Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:53, курсовая работа
Стандартизация– процесс установления и применения стандартов. в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны,образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях. Правовые основы стандартизации и виды ее нормативных документов определены Федеральным законом «О стандартизации» (введен с 10 июля 1993 г.). Его преамбула определяет обязательность установленных этим законом правовых основ стандартизации для всех государственных органов управления.
Теоретическая часть.
1. Понятие стандартизации продукции.
1. Цель и задание стандартизации.
2. Разновидности стандартов.
2. Сертификация продукции.
1. Цель и задание сертификации.
2. Разновидности сертификатов.
3. Международные и национальные органы стандартизации и сертификации,
их основные функции.
II. Аналитическая часть.
1. Характеристика предприятия.
1. Анализ основных показателей деятельности.
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции..
2. Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии.
1. Структурные подразделения предприятия, которые занимаются
стандартизацией и сертификацией, и их основные функции.
2. Разновидности стандартов и сертификатов, которые используются на
предприятии.
III. Проектная часть.
1. Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и
сертификации на предприятии.
2. Расчет эффективности запланированных мероприятий и их влияние на уровень конкурентоспособности продукции.
Выводы.
Литература.
«Только безупречное качество и совершенное управление могут при
Теоретическая часть.
1. Понятие стандартизации продукции.
1. Цель и задание стандартизации.
2. Разновидности стандартов.
2. Сертификация продукции.
1. Цель и задание сертификации.
2. Разновидности сертификатов.
3. Международные и национальные органы стандартизации и сертификации,
их основные функции.
II. Аналитическая часть.
1. Характеристика предприятия.
1. Анализ основных показателей деятельности.
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции..
2. Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии.
1. Структурные подразделения предприятия, которые занимаются
стандартизацией и сертификацией, и их основные функции.
2. Разновидности стандартов и сертификатов, которые используются на
предприятии.
III. Проектная часть.
1. Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и
сертификации на предприятии.
2. Расчет эффективности запланированных мероприятий и их влияние на уровень конкурентоспособности продукции.
Выводы.
Литература.
«Только безупречное качество и совершенное управление могут принести необходимые плоды»
Введение
Стандартизации и Сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.
Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям, а так же обеспечивать проведение единой технической политики.
Стандартизация и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов спешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире совместно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
Большинство промышленных,торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей ли требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.
Теоретическая часть.
1. Понятие стандартизации продукции.
1. Цель и задание стандартизации.
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции или услуги и свойственного ей практического опыта. Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить. Система качества, отношения производителя и потребителя к качеству и другие механизмы управления качеством прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого экономического кризиса. Прошедшие в течение последнего десятка лет политические, социальные и экономические изменения поставили новые, мало знакомые условия существования. К сожалению, эти процессы сопровождались:
-инфляцией
-повышением цен
-снижением трудовой активности и дисциплины
-падением жизненного уровня большей части населения
В течение нескольких лет не осталось ни одного предприятия, которого не коснулся бы топливно-энергетический "голод". В этих условиях еще более усилилась необходимость развития внешних торгово-экономических отношений с другими странами ближнего и дальнего зарубежья. С развитием этих отношений Украина стала огромным рынком сбыта промышленных и потребительских товаров, что не могло не сказаться на проходящей этап возрождения экономики и промышленности. Для предприятий существенно усложнилась реализация продукции: на внутреннем рынке - из-за ввоза импортной продукции и резкого снижения платежеспособного спроса, на внешнем рынке - вследствие не способности конкурировать продукции украинских предприятий, отсутствия опыта и навыков торговли на насыщенных рынках, пренебрежения принятыми там правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества. Серьезным препятствием на пути экспорта продукции на западные и другие зарубежные рынки является значительное отставание отечественных предприятий от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения их соответствия общепринятым международным требованиям. Утвержденные в 1987 г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира. Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие MC ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции. При этом деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается. Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:
- определение приоритетных направлений исследований и создание научно- технических программ в рамках межгосударственного и международного сотрудничества;
- разработку проектов законодательных актов и стандартов;
- создание оптимальной структуры фонда стандартов;
-создание оптимального состава мероприятий и методов обеспечения единства измерений;
-обеспечение единства перспективного и текущего планирования;
-формирование системы управляющих и исполнительных органов, служб стандартизации и сертификации;
-установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей нормативно-технической информации;
-широкое внедрение методов обработки информации с помощью современного информационно вычислительного оборудования.
Система стандартизации должна базироваться на таких принципах как
-соблюдение уровня развития науки и техники,экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;
-создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции и услуг;
-доступность и открытость информации о действующих стандартах и программах работ по стандартизации;
-взаимосвязь и соответствие документов всех уровней.
В динамичных условиях переходного периода в развивающейся экономике и отношений в обществе система стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма,качество конкурентоспособность продукции. В настоящее время проявляется стремление следовать таким важным ориентирам, как экология, безопасность, надежность, совместимость и взаимозаменяемость продукции, ресурсосбережение и внедрение информационных технологий.
2. Разновидности стандартов.
Результатом деятельности системы стандартизации должен стать
оптимальный по структуре и составу фонд нормативно-технической документации и эффективное использование этого фонда для содействия управления народным хозяйством. Этот фонд должен постоянно усовершенствоваться и пополняться.Документы должны быть рациональными как по форме, так и по содержанию, отвечать современному уровню достижений науки и техники.
Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:
государственные стандарты;
отраслевые стандарты;
стандарты научно-технических и инженерных объединений;
технические условия;
стандарты предприятий.
К государственным стандартам приравниваются осударственные строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информацииПорядок и правила разработки и рименения государственных классификаторов устанавливается Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в соответствии с международными договорами. Как государственные стандарты используются так же республиканские стандарты до их замены или отмены. Государственные стандарты разрабатываются на организационно-методические и общетехнические объекты, а именно:
-организацию проведения работ по стандартизации, научно-техническую терминологию, классификацию и кодирование технико-экономической
информации,техническую документацию, информационные технологии организацию метрологических работ, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ;
- продукцию общемашиностроительного применения;
-составляющие элементы народнохозяйственных объектов государственного значения (транспорт, связь, энергосистему и др.);
- продукцию межотраслевого назначения;
- продукцию для населения и народного хозяйства;
- методы испытаний.
Государственные стандарты содержат обязательные и рекомендационные требования.
К обязательным относятся:
- требования,обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
- требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
- метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
- положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти,всеми предприятиями, их объединениями,организациями и гражданами–субъектами предпринимательской деятельности;на деятельность которых распространяется действие стандартов.
Рекомендационные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению, если:
- это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
- эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
- изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.
Государственные стандарты утверждаются Государственным
комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации, а государственные стандарты в отрасли строительства и промышленности строительных материалов – Министерством по делам строительства и архитектуры.
Имущественная часть авторского права на государственные стандарты принадлежит государству независимо от источников финансирования их разработки. Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов.Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями,их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.