антимонопольного закона, в большей мере учитывающего специфику отечественного народного хозяйства и приспособленного к потребностям открытой экономики. Имеется в виду также сформировать механизм антимонопольного регулирования в рамках СНГ, учитывая, что объединения производителей уже выходят за национальные рамки. Среднесрочная стратегия антимонопольного регулирования определяется тем, что в условиях открытой экономики ситуация на рынке будет определяться, в первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику можно разбить на четыре сектора.

Первый сектор - предприятия, конкурентоспособные  либо могущие стать конкурентоспособными на мировом рынке. Им будет дана широкая  свобода в перестройке собственной  внутренней структуры, сняты ограничения  на рост концентрации производства, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке. Вместе с тем намечено ужесточить санкции за незаконные соглашения о разделе рынка, регулировании цен, затруднении доступа на рынок новых конкурентов.

Второй сектор - предприятия, которые  не выдерживают конкуренции импортных  товаров. Здесь будет обращаться особое внимание на противодействие  недобросовестной конкуренции. Будет  задействован механизм инициативного  и в отдельных случаях принудительного разукрупнения предприятий, поскольку в рамках в целом неконкурентоспособного предприятия или объединения могут оказаться жизнеспособные подразделения.

Третий сектор - естественные монополии. Здесь будут применяться традиционные в мировой практике методы государственного регулирования, в частности, цен и тарифов.

Четвертый сектор - рынки, где иностранная  конкуренция не будет оказывать  серьезного воздействия вследствие масштабов страны, специфики продукции (быстропортящаяся или труднотранспортируемая) и других факторов. Здесь будут приняты традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение злоупотребления доминирующим положением, запрещение антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства, разрушение административных надстроек над производителем и т.п. Активизируется проблема антимонопольной направленности приватизации и конверсии, поддержки частного капитала. Будет осуществляться принудительное разделение отдельных хозяйственных объектов.

Вместе с тем ставится в принципе верная задача по созданию крупных  межотраслевых производственных объединений  в виде различных добровольных ассоциаций, таких как концерны, холдинговые  компании, финансово-промышленные группы. Концерн как одна из форм монополистического объединения характеризуется единством собственности и контроля. В российском законодательстве подчеркивается сохранение предприятиями, входящими в состав концерна, своей самостоятельности, прав юридического лица, соблюдение антимонопольного законодательства. Из существующих в России концернов с лучшей стороны проявили себя объединения, созданные в газовой и электротехнической промышленности.

Наряду с концернами в экономике  страны создаются холдинговые компании. Рассмотрение вопроса о создании холдинговых компаний в порядке объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий осуществляется Министерством государственного имущества РФ с соблюдением следующих требований:

предложение должно содержать обоснование  необходимости создания холдинговой компании, указание целей и задач ее деятельности;

сведения об основных видах деятельности, а также доле продукции на федеральном  и местном рынках;

проект плана приватизации;

проект устава холдинговой компании.

Создание холдинговых компаний может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены предприятия, входящие в холдинговые компании. Первая компания холдингового типа была создана в автосельхозмашиностроении - "Автосельхозмашхолдинг". Постановлением правительства Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 1311 были утверждены лесопромышленные холдинговые компании. Они созданы в целях упорядочения процессов структурной перестройки в лесопромышленном комплексе, содействия кооперации предприятий-смежников, сохранения существующих технологических и производственных связей, осуществления предприятиями технологически замкнутого цикла производства, единой инвестиционной и научно-технической политики, а также увеличения экспортного потенциала.

Холдинговые компании на практике приобретают  различные юридические формы: государственные, акционерные общества, общества с  ограниченной ответственностью, частные  фирмы.

Появление объединений холдингового типа в нашей стране связано с необходимостью сохранения управляемости после приватизации крупных предприятий (отраслей, подотраслей). При этом организуются холдинги по отраслевому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам.

Создание дочерних субхолдингов в  странах СНГ позволяет решить проблему восстановления разрушенных  хозяйственных связей.

Главное преимущество холдингов состоит  в том, что их риск меньше суммы  рисков отдельных предприятий, входящих в их орбиту. Защита от общего банкротства становится более надежной. Это особенно ценно в сложившейся ситуации, когда многие предприятия стали убыточными искусственно, являясь в то же время незаменимыми в общей технологической цепочке по выпуску крайне необходимых конечных изделий. Холдинговые компании способны формировать структуры целых отраслей, даже не занимаясь непосредственно производством. А как известно, именно структурная перестройка нашей промышленности лежит в основе реформирования экономики.

Холдинговые компании, единственные из всех известных организационных форм объединений предприятий, ограничены в своем распространении. Во "Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", утвержденном Указом Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г., дан обширный перечень отраслей народного хозяйства, в которых не допускается создание холдинговых компаний. Внутри остальных отраслей ограничений на образование таких компаний нет.

Практика создания холдингов (на протяжении последних трех лет) более обширна в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также приживается в оборонных отраслях промышленности.

Наряду с созданием холдингов  на первый план отечественных экономических  реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ).

Организационно-правовой основой  формирования и функционирования ФПГ  в нашей стране является подписанный  в декабре 1993 г. президентский Указ "О создании в России финансово-промышленных групп".

   ФПГ - это группа предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых осуществляется в целях активизации инвестиций, структурной перестройки, производства конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции, возрождения индустриальной мощи страны, укрепления позиций приоритетных, наукоемких отраслей.

Они аккумулируют не только объединенную мощь промышленного, банковского, страхового, торгового капитала, но и интеллектуальный потенциал наиболее способных, дальновидных и преуспевающих предпринимателей.

Формирование ФПГ опирается  на имеющие объективный характер интеграционные процессы в экономике. Либерализация хозяйственной жизни, функционирование фондового рынка  открыли новые возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности, диверсификации производства, создания различных хозяйственных структур, объединяющих промышленный, финансовый, торговый капитал.

По состоянию на 1 марта 2002 г. официальный  статус получили 88 групп, в том числе 16 межгосударственных и транснациональных ФПГ. В их состав на добровольной основе вошли более 1500 юридических лиц. Общая численность занятых составляет около 3,5 млн человек. Число работающих в каждой из ФПГ колеблется от 1,5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, коммерческих и иных фирм от 4 до 60. Совокупный годовой оборот продукции сектора ФПГ составил 15% ВВП.

Из 200 крупнейших банков России в состав ФПГ вошли или сами создали  такие группы 48. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников ФПГ такие промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, "Авто ВАЗ", "КамA3", Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Многие ФПГ имеют экспортную направленность. В некоторых из них в различных формах участвуют иностранные партнеры.

Совокупность официально зарегистрированных ФПГ отличается достаточно широкой  диверсифицированностью. Они охватили более 100 направлений деятельности в самих разнообразных отраслях народного хозяйства.

Отраслевое распределение ФПГ  по основным видам деятельности промышленных участников представлено так: АПК - 16%, оборонная промышленность - 14%, машиностроение - 10%, химическая и нефтехимическая промышленность - 11%, стройиндустрия - 8%, автомобилестроение - 6%, металлургия - 4%, приборостроение - 6%, судостроение - 6%, легкая промышленность - 6%, ювелирная промышленность - 4%, ТЭК - 3%, лесопромышленный комплекс - 2%, добыча и переработка морепродуктов - 2%, прочие - 2%.

Большинство участников ФПГ - приватизированные  или частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности.

Среди ФПГ можно назвать "Уральские заводы", "Объединенная горно-металлургическая компания", "Нефтепром", "Нижегородские автомобили", "Интеррос", "Балтийская строительная компания", "Донинвест", "БелРусАВто", "АПЕК", "Аэрофин", "Консорциум", "Русский текстиль".

Само по себе вхождение предприятий в финансово-промышленную группу не является гарантией их конкурентоспособности и эффективности. К объединению прибегают как для использования институциональных изъянов экономики, так и для компенсирования их с помощью интеграции. Однако такого рода конструктивные усилия лишь частично отражаются в текущих экономических результатах.

Наряду с созданием в России ФПГ идет формирование транснациональных  финансово-промышленных групп (ТФПГ) в государствах - участниках СНГ. Последние способствуют восстановлению и развитию в рамках новых хозяйственных структур исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов государств Содружества. Среди транснациональных ФПГ можно назвать "Российский авиационный консорциум" и "Международные авиамоторы". Сейчас прорабатываются вопросы о включении в ТФПГ и предприятий дальнего зарубежья.

 

Список литературы

 

1) Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого   предприятия. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли - Мн.: БГЭУ, 2006.

3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. - Мн.: БГУ, 2006.

4) Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. "Проспект", 2006.

5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.

6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум, - Инфра-М, 2003.


 

 

 



Информация о работе Сущность, формы и показатели концентрации производства