Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа отечественной и зарубежной политики государства в области труда и занятости.
Для достижения цели исследования, необходимо выделить основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости , а также ее сущность и направления ;
- исследовать направления государственного регулирования занятости населения ;
- исследовать развитие политики России и зарубежных стран в области труда и занятости
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ
ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
1.1.СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ 6 ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
1.2.ГОСУДАРСТВЕНОЕ РЕГУЛУИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
2.1.ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ 14
В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
2.2.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО 17
РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ РОСИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ 22
СТРАН В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.
Закон «О занятости» также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в
проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.
Таким
образом, мы видим, что сейчас на первый
план выходят новые приоритеты, а именно
- повышение и рациональное использование
трудового потенциала страны. Государственная
политика занятости как отражение стратегии
занятости - это часть социально-экономической
политики развития страны, нацеленная
на комплексное решение проблем занятости
в интересах полного и эффективного использования
трудового потенциала
1.2.ГОСУДАРСТВЕНОЕ
РЕГУЛУИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
Проблема
занятости трудоспособного
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход [Пресняков, 2007, с.210]
К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона «О занятости») относит следующих граждан: работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих
иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда),а также члены производственных кооперативов (артелей);
избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность; проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости; временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников)
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. В качестве трудоустраивающих органов на сегодняшний день могут выступать государственные органы и негосударственные организации [Заславский, 2008, с.157].
К
государственным
международными актами о труде. Это обязывает государства создать бесплатные бюро занятости, основная цель которых - обеспечить воздействие на рынок труда для достижения поддержания полной занятости.
На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей: анализировать и прогнозировать состояние рынка труда; вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы; оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; а также выплачивается стипендия за период учебы;оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым
работником и другим категориям населения; регистрировать безработных и
оказывать им помощь в пределах своей компетенции; разрабатывать республиканские и региональные программы занятости и т.д.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно.
Видное место на сегодняшний день в регулировании занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
К негосударственным органам по трудоустройству можно отнести разного рода агентства по трудоустройству (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других [Адамчук, 2002, с.407].
В конечном счете, государственные органы выступают на рынке труда в целях обеспечения социальной политики государства, реализации социально-экономических прав граждан. На сегодняшний день функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. Одним из резервов повышения эффективности работы ГСЗ является налаживание оперативного обновления банка вакансий за счет совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями. А основная цель государственных органов осуществляющих регулирование занятости сводится к возможности полного и продуктивного трудоустройства граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве как
к государственным органам (службе) занятости, так и к частным негосударственным (кадровым) агентствам.
Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей [Викторов, 2004, с.71].
Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.
Основные
права трудящихся-мигрантов
(1975г.), и др.
Таким образом, государство наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения.
В
итоге важно подчеркнуть, что
государство проводит политику содействия
реализации прав, нацеленную на полную,
продуктивную и свободно избранную
занятость. Так же стоит учитывать, что
законодательство РФ «О занятости» населения
распространяется не только на граждан
России, но и на иностранных граждан, а
также на лиц без гражданства, если иное
не предусмотрено федеральными законами
или международными договорами.
ГЛАВА
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
2.1.ВЛИЯНИЕ
ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ В
Осуществляя определенную совокупность мер (правовых, организационных, экономических, социальных) государство формирует и развивает, с одной стороны, количественные и качественные характеристики экономически активного населения и рабочих мест, а с другой стороны – особый механизм их соединения. Составные части системы занятости (экономически активное население и совокупность рабочих мест) при этом остаются прежними. В то же время качественно меняются условия, формы, и методы их движения, включение экономически пассивного населения в состав экономически активного
Регулирующее воздействие государства не должно ограничиваться
организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения, им следует охватить также внутрифирменный рынок труда и самозанятость.
Системы регулирования занятости призвана обеспечивать для
воспроизводства рабочей силы и рынка мест, их первичное соединение и повторное воссоединение[Долгова, 2007, с.38].
Формирования рынка рабочих мест и степень государственного воздействия на его емкость определяются следующими условиями и факторами: заданностью исходной базы; инвестиционным потенциалом, его воспроизводственной структурой и характером распределения инвестиций; экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и иных предприятий.
Формирование национального рынка рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов: демографическими условиями и характером положения этого контингента трудоспособного населения; организация форм занятости (ненормированный рабочий день, работа на дому);фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов; возможность миграции трудоспособного населения за рубеж в поисках работы.
Выдвигаемое правительством
Национальные рынки рабочих
Реализация политики занятости, включающей количественно-качественные характеристики экономически активного населения и совокупности рабочих мест в народном хозяйстве, требует создания адекватной системы регулирования каждой из составных частей и механизма их соединения.
Экономическое активное население охватывает лиц наемного труда, занятых на предприятиях различной формы государственного и негосударственного секторов экономики, предпринимателей, а также трудоспособное население, ищущие работу (включая безработных). Рынок труда формируется именно экономически активным населением (Таблица 1).
Занятость
населения России (млн.чел.)
Таблица 1
2008 | 2009 | 2010 | |
1.Население | 148,5 | 148,8 | 148,6 |
2.
Трудовые ресурсы -всего |
87 | 86,6 | 86,2 |
3.Занято в народном хоз-ве | 74,5 | 75,6 | 74,8 |
4.Обучающиеся
с отрывом от производства |
6,5 | 6,7 | 6,7 |
5.Незанятые | 4,0 | 3,4 | 3,0 |
6.Зарегистрированные
безработные |
0,06 | 0,58 | 0,61 |
7.Уровень безработицы | 0,08 | 0,8 | 0,7 |