Система показателей и методика финансового анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и назначение анализа финансово-экономического состояния предприятия 4
1.1. Цели и задачи анализа 4
1.2. Методы анализа и информационное обеспечение 9
1.3. Содержание анализа 11
2. Система показателей и методика финансового анализа 14
2.1. Структура и динамика бухгалтерского баланса 14
2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия 17
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 21
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Контрольная Экономический финансовый анализ 5 курс.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

      В условиях рыночной экономики анализ экономико-финансового положения предприятия является важнейшей исходной предпосылкой для подготовки и обоснования управленческих решений. Основной задачей анализа состояния предприятия является системное, комплексное изучение его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью объективной оценки достигнутых результатов и установления реальных путей дальнейшего повышения эффективности и качества работы.

      Управленческие  решения касаются как совершенствования  процессов производства в целом  и их отдельных элементов, так  и улучшения условий труда и жизни работников. В системе управления производством анализ хозяйственной деятельности представляет связующее звено между сбором информации и принятием управленческих решений. Его значение состоит в том, что он является главным средством выявления резервов повышения эффективности производства и качества продукции, совершенствования механизма хозяйствования.

      Цель  анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину  его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.

      Оценка  экономико-финансового положения предприятия - это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.

      Только грамотно проведенный анализ финансового  состояния позволит объективно оценить деятельность предприятия в прошлом и настоящем и сделать прогнозы о его функционировании в будущем.

 

1. Сущность и назначение  анализа финансово-экономического  состояния предприятия

1.1. Цели и задачи  анализа

      Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:

  • овладеть методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;
  • использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
  • привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.

      Финансово-экономическое  состояние – важнейший критерий деловой активности и надежности предприятия, определяющий его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основная цель анализа – выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности.

      Главными  задачами анализа финансово-экономического состояния предприятия являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:

      1) идентификации финансово-экономического  положения;

      2) изменений финансово-экономического состояния в пространственно-временном разрезе;

      3) основных факторов, вызвавших изменения  в финансово-экономическом состоянии;

      4) внутрихозяйственных резервов укрепления  финансового положения.

      Анализ  финансово-экономического состояния предприятия является существенным элементом финансового анализа, а также финансового менеджмента и аудита.

      Анализ  финансово-экономического состояния  – неотъемлемая часть финансового  анализа. В основе финансового анализа  лежит анализ финансовой отчетности. Это обуславливает использование методов и рабочих приемов финансового анализа при проведении оценки финансово-экономического состояния. Суть финансового менеджмента заключается  в такой организации управления финансами, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке. Изыскание финансовых источников развития предприятия, а также определение направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов финансовых ресурсов и другие подобные вопросы финансового менеджмента становятся ключевыми в условиях  рыночной экономики. Успех в области  финансового менеджмента во многом зависит от всесторонности, регулярности, тщательности изучения финансовой отчетности. При этом ведущее положение  занимает анализ финансово-экономического состояния предприятия.

      Широкое развитие хозяйственных связей между  предприятиями, в том числе и  на международном уровне, банковского  и страхового бизнеса предполагает значительное повышение требований к объективности и обоснованности оценки финансово-экономического состояния как самого хозяйствующего субъекта, так и его контрагентов. Одной из предпосылок решения этой задачи выступает функционирование института аудиторства.

      Аудит – это проверка на достоверность, полноту, соответствие действующему законодательству бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия, осуществляется на договорных началах независимым  аудитором или аудиторской организацией. Главными функциями аудита являются:

  • проведение консалтинговой деятельности (консультационная помощь);
  • проверка  обоснованности бизнес-плана;
  • проверка документов и документооборота;
  • анализ финансово-экономического состояния;
  • оценка торгово-производственной деятельности и ее финансовых результатов (характерно для внутреннего аудита) и др.

      В результате проверки и анализа финансового  состояния предприятия  аудиторы в официальной форме представляют обоснованное заключение об итогах деятельности контролируемых экономических объектов за определенных период.

      Субъектами  анализа финансово-экономического состояния  предприятия выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

      Финансово-экономическое состояние – важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости предприятия на ранке. Поэтому каждый субъект первой группы пользователей анализа изучает  финансовую информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Собственников средств предприятия прежде всего интересует увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективность использования ресурсов администрацией предприятия. Кредиторы и инвесторы обращают внимание на целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата денег, доходность вложения своих капиталов.  Поставщики и клиенты заинтересованы в платежеспособности предприятия, наличии ликвидных средств и т.п.

      Ко  второй группе пользователей относятся  субъекты анализа, которые непосредственно не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы.

      Каждое  предприятие, планируя свое хозяйственное  поведение (выработку гибкой стратегии  и тактики) в условиях изменчивой рыночной конъюнктуры, стремится упрочить свои конкурентные позиции. Поэтому определенная часть финансовой информации переходит в область коммерческой тайны,  что становится прерогативой внутреннего хозяйственного управленческого анализа. Анализ  финансово-экономического состояния, базирующийся  на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е.  анализа, проводимого без привлечения и обнародования данных внутреннего управленческого учета (калькуляции себестоимости, смет расходов, прямых и косвенных издержек и т. п.),  в связи с чем отчетные данные содержат достаточно ограниченную информацию о деятельности предприятия.

      Вышесказанное определяет специфику проведения анализа  финансово-экономического состояния  предприятия, ограничивая при этом использование всех методов финансового анализа.

      Значение  анализа  финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является  той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.

      Стратегические  задачи финансовой политики предприятия следующие:

  • максимизация прибыли предприятия;
  • оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
  • создание эффективного механизма управления предприятием;

- использование  предприятием рыночных механизмов  привлечения финансовых средств  и др.

      На  основе полученных результатов анализа  осуществляется выбор направлений финансовой политики.

      Большое значение для предприятия имеют  результаты анализа управленческих решений в инвестиционной, снабженческо-бытовой, ценовой областях, т.е. в стратегическом развитии предприятия.

      Главная цель стратегии развития – устойчивое положение на рынке, основанное на эффективном распределении и использовании всех ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, земельных, интеллектуальных и т.п.). При этом ведущим методом  управления ресурсами становится  метод аналитической  оценки и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

      Чтобы принимать эффективные и результативные решения в области технологий, финансов, сбыта, инвестиций и обновления производства, управляющему персоналу  нужен постоянный и непрерывный мониторинг текущего положения предприятия. Анализ финансово-экономического состояния является одним из эффективных способов оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить наиболее сложные проблемы управления имеющимися ресурсами и таким образом минимизировать усилия по проведению в соответствие целей и ресурсов организации с потребностями и возможностями сложившегося рынка. Для этого нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, оценки, анализа и интерпретации финансовой отчетности.

      Таким образом, к основным задачам анализа финансово-экономического состояния  предприятия относятся:

  • оценка динамики структуры и состава активов, их состояния и движения;
  • оценка динамики структуры и состава источников собственного и заемного капитала, их состояния и изменения;
  • оценка платежеспособности предприятия и оценка ликвидности баланса;
  • анализ относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия, оценка изменения ее уровня;
  • оценка эффективности использования средств и ресурсов предприятия.

1.2. Методы анализа  и информационное  обеспечение

      Для организации на предприятиях  современных систем управления финансами и их практического применения приказом Минфина РФ от 1 октября 1997 г. №118 были утверждены Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия.

      Анализ  финансово-экономического состояния  предприятия проводится с помощью  совокупности методов и рабочих  приемов  (методологии), позволяющих структурировать  и идентифицировать взаимосвязи между  основными показателями.

      Анализ  абсолютных показателей – это  изучение данных, представленных в  бухгалтерской отчетности: определяется состав имущества предприятия, структура финансовых вложений,  источники формирования собственного капитала,  оценивается размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и др.

      Горизонтальный (временной) анализ – это сравнение  каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании  этого исчислить базисные темпы роста (прироста).

Информация о работе Система показателей и методика финансового анализа