Сравнительный анализ государственной политики России и зарубежных стран в области труда и занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа отечественной и зарубежной политики государства в области труда и занятости.
Для достижения цели исследования, необходимо выделить основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости , а также ее сущность и направления ;
- исследовать направления государственного регулирования занятости населения ;
- исследовать развитие политики России и зарубежных стран в области труда и занятости

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ
ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
1.1.СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ 6 ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
1.2.ГОСУДАРСТВЕНОЕ РЕГУЛУИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
2.1.ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ 14
В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
2.2.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО 17
РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ РОСИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ 22
СТРАН В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице  и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание  жизненного уровня граждан в период безработицы [Смирнов,2004,с.172].

     В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная  политика по обеспечению занятости  является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

     Закон «О занятости» также закрепляет право  профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области  содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов  в

проведении  мероприятий, связанных с массовыми  высвобождением работников.

     Таким образом, мы видим, что сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала 

     1.2.ГОСУДАРСТВЕНОЕ РЕГУЛУИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 

     Проблема  занятости трудоспособного населения  рассматривается во всем мире как  одна из наиболее приоритетных, поскольку  она непосредственно связана  в первую очередь с перспективами  социальной стабильности государства.

     Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход [Пресняков, 2007, с.210]

     К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона «О занятости») относит следующих граждан: работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих

 иную  оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда),а также члены производственных кооперативов (артелей);

избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность; проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости; временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников)

общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций.

     В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. В качестве трудоустраивающих органов на сегодняшний день могут выступать государственные органы и негосударственные организации [Заславский, 2008, с.157].

     К государственным трудоустраивающим  органам относятся органы по вопросам занятости (органы службы занятости), а также специальные органы, занимающиеся трудоустройством отдельных категорий граждан. Нужно отметить, что необходимость создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и

международными  актами о труде. Это обязывает  государства создать бесплатные бюро занятости, основная цель которых - обеспечить воздействие на рынок  труда для достижения поддержания  полной занятости.

     На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей: анализировать и прогнозировать состояние рынка труда; вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы; оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; а также выплачивается стипендия за период учебы;оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым

работником  и другим категориям населения; регистрировать безработных и

оказывать им помощь в пределах своей компетенции; разрабатывать республиканские и региональные программы занятости и т.д.

     Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно.

     Видное  место на сегодняшний день в регулировании занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

     К негосударственным органам по трудоустройству можно отнести разного рода агентства по трудоустройству (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других [Адамчук, 2002, с.407].

     В конечном счете, государственные органы выступают на рынке труда в целях обеспечения социальной политики государства, реализации социально-экономических прав граждан. На сегодняшний день функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. Одним из резервов повышения эффективности работы ГСЗ является налаживание оперативного обновления банка вакансий за счет совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями. А основная цель государственных органов осуществляющих регулирование занятости сводится к возможности полного и продуктивного трудоустройства граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве как

к государственным  органам (службе) занятости, так и  к частным негосударственным (кадровым) агентствам.

     Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей [Викторов, 2004, с.71].

     Если  учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

     Основные  права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения»

(1975г.), и др.

     Таким образом, государство  наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения.

     В итоге важно подчеркнуть, что  государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную  занятость. Так же стоит учитывать, что законодательство РФ «О занятости» населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2.  РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ 

    2.1.ВЛИЯНИЕ  ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ  ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ 
     
     

     Осуществляя определенную совокупность мер (правовых,  организационных, экономических,  социальных)  государство  формирует  и  развивает,  с  одной стороны,   количественные   и   качественные   характеристики   экономически активного населения и рабочих мест, а с другой стороны – особый механизм  их соединения.  Составные  части  системы  занятости  (экономически   активное население и совокупность рабочих мест) при этом остаются прежними. В  то  же время качественно меняются условия, формы, и методы их  движения,  включение экономически пассивного населения в состав экономически активного

     Регулирующее  воздействие  государства   не   должно   ограничиваться

организацией  содействия в трудоустройстве незанятого населения,  им  следует охватить также внутрифирменный рынок труда и самозанятость.

     Системы   регулирования   занятости   призвана   обеспечивать    для

воспроизводства рабочей  силы  и  рынка  мест,  их  первичное  соединение  и повторное воссоединение[Долгова, 2007, с.38].

     Формирования  рынка  рабочих  мест  и  степень государственного  воздействия  на  его   емкость   определяются   следующими условиями и факторами: заданностью исходной базы; инвестиционным  потенциалом,  его   воспроизводственной   структурой   и  характером распределения инвестиций; экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и иных предприятий.

     Формирование  национального рынка рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов: демографическими условиями и характером  положения  этого  контингента трудоспособного населения; организация  форм занятости (ненормированный рабочий день,  работа на дому);фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов; возможность миграции трудоспособного  населения  за  рубеж  в  поисках работы.

        Выдвигаемое правительством положение  о не сохранении пенсии  по  старости работающим пенсионерам нацелено на  экономическое принуждение пенсионеров освободить рабочие места для  их  замещения  нуждающимся  в  трудоустройстве гражданам.  В  свою  очередь   это   ведет   к   социальной   незащищенности пенсионеров

       Национальные рынки рабочих мест  и  рабочий  силы  в  своем  органическом единстве образуют национальный рабочий труд, в котором  функционирует  рынок занятости, т.е. удовлетворенный спрос  на  рабочую  силу  и  рабочие  места, рынок  свободных  рабочих  мест  и  рынок  незанятого  трудового  населения, ищущего работу [Сальникова, 2005, с.464].

        Реализация  политики  занятости,  включающей   количественно-качественные характеристики экономически активного населения и совокупности рабочих  мест в народном хозяйстве, требует создания адекватной системы регулирования каждой из составных  частей и механизма  их соединения.

       Экономическое  активное  население   охватывает  лиц  наемного   труда, занятых    на    предприятиях    различной    формы    государственного    и негосударственного   секторов  экономики,   предпринимателей,    а    также трудоспособное население, ищущие работу (включая безработных). Рынок труда формируется именно экономически активным населением (Таблица 1).

                         
 
 
 

     Занятость населения России  (млн.чел.) 

     Таблица 1

            2008      2009      2010
     1.Население                          148,5      148,8      148,6
     2. Трудовые ресурсы -всего                          87      86,6      86,2
     3.Занято  в народном   хоз-ве                         74,5      75,6      74,8
     4.Обучающиеся  с отрывом  от производства                6,5      6,7      6,7
     5.Незанятые                    4,0      3,4      3,0
     6.Зарегистрированные    

     безработные              

     0,06      0,58      0,61
     7.Уровень  безработицы         0,08      0,8      0,7

Информация о работе Сравнительный анализ государственной политики России и зарубежных стран в области труда и занятости