Предложенное мероприятие, предназначенное для улучшения информационного потока путем внедрения новейшей информационной технологии – сети Интернет, поможет избежать следующих затрат:
1. Годовой фонд заработной платы дополнительного работника отдела технического контроля, который будет занимать должность инженера по сертификации и стандартизации, составит:
Основная зарплата работника:
170 грн. в месяц. За год 170 х 12 = 2040 грн./год
Дополнительная зарплата:
2040 х 0,43 = 877,2 грн./год
Отчисления на социальное страхование (Осс):
Осс = (Зосн. + Здоп.) х 0,37 = (2040 + 877,2) х 0,37 = 1079,36 грн./год
Годовой фонд заработной платы нового работника (Фз/п):
Фз/п = Зосн. + Здоп. + Осс = 2040 + 877,2 + 1079,36 = 3996,56 грн./год
2. Офисная мебель и прочие затраты, необходимые для работы: стол – 650 грн.; стул – 50 грн.; телефон-аппарат (при условии общения по внутренней телефонной линии) – 200 грн.; канцелярские принадлежности – 303,44 грн./год. Всего по этим затратам получается 1203,44 грн.
3. Расширение рабочего пространства или смена кабинета повлечет затраты на ремонт нового кабинета при условии привлечения собственных трудовых резервов. По оценке ст. мастера строительного подразделения расходы составят 1800 грн.
4. Общая стоимость периодических изданий, необходимых ведущему инженеру составляет 650 грн./год. Частичное уменьшение расходов на приобретение периодических изданий по сертификации и стандартизации может высвободить до 500 грн в год.
5. Затраты на командировки ведущего инженера по сертификации и стандартизации за год составляют 1500 грн. Из этой суммы можно высвободить не менее 1000 грн. за счет нововведения.
6. Затраты на отправку факсимильных сообщений составляют 500 грн. в год.
Итого экономия по всем затратам: 9000 грн.
Нововведение не может быть осуществлено без ниже перечисленных затрат:
1. Для приобретения оптимально необходимой компьютерной техники потребуется не более 4000 грн.
2. Работа в сети Интернет в рабочее время с помощью наиболее приближенного Интернет-провайдера ИСП "МиКомп" по состоянию на 1 мая 2000г. стоит 150 грн./месяц или 1800 грн./год
3. Для настройки оборудования, обучения работы в сети и получения различных консультаций можно воспользоваться внутренними трудовыми резервами, что не вызовет дополнительных затрат.
Сумма всех затрат составит 5800 грн. за первый год.
Чистая экономия предложенного мероприятия составляет 3200 грн. за первый год. Для наглядности экономии от внедренного мероприятия ее можно представить во временном промежутке 5 лет (таблица 3.1). По итогам пяти лет экономия от внедрения мероприятия составит 21,2 тысяча грн.
Таблица 3.1 – Экономия от внедрения мероприятия за 5 лет.
| 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | Сумма |
Расходы, которые можно избежать с помощью предложенного мероприятия |
Фонд заработной платы | 3996,5 | 3996,5 | 3996,5 | 3996,5 | 3996,5 | 19982,5 |
Офисная мебель и прочее | 1203,5 | 303,5 | 303,5 | 303,5 | 303,5 | 2417,5 |
Ремонт нового кабинета | 1800 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1800 |
Периодические издания | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 2500 |
Командировочные расходы | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 5000 |
Стоимость отправки документов по факсу | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 2500 |
Итого | 9000 | 6300 | 6300 | 6300 | 6300 | 34200 |
Расходы на внедрение предложенного мероприятия |
Стоимость оборудования | 4000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4000 |
Подключение и работа в сети | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 9000 |
Итого | 5800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 13000 |
Экономия от нововведения | 3200 | 4500 | 4500 | 4500 | 4500 | 21200 |
Следующее мероприятие имеет своей целью экономию за счет объединения всех технических условий на производство продукции, используемых на предприятии. Разработка и согласование технических условий – достаточно длительный и дорогостоящий процесс. Затраты на согласование или пересмотр каждых технических условий по состоянию на 1 января 2000 года составляют:
1. Получение в Министерстве здравоохранения токсиколого-гигиенического паспорта – 6000 грн.
2. Экспертиза в Днепропетровском государственном центре стандартизации, метрологии и сертификации (ДГЦСМС) – 800 грн.
3. Государственная регистрация новых или пересмотренных старых технических условий – 250 грн.
4. Присвоение кодов ОКП – 500 грн.
5. Также необходимо предоставить нормативную документацию на потребляемое сырье – 200 грн.
Итого по всем затратам: 7750 грн. за технические условия на один вид продукции.
Так как национальным стандартом предусмотрена возможность разработки и внедрения общих технических условий на группу продукции, то стоимость одних общих технических условий будет меньше в 15 раз, а объем информации будет на 5-6 листов больше, чем количество листов в одних технических условиях.
Данное мероприятие позволит сэкономить 7750 х 15 – 7750 = 108,5 тысяч гривен.
Высвобожденные финансовые средства можно направить на развитие и усовершенствование системы сертификации и стандартизации на предприятии, закупку новейшего исследовательского оборудования для лаборатории, на обновление технологии производства и рекламу в сети Интернет.
Выводы.
Предложенный подход к качеству - не техническое решение для нескольких участников, а всеохватывающая стратегия достижения наивысшего качества на предприятии, направленная на повышение эффективности и конкурентоспособности организации и качества жизни работников. В своих усилиях отдел технического контроля стремится достичь соглашения и поддержки со стороны всех институтов и органов государственного управления, чтобы сделать производимую продукцию синонимом качества, а государственное предприятие "Смолы" - синонимом успеха.
В настоящих экономических условиях ГП"Смолы" сможет выжить, придерживаясь принципов достижения мирового уровня качества во всех сферах работы предприятия, использование передового международного опыта обеспечения и улучшения качества, активная поддержка специалистов, решающих проблемы качества в интересах предприятия, создание условий для воспитания высококлассных специалистов по качеству.
Почти два года упорного труда, направленного на развитие и усовершенствование производства, выплату долгов и поиск потребителей, принесли большие плоды. Сегодня можно смело сказать о том, что государственное предприятие "Смолы" – полноценный участник рыночных отношений. Это подтверждается тенденцией к уменьшению кредиторской задолженности, ростом объемов производства, увеличением заработной платы, большим притоком рабочей силы и, конечно же, резко возросшим имиджем и спросом на продукцию.
Завоевав доверие у государства, а именно у Министерства топлива и энергетики, к которому относится ГП"Смолы", можно в дальнейшем рассчитывать на серьезную финансовую поддержку и централизованное распределение продукции внутри топливно-энергетической промышленности и между министерствами стран СНГ.
Литература
1. Декрет кабинета министров Украины о стандартизацию и сертификацию от 11.06.97 с изменениями, внесенными законом Украины № 333/97-ВР.
2. ДСТУ 1.0-1993 "Общие положения".
3. Законодательные акты Украины по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации, К, 1993 год.
4. "Управление качеством продукции ИСО 9000 – ИСО 9004, ИСО 8402", М., "Издательство стандартов", 1998 год.
5. Н.Л.Зайцев, "Экономика промышленного предприятия", М., "Инфра-М", 1998г.
6. Ричард Кох, "Менеджмент и финансы от А до Я", Санкт-Петербург, "Питер", 1999 год.
7. Девид Бодди, "Основы управления качеством", Санкт-Петербург, "Питер", 1999 год.
8. "Новости ИСО 9000", М., 1995 год,
Стандартизация и сертификация продукции | | |
Современные условия ведения хозяйства вынуждают каждое предприятие внедрить действенный комплексный механизм управления качеством Продукции и сурово придерживаться его требований. Определяющими элементами этого специфического менеджмента, которые оказывают наиболее существенное влияние на процесс постоянного обеспечения производства и снабжения на рынок конкурентоспособной продукции е стандартизация и сертификация изделий. Современные условия ведения хозяйства вынуждают каждое предприятие внедрить действенный комплексный механизм управления качеством Продукции и сурово придерживаться его требований. Определяющими элементами этого специфического менеджмента, которые оказывают наиболее существенное влияние на процесс постоянного обеспечения производства и снабжения на рынок конкурентоспособной продукции е стандартизация и сертификация изделий. Стандартизация продукции Под стандартизацией понимают установление и применение единственных правил с целью благоустройства деятельности в определенной отрасли. Относительно продукции стандартизация охватывает: • установление требований к качеству готовой продукции, а также сырью, материалам, полуфабрикатам и комплектующим изделиям; • развитие унификации и агрегатирование продукции как важного условия специализации и автоматизации производства; • определение норм, требований и методов, в отрасли проектирования и изготовления продукции для обеспечения надлежащего качества и предотвращения неоправданного разнообразия видов и типорозмирив изделий одинакового функционального назначения; • формирование единственной системы показателей качества продукции, методе н ее испытания и контроля; унификация измерений и обозначений; • создание единственных систем классификации и кодировки продукции, носителей информации, форм и методов организации производства. Стандартизация продукции осуществляется за определенными принципами, главными из которых есть: об учет уровня развития науки и техники, экологических требований, экономической целесообразности и эффективности производства, для производителя, пользы и безопасности, для потребителей и государства в целом; о гармонизация с международными, региональными, а при необходимости — с национальными стандартами других стран; о взаимосвязь и согласованность нормативных документов всех уровней; пригодность последних для сертификации продукции; об участие в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон — разработчиков, производителей, потребителей, органов государственной исполнительной власти; об открытость информации относительно действующих стандартов и программ работ из стандартизации с учетом требований законодательства. Результаты стандартизации отображаются в специальной нормативно технической документации. Основными ее видами являются стандарты и технические условия — документы, которые содержат обязательные для продуцентов нормы качества изделия и способы их достижения (набор показателей качества, уровень каждого из них, методы и средства измерения, испытаний, маркировки, упакування, транспортировка и хранение продукции). Нормативно техническая документация, которая применяется на предприятиях, охватывает определенные категории стандартов, которые отличаются за мерой жесткости требований к изделиям и за совокупностью объектов стандартизации: о Международные стандарты ИСО серии 9000 об Отраслевые стандарты о Государственные стандарты Украины о Стандарты научно-технических инженерных обществ и союзов о Технические условия о Стандарты предприятий Наиболее жесткие требования относительно качества содержат международные стандарты, разработанные Международной организацией стандартизации — ИСО, что их используют для сертификации изделий, предназначенных для экспорта в другие страны и реализации на мировом рынке. В настоящее время существуют международные стандарты ИСО серии 9000: в 9000 – 1 -94. Общее управление качеством и стандарты для обеспечения качества в 9001 -1994. Системы качества. Модель обеспечения качества и проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания в 9002 – 1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании в 9003-1994. Системы качества. Общее управление качеством и элементы системы качества. в 10011-1-1990. Системы качества. Руководящие указания относительно проверки систем качества. в 10011-2-1991. Системы качества. Руководящие указания. Квалификационные критерии для експортив – аудиторов относительно проверки систем качества. в 10011-3-1991. Системы качества. Руководство программой проверок.
Государственные стандарты Украины устанавливают на: 1) изделия в-машиностроительного применение (подшипники, инструменты, детали крепления , и тому подобное); 2) продукцию межотраслевого назначения; 3) продукцию для населения и народного хозяйства; 4) организационно методические и общетехнические объекты (научно-техническая терминология, классификация и кодировка технико-экономической и социальной информации, информационные технологии, техническая документация, организация работ, из стандартизации и метрологии, справочные данные относительно свойств материалов и веществ); 5) элементы народнохозяйственных объектов государственного значения (транспорт, связь, энергосистема, оборона, окружающая естественная среда, банковско-финансовая система и тому подобное); 6) методы испытаний. Они содержат обязательные и заказные требования. К обязательным принадлежат требования, которые гарантируют безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану. Отраслевые стандарты разрабатывают на ту продукцию, относительно которой недостает государственных стандартов Украины, или при необходимости установления требований, которые дополняют или превышают такие за государственными стандартами, а стандарты научно-технических и инженерных товариств—уразі потребности распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в отдельных отраслях знаний, или сферах профессиональных интересов. Эта категория нормативных документов может использоваться на принципах добровольного согласия соответствующих субъектов деятельности. Технические условия содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции. Они регламентируют нормы и требования относительно качества тех видов продукции, для которых государственные или отраслевые стандарты не разрабатываются, тех, которые изготовляются на заказ отдельных предприятий, а также относительно качества новых видов изделий на период их освоения производством. Стандарты предприятий выделяют в самостоятельную категорию условно (без правового основания), их предприятия разрабатывают по собственной инициативе для конкретизации требований к продукции и самому производству. Объектами стандартизации на предприятиях могут быть отдельные детали, узлы, сборочные единицы, оснащения и инструмент собственного изготовления, определенные нормы в отрасли проектирования и продуцирования изделий, организации и управления производством, и тому подобное. Такие стандарты используют для создания внутренней системы управление качеством труда и продукции. Стандарты и технические условия — это документы динамического характера, их нужно периодически пересматривать и уточнять с учетом инновационных процессов и новых требований потребителей к продукции, которая изготовляется (проектируется). Современные направления совершенствования стандартизации заключаются в разработке государственных и международных стандартов не для каждого конкретного изделия, а для группы однородной продукции, и в ограничении количества показателей к наиболее существенным. Это дает возможность заметно уменьшить количество действующих стандартов, упростить их содержание и удешевить весь процесс стандартизации. Сертификация продукции и систем качества Когда предприятие ведет активную внешнеэкономическую деятельность, важнейшим элементом производственного менеджмента вообще и системы управления качеством в частности становится сертификация продукции. Каждый вид товаров, который то или то предприятие хочет выгодно продать на мировом рынке, должен быть сертифицированным, то есть иметь документ, который удостоверяет высокий уровень его качества, соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Приобретен нашими предприятиями опыт внешней коммерческой деятельности показывает, что так называемая безсертификатна продукция оценивается на мировом рынке в 3— 4 раза более дешево, следовательно, фактически реализуется за бесценок. В Украине различают обязательную и добровольную сертификацию. Обязательная сертификация осуществляется исключительно в пределах государственной системы управления субъектами ведения хозяйства, охватывает проверку и испытание продукции с целью определения ее характеристик (показателей) и дальнейший государственный технический надзор за сертифицированными изделиями. Добровольная сертификация может проводиться по инициативе самих субъектов ведения хозяйства на соответствие продукции требованиям, которые не являются обязательными (на договорных принципах). Субъекты ведения (производители, поставщики, исполнители и продавцы продукции, которая подлежит обязательной сертификации) хозяйства должны: • в надлежащем порядке и в определенный срок проводить сертификацию соответствующих объектов; • обеспечивать изготовление продукции в соответствии с требованиями того нормативного документа, за которым она сертифицирована; • реализовывать продукцию только при наличии сертификата; • прекращать реализацию сертифицированной продукции, если обнаружено ее несоответствие требованиям определенного нормативного документа или закончился срок действия сертификата. Организационной основой сертификации продуцируемых предприятиями изделий является сеть государственных испытательных центров (ДВЦ) для важнейших видов продукции производственно-технического и культурно-бытового назначения, которые широко создаются в настоящее время. В течение последних лет начали формироваться и международные системы сертификации. Координирует мероприятия по созданию таких систем специальный комитет по сертификации — СЕРТИКО, что действует в составе ИСО. Этим комитетом разработано: • правила и порядок осуществления сертификации продукции; • критерии аккредитации испытательных центров (лабораторий); • условия вступления в международную систему сертификации (наличие нормативно технической документации, которая содержит требования к сертифицированной продукции; высокий уровень метрологического обеспечения производства; функционирование специальной системы надзора за деятельностью испытательных центров и качеством продукции). В нескольких странах уже функционируют аккредитованные в СЕРТИКО ИСО и признаны мировым содружеством испытательные центры, которые выдают сертификаты на определенные виды продукции. В частности в США действует центр из испытания тракторов и сельскохозяйственных машин, во Франции — автомобилей, Чехии и Словакии — электрооборудования и медицинской техники. В начале 1993 года Украина стала членом ИСО и Международной электротехнической комисии—ІЕС. Это дает ей право наравне с 90 другими странами мира принимать участие в деятельности свыше 1000 международных рабочих органов технических комитетов по стандартизации и сертификации и использовать свыше 12000 международных стандартов. Для получения максимально возможного успеха и создания имиджа надежного партнера на внешнем рынке предприятиям желательно создавать и сертифицировать также собственные системы качества. Согласно международному стандарту ИСО 8402 «Якість. Словник» система качества — это совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, которые обеспечивают осуществление общего управления качеством. Соответствующий уровень такой системы гарантируется сертификатом, который выдается предприятию на определенный срок — один год, два года и тому подобное. Право выдачи сертификата на систему качества имеет национальный орган из сертификации; в необходимых случаях ему предоставляется возможность делегировать такую функцию аккредитованной для этой цели другой организации. Для оценки системы качества и получения сертификата позволяется привлекать любую заграничную фирму, которая занимается сертификацией. «Вагомість» сертификата и уровень доверия к нему зависит от имиджа организации, которая выдала настоящий документ. На предприятиях Украины такие системы качества еще нужно создавать. Они должны обязательно предусматривать комплексное управление качеством, которое нуждается в коллективной деятельности и совместных усилиях. Учитывая это можно назвать главные принципы формирования системы качества: • подготовка всех категорий кадров наивысшего профессионального уровня (необходимое качество обеспечивают люди, а не машины); • непосредственная заинтересованность первого руководителя и всего руководства предприятия во всегдашнем позитивном решении проблем обеспечения качества продукции; подчинение поставленной цели организационной структуры системы (например | совмещение должностей заместителя директора предприятия по вопросам качества и начальника отдела технического контроля, который зачастую случается на практике, является крайне нецелесообразным, поскольку технический контроль — это вовсе не главнее всего в системе); • управление качеством продукции при участии всех без исключения работников предприятия (от директора к рабочему); текущее распределение ответственности между подразделами и их руководителями; привлечение рабочих к повседневной работе в этом направлении через кружки качества (исходя из опыта Японии, США) и тому подобное. Очень важной и крайне необходимой является также активная государственная политика поддержки инициативы предприятий относительно разработки, внедрения и сертификации систем качества продукции. |