Сравнительный анализ государственной политики России и зарубежных стран в области труда и занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа отечественной и зарубежной политики государства в области труда и занятости.
Для достижения цели исследования, необходимо выделить основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости , а также ее сущность и направления ;
- исследовать направления государственного регулирования занятости населения ;
- исследовать развитие политики России и зарубежных стран в области труда и занятости

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ
ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
1.1.СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ 6 ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
1.2.ГОСУДАРСТВЕНОЕ РЕГУЛУИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
2.1.ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ 14
В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
2.2.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО 17
РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ РОСИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ 22
СТРАН В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
 

     Примечательно, что в отношении отдельных  категорий граждан, особо нуждающихся  в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения [Низова, 2008, с.40].

     Таким образом,     перечисленные элементы политики  занятости  в  той  или  иной  степени воздействуют  на  общий  объем  трудовых  ресурсов,  необходимых   народному хозяйству при данной системе регулирования рабочего времени и  материального обеспечения трудоспособных  пенсионеров.  Так  же  следует  рассматривать  и уровень  обязательного  общеобразовательного  минимума  для   молодежи,   от которой  зависит  период  выхода  на   рынок   труда.  

    2.2.СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 
     

       Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки

     Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и  потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами [Нуреев, 2008, с.576].

     Можно выделить два основных направления  деятельности государства на рынке  труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между  спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление [Архипова, 2006, с.800].

     Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так  и интенсивно. Под экстенсивными  методами подразумеваются занятость  в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

     В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер. Заключается в организации общественных работ, в стимулировании создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, в развитии системы производственного обучения и переподготовки, в стимулировании или, наоборот, в сдерживании развития производства в тех или иных регионах, в регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, в организации сезонных работ.

     Косвенно  воздействуют на рынок труда, изменяя  условия хозяйствования в сторону  стимулирования или торможения экономических  процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации  основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос. Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

     Государство должно прогнозировать ситуацию на рынке  труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала.

     Ведущая роль в регулировании рынка труда  принадлежит федеральной службе занятости, совместно с местными органами служба занятости заботится  о выработке региональной программе занятости.

     Регулирующая  функция государства осуществляется через: пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих наем и увольнение, рабочее время, условия труда, формы трудоустройства и т.д. ;установление минимальной заработной платы; организация системы подготовки и переподготовки населения;социальная защита малоимущих слоев населения и высвобождаемых с производства работников; контроль над управлением безработицы;разработка федеральной программы занятости [Волгина, 2006, с.123].

     Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям: трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);стимулирование образования гибкого рынка труда;социальная защита от безработицы.

     Следует отметить следующие основные инструменты государственного регулирования: Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

     Таким образом, в современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне.

     В итоге реализация государственной политики занятости, становление и эффективное функционирование рынка труда в РФ зависит от взаимодействия органов службы занятости с предприятиями, участие работодателей в профподготовке и переподготовке кадров.

     ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ РОСИИ  И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

     В экономике России особенно важным представляется опыт активной позиции занятости зарубежных стран на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий по регулированию рынка труда, таких как: помощь в трудоустройстве, программы профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе.

     В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер

       Анализ зарубежного опыта может  представлять интерес и сам  по себе, и как предмет изучения, насколько возможно применение  аналогичных мер на рынке труда  России

     Внимание, уделяемое зарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ  вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

     Начать  рассмотрение хотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной  из самых эффективных мер содействия в трудоустройстве, осуществляемого  специализированной общенациональной службой. Ее основная задача - сокращение времени поиска вакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшение несоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятости способствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих их требованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или более высокой заработной платой.

     Интересен опыт Франции, где агентства занятости  организуют специальные кружки для  безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающих подобрать себе удачное место [Кураков, 2006, с.326].

     Несмотря  на то, что эффективность государственной  службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. человек в год, или 15 процентов всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму.

     Еще одна широко распространенная мера государства  по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.

     Так, доля временно лишившихся работы в  США среди занятых преимущественно  умственным трудом в 2-3 раза ниже, чем у работников физического труда, а у обладающих высшей квалификацией норма безработицы меньше по сравнению с остальными в 4-7 раз. Аналогичную картину можно наблюдать и в странах Восточной Европы: хотя первоначально безработица была сконцентрирована на квалифицированных работниках, сейчас самые высокие уровни безработицы имеют место среди неквалифицированных трудящихся [ Костаков, 2006, с.51].

     Данные  программы разрабатываются и  принимаются на уровне законодательных  органов или осуществляются путем совместного участия государства и предпринимателей в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они ориентированы, в первую очередь, на лиц, потерявших работу в связи с тем, что их прежняя профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своей специальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимого профессионального образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться на рынок рабочей силы. Обычно кандидатов для прохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она же устраивает учебу и предоставляет стипендии. Профессиональная подготовка может проходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения на предприятии. Такие центры могут быть как государственными, так и частными [Чечевицена, 2008, с.384].

Информация о работе Сравнительный анализ государственной политики России и зарубежных стран в области труда и занятости