Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:34, курсовая работа
Эффективная деятельность современных организаций во многом определяется результативностью труда ее персонала и действенной системой оплаты труда и мотивации персонала. В настоящее время уникальным по значимости конкурентным преимуществом любой организации становится ее человеческий потенциал. Его эффективное использование призвана обеспечить система управления персоналом, в которой особое место занимает разработка и внедрение системы оплаты труда. Система оплаты труда должна соответствовать стратегическим целям развития компании, создавать достоверную оценку вклада отдельных сотрудников и подразделений в достижение высоких результатов, создавать условия для вовлеченности персонала в решение общих задач, формировать лояльность и восприниматься всеми сотрудниками как справедливая.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА 4
1.1 Понятие, сущность и функции заработной платы 4
1.2 Формы и системы оплаты труда 6
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА 10
2.1.Система оплаты труда на основе грейдов. 10
2.2.Система ключевых показателей эффективности 16
3. ВНЕДРЕНИЕ ЕДИНОЙ УНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОАО «КОНЦЕРН «РОСЭНЕРГОАТОМ» ФИЛИАЛ КАЛИНИНСКАЯ АЭС 19
ВЫВОД 28
ГЛОССАРИЙ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34
Грамотно разработанная система ключевых показателей эффективности дает руководителю возможность оценить своих сотрудников и бизнес в целом, выстроить систему управления прибыльностью предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Постановка KPI
KPI - это инструмент измерения поставленных целей. Если показатель не связан с целью, то есть не образуется исходя из её содержания, тогда нельзя использовать данный КПЭ.
При определении целевых значений КПЭ и создании плана по достижению целей необходимо учитывать отраслевую специфику, а именно то, что атомная энергетика играет важную роль в социально-экономическом развитии страны и в немалой степени регулируется государством. Поэтому необходимо устанавливать не только финансовые цели, но и нефинансовые (повышение надежности и обеспечение качества энергоснабжения, технологическое совершенствование, развитие квалификационного потенциала персонала и др.). Иными словами, задача распределения ресурсов при формировании планов компании и установке целевых значений КПЭ многокритериальная.
При постановке целей (КПЭ) для работников важно соблюсти ключевые принципы:
1. Принцип декомпозиции – суть его в том, что цели работника должны поддерживать и обеспечивать выполнение целей руководителя.
2. Принцип согласованности – означает, что КПЭ должны быть установлены таким образом, чтобы показатели не противоречили друг другу, а также, чтобы выполнение одного показателя не обеспечивало автоматически выполнение другого показателя.
3. Принцип периодичности – означает что КПЭ устанавливаются на определенный период (1 год).
4. Принцип соответствия критериям SMART - означают, что КПЭ или любая цель должны соответствовать 5-ти критериям SMART:
Specifik (конкретная) |
Цели должны быть предельно ясны и конкретны, чтобы все люди, вовлеченные в процесс их достижения, понимали, в чем они состоят. |
Measurable (измеримая) |
Цели должны быть измеримы количественно или определяться конкретными качественными показателями для оценки степени их достижения. Важно выделить не только конечные, но и промежуточные критерии оценки. |
Achievable (достижимая) |
Цели должны быть достижимыми в срок, но в тоже время сложны, чтобы было необходимо приложить значительные усилия для их достижения |
Relevant (согласованная) |
Цели должны соотноситься с другими целями более высокого уровня, а также со стратегическими целями, и работать на их достижение. |
Timebound (определена во времени) |
Для каждой цели должны быть установлены конкретные временные рамки. Требуется определить срок как для конечного, так и для промежуточных результатов. |
Преимущества использования системы КПЭ
Выделяют следующие преимущества использования системы КПЭ:
- ориентация на результат - сотрудник получает вознаграждение за достижение определенных результатов;
- управляемость - позволяет демонстрировать сотрудникам основные направления совершенствования их деятельности;
- справедливость - достойная оценка вклада сотрудника в общий успех организации;
- понятность - сотрудник понимает, за что организация готова его вознаграждать, в свою очередь организация видит, за что и сколько она готова заплатить;
- неизменность - критерии системы КПЭ прописаны в нормативах, любой сотрудник может быть уверен в том, что за эффективную деятельность он может быть адекватно оценен.
Систему КПЭ целесообразно применять в компаниях, которые имеют достаточно большой размер. Именно в них КПЭ дает наибольший эффект. В малых компаниях излишняя формализация может наносить ущерб гибкости. А в крупных компаниях с их помощью можно контролировать всё предприятие в целом, оценить работу каждого сотрудника или подразделения и их вклад в достижение общего конечного результата.
Кроме того, система КПЭ позволяет сотрудникам увидеть общую цель компании и ясно представить, что каждому нужно сделать для её достижения. В этом случае подходить к своему участку работы каждый будет с большей ответственностью.
Другими словами, повышение результативности и эффективности деятельности компании при использовании КПЭ, достигается как за счет повышения качества управления, так и за счет повышения мотивации сотрудников.
В методических рекомендациях по оплате труда, используемых в ОАО «Концерн «Росэнергоатом» филиал Калининская АЭС, указывается, что при формировании оплаты труда за основу берется "Коллективный договор" - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организациях и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли [3].
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются непосредственно в организациях в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
За основу берется минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих на Калининской АЭС, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда
Согласно Коллективному договору к постоянной части заработной платы относятся:
- повременная заработная плата по тарифным ставкам (должностным окладам), зарплата по сдельным расценкам;
- вознаграждения (надбавки) за выслугу лет (стаж работы);
- доплата за вредные условия труда, за многосменный режим работы и работу в ночное время, за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;
- оплата ежегодных и дополнительных отпусков, материальная помощь, включая дополнительные суммы к отпуску;
- прочие виды оплаты труда, определенные в организации, которые не могут быть изменены работодателем в одностороннем порядке.
К переменной части заработной платы относятся: премии за счет всех источников, вознаграждение (премия) по результатам работы за год, интегрированная стимулирующая надбавка (ИСН).
Интегрированная стимулирующая надбавка (ИСН) – это часть заработной платы, выплачиваемая работнику ежемесячно за уровень компетенций, профессионализма и результативность труда, которые определяются по итогам оценки эффективности и потенциала (оценка «РЕКОРД» или процедура оценки профессионального статуса работника).
Необходимость изменения организации оплаты труда на предприятии ОАО «Концерн «Росэнергоатом» филиал Калининская АЭС в первые годы ее создания обусловлена несколькими причинами:
- отсутствовал единый подход к организации и оплате труда;
- темпы развития отрасли, цели и задачи, поставленные перед ОАО «Концерн «Росэнергоатом» филиал Калининская АЭС, создали необходимость внесения серьезных изменений в систему оплаты труда, мотивацию персонала;
- необходимость привлечения молодых квалифицированных работников, для реализации перспективных планов развития отрасли.
В силу актуальности создания единой системы оплаты труда, в феврале 2009 года в ОАО «Концерн «Росэнергоатом» филиал Калининская АЭС было принято решение о переходе предприятия на Единую унифицированную систему оплаты труда (ЕУСОТ).
Системы оплаты труда, подобные ЕУСОТ, приняты в международной практике в крупных промышленных компаниях и позволяют эффективно стимулировать организацию и производительность труда. ОАО «Концерн «Росэнергоатом» филиал Калининская АЭС внедряет лучшие практики из области управления персоналом. Единая унифицированная система оплаты присутствует во всех крупных компаниях, например, в General Electric, Toshiba. В России опыт унификации системы оплаты труда имеют такие крупные и эффективные компании, как «Лукойл», «Северсталь», «Русал», ТНК ВР.
Важную роль в поддержании мотивации отводится системе заработной платы и компенсаций. Основная задача работы над системой заработной платы и компенсаций заключается в определении адекватного размера вознаграждения за тот или иной набор компетенций в соответствии с рынком.
Работая над системой заработной платы, своевременно и точно оценивается должность, определяется их рыночная стоимость. То же самое можно сказать по поводу компенсационного пакета и его компонентов. Основная задача – достижение внешней конкурентоспособности предприятия.
Системы управления кадровыми ресурсами ОАО «Концерн «Росэнергоатом» филиал Калининская АЭС должна соответствует двум основным критериям:
- внешняя конкурентоспособность, т.е. вознаграждение, которое предприятие предлагает своим работникам за работу, за их знания и навыки, должна быть адекватна рынку труда, иначе предприятие не сможет приобретать необходимые для достижения своих целей и задач ресурсы (или потеряет их);
- внутренняя справедливость, то есть вознаграждение должно быть справедливым и восприниматься таковым работниками, иначе не избежать неудовлетворенности и демотивации, потеряв мотивацию, работник даже может остаться в организации, но заинтересованной и эффективной работы от него уже ожидать не следует.
Типичные недостатки в системах стимулирования ОАО «Концерн «Росэнергоатом» филиал Калининская АЭС:
- платим «потому что», а не «для того чтобы», система мотивации превратилась в систему оплаты труда, ориентированную на прошлое, а не на будущее – недостаток всех повременных систем материального стимулирования;
- между оплатой высокоэффективных и низкоэффективных сотрудников нет существенной разницы;
- оплата труда не сбалансирована относительно рынка труда, суммарные выплаты сотрудникам либо заметно выше, либо заметно ниже рыночных ставок;
- в системе мотивации не соблюден баланс наказания и поощрения;
- существует практика тотальных прибавок зарплаты – всем сотрудникам одновременно и независимо от качества работы;
- материальные и моральные стимулы не сбалансированы.
Основные инструменты совершенствования системы стимулирования персонала ОАО «Концерн «Росэнергоатом» филиал Калининская АЭС включают:
Принципы построения новой системы оплаты труда позволяют более эффективно формировать команды под новые проекты, планировать карьерное продвижение работников. Новая система оплаты ориентирована на выполнение заданной цели, и оценка ее выполнения, с помощью ключевых показателей эффективности позволяет стимулировать работника на достижение более высоких результатов. Следовательно, способствует развитию персонала предприятия.
Так ранжирование должностей по типам функции (приведено в таблице): приоритетная – зона А, основная – зона В, поддерживающая – зона С, делает возможным стимулирование работника без обязательного перехода на вышестоящую должность, путем отнесения его должности к более высокооплачиваемой зоне.
Таблица – Ранжирование должностей по типам функции
Зона А |
Предполагают разработку и внедрение инновационных, новых промышленных технологий и производств. Разработку стратегии развития предприятия. Участие в организации внедрения бизнес-процессов и технологий, обеспечивающих преобразование предприятия в новый производственный тип предприятия. Включают разработку и реализацию новых способов и методов достижения стратегических целей и задач, разработку политик, положений, регламентов, рассматриваемых курирующими Заместителями генерального директора ГК. Требуют привлечения высококвалифицированных/ |
Зона В |
Обеспечивают реализацию основных производственных процессов. Оказывают существенное влияние на стабильность предприятия, достижение высоких производственных показателей. Включают актуализацию политик, положений, регламентов в соответствии с развитием новых бизнес-процессов. Требуют привлечения специалистов, имеющих опыт работы в отрасли |
Зона С |
Предполагают поддержку и сопровождение основных производственных процессов. Включают техническое, технологическое, административно-хозяйственное и т.п. обслуживание основных производств. Актуализацию регламентов, соответствующих традиционно-отлаженным процедурам, положениям, инструкциям, действующих в РФ, в отрасли, на предприятии. Требуют привлечения специалистов, широко-распространенных на рынке труда |