Методики системного анализа экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Выбор одной из альтернатив єX был связан с известным для осуществляющего выбор однозначным следствием, и вся процедура выбора заключалась в сравнении разных следствий или, собственно, альтернатив.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………......3
1. Понятие условий неопределенности……………………………...………………………….....4
1.1 Понятие неопределенности………………………………………………………………..…...4
1.2 Выделяют следующие источники неопределённости………………………………………..4
1.3 Выделяют следующие виды неопределённости…………………………………………......5
1.4 Приемы снижения неопределенности…………………………………………………….......5
2. Точка стратегического воздействия………………………………………………………….....6
3. Выбор в условиях неопределенности с дискретным набором альтернатив и исходов........7
4. Подходы к решению игровых задач выбора в условиях неопределенности……………......8
5. Выбор в условиях статистической неопределенности……………………………………....10
Заключение………………………………………………………………………………………...12
Список литературы.........................................................................................................................13

Файлы: 1 файл

сис анализ.docx

— 86.31 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

 

 

Заочный факультет

Кафедра: Экономика и управление на предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Системный анализ в экономике»

 

на тему : «Методики системного анализа экономических систем»

Вариант - 10

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ЭУТз сп 10Z1

Проверил:

 

 

 

 

Омск - 2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………......3

1. Понятие условий неопределенности……………………………...………………………….....4

1.1 Понятие неопределенности………………………………………………………………..…...4

1.2 Выделяют следующие источники неопределённости………………………………………..4

1.3 Выделяют следующие виды неопределённости…………………………………………......5

1.4 Приемы снижения неопределенности…………………………………………………….......5

2. Точка стратегического воздействия………………………………………………………….....6

3.  Выбор в условиях неопределенности с дискретным набором альтернатив и исходов........7

4.  Подходы к решению игровых задач выбора в условиях неопределенности……………......8

5.  Выбор в условиях статистической неопределенности……………………………………....10

Заключение………………………………………………………………………………………...12

Список литературы.........................................................................................................................13 

Введение

 

Выбор одной из альтернатив єX был связан с известным для осуществляющего выбор однозначным следствием, и вся процедура выбора заключалась в сравнении разных следствий или, собственно, альтернатив. На практике нередко приходится иметь дело с более сложной ситуацией, когда выбор альтернативы неоднозначно определяет последствия сделанного выбора. Другими словами, для каждой альтернативы єX, i= существует множество возможных исходов єY, j=, из которых один окажется совмещенным с выбранной альтернативой, но какой именно - в момент выбора неизвестно. Это станет известно позже, когда выбор уже сделан и изменить ничего нельзя. 

1. Понятие условий неопределённости

 

1.1 Понятие неопределенности

 Прежде чем учитывать условия неопределённости при выборе экономической стратегии, необходимо определиться, что она (неопределённость) представляет собой. Неопределённость – это "открытые задачи, в которых принимающий решение не знает всей совокупности действующих факторов и должен сформулировать множество гипотез, прежде чем их оценивать". Ситуация неопределённости характеризуется тем, что выбор конкретного плана действий может привести к любому исходу из фиксированного множества исходов, но вероятности их осуществления неизвестны. Выделяют два случая: а) вероятности не известны в силу отсутствия необходимой статистической информации; б) ситуация не статистическая и об объективных вероятностях говорить вообще не имеет смысла (это ситуация чистой неопределённости в узком смысле). Именно чистая неопределённости наиболее часто встречается в экономике, ведь решения (особенно стратегические) принимаются каждой конкретной фирмой в уникальных условиях.

Неопределённость следует  отличать от риска. Под риском понимают ситуацию, в которой люди не знают  точно, что случится, но представляют вероятность каждого из этих исходов. Неопределённость же означает недостаток информации о вероятных будущих  событиях. Причём одна и та же ситуация для одного человека может являться ситуацией риска, а для другого  – неопределённости, причём она  очень легко может перейти из одного вида в другой. Предположим, у нас есть урны двух типов: в урнах первого типа находится 5 чёрных и 5 красных шаров, в урнах второго типа – 9 чёрных и 1 красный шар. На каждой урне повешена метка, указывающая на тип урны. Пусть все урны находятся в одной комнате, а в другой находятся два человека. Один из них заходит в комнату с урнами и берёт одну урну наугад. Он не знает, какова вероятность вынуть из урны красный шар – ситуация неопределённости. Потом он смотрит на метку и узнаёт вероятности – ситуация риска. Затем он отрывает метку и выносит урну к другому человеку. Тот не знает вероятность вытащить красный шар. По поводу одной и той же урны эти два человека находятся в разных ситуациях – риска и неопределённости. Если же первому человеку сказать, что метки были наклеены как попало, и тип урны не обязательно соответствует типу метки, то снова оказался бы в ситуации неопределённости. Если бы метки в самом деле были приклеены таким образом, а человеку об этом бы не сказали, то он опять-таки находился бы в условиях неопределённости, хотя и считал бы, что находится в ситуации риска.

 С этой точки зрения  интересно сопоставить неопределённость  и так называемые "объективные  законы развития". Последние утверждают, что общество, экономика развиваются по определённым законам. Однако можно ли говорить о какой-либо объективности в случае, когда неизвестны ни будущие события, не их вероятности. Возьмём, например, эффект Пигу. Данная цепочка абсолютно логична и, по идее, должна действовать. Ну а если человек не знает: что он вообще может взять кредит, что ставка процента снизилась, что в данной ситуации он может легче расплатиться за кредит... И разумные меры макроэкономического регулирования не дадут никакого (по крайней мере ожидаемого) эффекта.

1.2 Выделяют следующие источники неопределённости:

• экономическая среда;

• нормативно-законодательная  среда;

• технико-технологическая  среда;

• внутренняя среда.

Можно выделить и другую классификацию источников неопределённости. Она основывается на схеме анализа, описанной К. Боумэном в книге "Основы стратегического менеджмента" и дополненной Э. Гроувом в его бестселлере "Выживают только параноики":

- Потенциальные конкуренты

- Поставщики Потребители

- Конкуренты Заменители

- Возможность того, что то, что делает ваш бизнес может быть сделано другим способом.

Всё, с чем взаимодействует  наш бизнес, служит источником неопределённости. Но основным источником, который оказывает  особо сильное ("десятикратное", "10Х" по терминологии Эндрю Гроува) влияние на организацию, является возможность удовлетворить потребность, на которой получает доход наш бизнес, принципиально иным способом.

 

1.3 Выделяют следующие виды неопределённости:

1. Перспективная неопределённость (появление непредусмотренных факторов);

2. Ретроспективная неопределённость (отсутствие информации о поведении объекта в прошлом. В данном случае возможны три варианта: информацию можно восстановить, информацию можно восполнить перспективной, информацию нельзя ни восстановить, ни восполнить);

3. Техническая неопределённость (невозможность предсказать результаты  принимаемых решений);

4. Стохастическая неопределённость;

5. Неопределённость состояния  природы; 

6. Неопределённость целенаправленного  противодействия (возникает в  ситуации конфликта двух или  более сторон, когда какая-либо  сторона не имеет сведений  мотиве и характере поведения  противника);

7. Неопределённость целей  (нельзя выбрать одну цель или  выбор неоднозначен);

8. Неопределённость условий; 

9. Лингвистическая неопределённость (особенно значима в условиях  современной России, поскольку многие  англоязычные экономические термины  не имеют пока однозначного  толкования или вообще непонятны  большинству);

10. Неопределённость действий.

 

1.4 Приемы снижения  неопределенности

Необходимо отметить, что  неопределённость не есть что-то безусловно отрицательное для фирмы и она не должна обязательно снижать уровень неопределённости. Неопределённость затрудняет принятие решений фирмой, но она мешает и принятию решений конкурентов. Поэтому фирма может (и должна) сама создавать дополнительную неопределённость. Всякая ошибка конкурентов – предоставленная нам возможность. Соответственно "предприятие должно стремиться расширять собственные области решений и сужать аналогичные поля конкурентов".

Как же фирма может снизить  неопределённость для себя? Основным приёмом, конечно, является получение  дополнительной информации. Всего один бит информации уменьшает неопределённость вдвое. Но здесь встают другие вопросы: во-первых, сколько будет стоить эта информация, а во-вторых, сколько  времени потребуется для её получения. И здесь необходимо соблюдать баланс точность/время и точность/цена. Нет смысла получать очень точную информацию, если она будет стоить больше возможных потерь или к моменту получения полной информации момент для принятия решения будет упущен. Среди других приёмов "обороны" от неопределённости можно отметить создание зоны стабильности – это вертикальная и горизонтальная интеграция ("одна из целей и задач вертикальной интеграции – устранение неопределённости. Для обеспечения снабжения материалами и комплектующими изделиями, обеспечения сбыта товаров необходим контроль экономических процессов"). Другим методом является система резервов – привычной но не слишком эффективный способ. Одновременно и сама стратегия позволяет снять субъективную неопределённость, поскольку в ходе её формирования руководящий персонал определяет цели, критерии, мотивы деятельности.

 

 

  1. Точка стратегического воздействия

 

Итак, неопределённость оказывает  значительное влияние на фирму и  должна учитываться при выборе экономической  стратегии компании. Но во много  раз больше влияние неопределённости в точке стратегического воздействия (SIP, strategic inflection point). Понятие точки  стратегического воздействия (в  отечественной литературе получила распространение аббревиатура SI-точка) было введено Эндрю Гроувом, СЕО  корпорации Intel в его книге "Выживают только параноики", сразу ставшей  бестселлером на Западе.

"Вещи, по отношению  к которым я имею тенденцию  быть параноиком, весьма разнообразны, - пишет Гроув. – Я беспокоюсь  о продуктах, чей жизненный  цикл заканчивается, и о продуктах,  выпущенных на рынок преждевременно. Я беспокоюсь о заводах, работающих  недостаточно хорошо, и о том,  что имею слишком много заводов.  Я беспокоюсь о найме правильных  людей и об ослабевающей морали. И конечно, я беспокоюсь о  конкурентах. Я беспокоюсь о  людях, вычисляющих, как делать  то, что мы делаем лучше и  дешевле и как отобрать наших клиентов. Но всё эти беспокойства бледнеют по сравнению с тем, что я чувствую в отношении того, что я называю точками стратегического воздействия".

Точка стратегического воздействия  – это время в жизни любого бизнеса, когда его основы собираются измениться. Это изменение может  означать возможность подняться  к новым вершинам. Но с той же вероятностью это может быть сигналом начала конца. Точка стратегического воздействия может быть вызвана технологическими изменениями, но она больше чем технологическое изменение. Точка стратегического воздействия может быть вызвана конкурентами, но она больше чем конкуренция. Она является полномасштабным изменением способа, которым осуществляется бизнес, так что простого принятия новой технологии или осуществления конкурентной борьбы прежними способами может оказаться недостаточно. Невнимание к точке стратегического воздействия может оказаться смертельным. Но точка стратегического воздействия не всегда ведёт к катастрофе. Она создаёт возможности для компаний, готовых действовать по новым правилам.

Таким образом, точка стратегического  воздействия является разрушительной и созидательной силой одновременно. И она неизбежна. В технологии, то, что может быть сделано, будет  сделано. Фирма не может остановить изменения. Фирма не может спрятаться от них. Вместо этого она должна сфокусироваться  на готовности к этим изменениям. При  этом никакое количество формального  планирования не может предугадать  эти изменения. Но это не означает, что фирма не должна планировать. Она должна планировать как это делает пожарная охрана: она не знает где будет следующий пожар, но она точно знает, что пожар будет. Соответственно она распределяет свои силы так, чтобы среагировать на непредвиденное событие как на ординарное.

Всё это касается не только фирмы, но и человека. Даже если он не топ-менеджер, а обыкновенный наёмный  работник, рано или поздно он столкнется с точкой стратегического воздействия. Кто знает, на что будет похожа его работа после того, как в  его отрасли произойдёт катаклизм  и поглотит компанию на которую этот человек работал? Кто знает, будет ли вообще существовать эта работа и, откровенно говоря, кого это заботит?

Точка стратегического воздействия  приходит тогда, когда старая стратегическая картина окружающей среды растворяется и на смену ей приходит новая, дающая фирме возможность подняться  на новые вершины. Однако, если фирма не управляет своим проходом через точку стратегического воздействия, она достигает пика и после этого её бизнес сокращается.

До точки стратегического  воздействия отрасль, в которой  действует фирма, больше похожа на старую. После неё отрасль больше похожа на новую. Это точка, в которой окружающая среда малозаметно, но коренным образом меняется, и никогда не возвращается обратно.

Информация о работе Методики системного анализа экономических систем