Сейчас
всемерно стимулируется участие
работодателей в профессиональной
подготовке трудящихся. Так, законодательством
Франции предусмотрено, что предприятия,
имеющие 10 и более наемных работников,
должны выделять на эти цели 1,2 процента
от фонда заработной платы. Аналогичные
меры действуют и в других странах (Великобритания,
Италия, Швеция). «Закон о совместной профессиональной
подготовке», принятый в США в 1982г., ставит
обучение в тесную связь с частными компаниями.
Представители бизнеса организуются через
Частные отраслевые советы для управления
программой и выделения специфических
профессий, необходимых для каждого региона
в отдельности, чтобы безработные могли
получить навыки, в наибольшей степени
соответствующие нуждам предпринимателей.
Самым эффективным подходом является
профессиональная подготовка на рабочем
месте, которая включает соглашение с
работодателем о проведении обучения
людей на фирме с гарантией последующего
найма тех, кто успешно закончит курс.
Главное преимущество этого метода, конечно,
возможность трудоустройства. В то же
время при обучении на рабочем месте компания
обычно отбирает наиболее способных учеников,
а саму профессиональную подготовку фирмы
осуществляют, в основном, в периоды благоприятной
экономической конъюнктуры. В Швеции местные
учебные центры тоже иногда договариваются
с частными предприятиями об обязательном
трудоустройстве в них учащихся. Но, как
правило, преобладает свободный выбор
выпускниками места будущей работы, что
обосновывается тем, что слишком узкая
специализация учеников в интересах сиюминутных
потребностей той или иной фирмы опасна,
если образовательная программа будет
ограничена рамками конкретного рабочего
места.
Следует
сказать и о программах общественных
работ. Впервые возникнув в США (30-н
годы ХХ века), общественные работы в те
годы носили общенациональный характер
и включали в себя труд, не требующий высокой
квалификации. Сейчас они редко охватывают
всю страну, чаще имея дело с отдельными
категориями населения, районами или периодами
времени (межсезонье, спад деловой активности)
[Куренной, 2004, с.315].
Так, по Закону РФ «О занятости
населения », государство гарантирует
гражданам бесплатное содействие
в подборе подходящей работы
и трудоустройстве при посредничестве
органов занятости (ст.12 п.1).
Что
касается основных принципов работы
российской службы занятости, то они
соответствуют международной практике.
Как и бюро по трудоустройству
в зарубежных странах, российские органы
службы занятости обеспечивают опубликование
статистических данных и информационных
материалов о предложении и спросе на
рабочую силу, возможностях трудоустройства.
Мероприятия,
проводимые нашими агентствами по трудоустройству,
несомненно, полезны для многих лиц,
оставшихся без работы или стремящихся
найти новое рабочее. За прошлый год
благодаря помощи службы занятости нашли
работу 83400 жителей Красноярского края..
Но главное то, что служба занятости проводит
целый ряд программ активной политики
занятости. Эти программы условно можно
разделить на две категории: профессиональная
ориентация и обучение и временное трудоустройство
[Абрамова, 2006, с. 126].
Вместе
с тем, к сложностям, испытываемым
службами занятости зарубежных стран,
с которыми неизбежно сталкиваются
и бюро по трудоустройству в России,
прибавляются и такие специфические для
нашей страны трудности, как отсутствие
надежных информационных систем, включая
необходимую технику, программное обеспечение,
устойчивые контакты с работодателями
и трудящимися.
Программы
профессиональной подготовки и переподготовки,
как признают многие ученые - это главное
направление активной позиции занятости
на рынке труда, поскольку перспективы
занятости, жестко увязаны с развитием
человеческих ресурсов: хорошее образование
и квалификация надежно предохраняют
трудящихся от безработицы [Никитин, 2007,
с.65].
Кроме
того, государства зарубежных стран
пытается стимулировать обучение и
переобучение безработных через
выплату им пособий в форме
вложения средств в ту профессиональную
подготовку, которую они выберут;
через снятие налогов на деньги предприятий,
идущие на обучение персонала. Аналогичные
меры предусмотрены и российским законодательством:
безработные граждане имеют также право
на бесплатную профессиональную ориентацию,
профессиональную подготовку, переподготовку
по направлению службы занятости.
Разрабатывая
различные варианты сокращения безработицы,
государственные органы пытаются не
только уменьшить расходы, заботясь
о рациональном использовании налоговых
поступлений, но снять даже оттенок
благотворительности с государственной
деятельности в этой области. Именно поэтому
все более широкое распространение получают
такие направления политики занятости,
которые призваны подтолкнуть безработных
к более активному поиску. Речь в первую
очередь идет о действующих сейчас уже
в 17 странах ОЭСР программах, допускающих
выплату лицам, не имеющим работы, всей
суммы пособия по безработице за максимальный
срок при условии открытия ими собственного
дела. Безработный, желающий начать свой
бизнес, подает заявление с необходимыми
обоснованиями в агентство по трудоустройству,
где его рассматривают специалисты и готовят
свое заключение. Около 60 процентов таких
просьб удовлетворяется. Так, во Франции
1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние
4 года финансировалась за счет средств
государственного страхования по безработице.
Поддержка
государства, которая, кроме денежной
помощи, включает предоставление консультационных
и иных услуг, определяет высокую
степень выживаемости предприятий.
Например, в Великобритании через 2
года после открытия, то есть когда
уже прекращалось поступление государственных
дотаций, продолжали успешно функционировать
65 процентов самостоятельных хозяев [Бердычевский,
2002, с.512].
В
России мелкое производство в разнообразных
формах имеет большие перспективы.
Известно, что только 3-5 процентов людей
имеет склонности и способности к открытию
своего дела. Исходя из этого функцией
службы занятости является отбор из числа
обратившихся в нее тех, кто может создать
свою фирму. Большую помощь в выявлении
способностей, необходимых предпринимателю,
оказывает метод тестирования, позволяющий
рекомендовать или нет гражданину заниматься
бизнесом, а также решить вопрос о предоставлении
ему кредита.
Помимо
возможности участия в различных
программах профессиональной подготовки
молодые люди обладают преимущественным
правом поступления на субсидируемые
рабочие места. Так, во Франции государство
стимулирует компании, принимающие на
работу молодежь без специальности или
квалификации, беря на себя расходы по
ее страхованию от безработицы и болезни
на срок до 1 года, что снижает затраты
на рабочую силу на 20-25 процентов. Аналогично,
в Испании предприниматели, нанимающие
или обучающие молодых людей, платят пониженные
взносы на социальное страхование. А в
Великобритании, Италии, Швеции государство
покрывает до 80 процентов издержек фирмы
при трудоустройстве молодежи 16-18 лет
без среднего образования. В тщательном
внимании на рынке труда нуждаются инвалиды
и хронические больные, для которых могут
открываться особые мастерские, как в
Швеции, или квотироваться рабочие места,
как во Франции.
Известная
в США Программа целевых налоговых
льгот на повышение занятости (1979г.)
была создана для помощи молодым
рабочим и охватывала фирмы, привлекающие
молодежь в возрасте 18-24 лет. Работодатели
получали налоговые скидки на 2 года [Иванова,
2008, с.480].
В
России риск безработицы наиболее высок
для молодых людей и лиц, испытывающих
потребность в социальной реабилитации.
Большое внимание уделяется молодежи,
для улучшения положения на рынке
труда которой предусматриваются
самые разнообразные мероприятия: компенсация
работодателям расходов, связанных с привлечением
и использованием труда молодых людей,
в том числе на создание специальных ученических
рабочих мест; открытие специализированных
молодежных центров по трудоустройству,
социальной и психологической адаптации
выпускников учебных заведений; создание
обучающих курсов и оказание финансовой
поддержки по открытию собственного дела;
совершенствование механизма квотирования
рабочих мест для выпускников учебных
заведений.
Таким
образом, можно сказать, что политика
зарубежных стран и России довольно
схожа. Но при этом важно подчеркнуть,
что для более полной стабилизации
положения занятости в России,
нашему государству необходимо в
большей мере реализовывать, предусмотренные
законодательством, меры борьбы с безработицей.
Большее внимание уделить молодежи на
рынке труда и на лиц, испытывающих потребность
в социальной реабилитации. Опереться,
также, на опыт зарубежных стран в психологической
поддержке безработных и лиц желающих
получить работу. Обратить внимание на
отсутствие надежных информационных систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблема разработки действенной
политики занятости остро
стоит перед правительством РФ.
Действующая в настоящее время
политика занятости далека от совершенства
и не дает желаемых результатов. Вместе
с тем в деле повышения занятости безработных
граждан России далеко не все
резервы исчерпаны.
Целью работы заключалась в
исследовании и изучении всех
существующих направлений политики государства
в отношении занятости населения.
Объектом
исследования являлась государственная
политика России в области труда
и занятости, изучение основополагающих
нормативно-правовых актов, законодательство
РФ, в частности закона «О занятости»
населения, а также международные нормативные
акты.
Предметом
исследование в данной работе являлись
отношения, возникшие в процессе
реализации государственной политики
России в области труда и занятости.
В
качестве одной из задач, было рассмотрение
теоретических аспектов политики России
в области труда и занятости. Которые заключаются
в развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, защита национального
рынка труда; обеспечение равных возможностей
всем гражданам РФ независимо от национальности,
пола, возраста, и т.д; создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека; поддержка трудовой
и предпринимательской инициативы граждан,
осуществляемой в рамках законности, содействие
развитию их способностей к производительному,
творческому труду; осуществление мероприятий,
способствующих занятости граждан, испытывающих
трудности в поиске работы; предупреждение
массовой и сокращение длительной безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие
места; объединение усилий участников
рынка труда и согласованность их действий
при реализации мероприятий по содействию
занятости населения; координация деятельности
государственных органов, профессиональных
союзов, иных представительных органов
работников и работодателей в разработке
и реализации мер по обеспечению занятости
населения.
Также
рассмотрено непосредственное регулирование
занятости население. Где государство
наряду с органами службы занятости
населения и работодателями, играет
активную роль, осуществляя политику в
области занятости населения. В итоге
непосредственная реализация государственной
политики заключается в регулировании
национального рынка труда. Где элементы
политики направлены на удовлетворение
спроса на рабочую силу и
рабочие места, а также образование рынка
свободных рабочих мест и рынка незанятого
трудового населения, ищущего работу.
Государство принимает на себя обязательства
по созданию повышенных гарантий в сфере
трудоустройства отдельных категорий
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите на рынке труда, что позволяет говорить
об обеспечении их занятости. Подобные
обязательства государства конкретизируются
в нормативных правовых актах.
Одной
из задач в ходе написания курсовой
работы было также рассмотрение развития
политики РФ и стран зарубежья в области
труда и занятости. Вследствие чего можно
провести сравнительный анализ и сказать,
что эффективность государственной службы
по трудоустройству высока, почти во всех
странах мира, включая и нашу страну, только
небольшая часть вакансий заполняется
с ее помощью. Что касается основных принципов
работы российской службы занятости, то
они соответствуют международной практике.
Как и бюро по трудоустройству в зарубежных
странах, российские органы службы занятости
обеспечивают опубликование статистических
данных и информационных материалов о
предложении и спросе на рабочую силу,
возможностях трудоустройства.
Еще
одним сходством является действующее
на данный момент, всемерное стимулирование
участия работодателей в профессиональной
подготовке трудящихся, в России и
в странах зарубежья Большое внимание
уделяют как европейские страны, так и
Россия трудоустройству молодежи,
для улучшения положения на рынке труда
которой, предусматриваются самые разнообразные
мероприятия: компенсация работодателям
расходов, связанных с привлечением и
использованием труда молодых людей, в
том числе на создание специальных ученических
рабочих мест; открытие специализированных
молодежных центров по трудоустройству,
социальной и психологической адаптации
выпускников учебных заведений; создание
обучающих курсов и оказание финансовой
поддержки по открытию собственного дела
и т.д. в нашей стране и аналогичные меры
в других странах.
Что
касается отличительных мер, то следует
сказать о программах общественных
работ развитых и впервые возникнувших
в США, и не столь распространенных
в нашей стране. Кроме того, государства
зарубежных стран пытается стимулировать
обучение и переобучение безработных
через выплату им пособий в форме вложения
средств в ту профессиональную подготовку,
которую они выберут; через снятие налогов
на деньги предприятий, идущие на обучение
персонала. Но стоит сказать, что аналогичные
меры предусмотрены и российским законодательством:
безработные граждане имеют также право
на бесплатную профессиональную ориентацию,
профессиональную подготовку, переподготовку
по направлению службы занятости.