Себестоимость продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы.
Одной из важнейших задач учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Оглавление

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ: ВИДЫ И МЕТОДЫ
2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 40.99 Кб (Скачать)

 

Расчет стандартной себестоимости  имеет определенную последовательность. Операции, связанные с изготовлением  изделия, нумеруются. Определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие. Расходы на повременные  работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения операции, на стандартную часовую  ставку.

 

Стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной  цены на стандартный расход. В качестве стандартных цен используются рыночные цены. Самостоятельным расчетом является определение ставки распределения  накладных расходов.

 

Идеи Ч.Гаррисона, которые  сведены к тому, что на первый план выдвинуто должное в ущерб  сущему, дожили до наших дней. Его  идея сводится к тому, что должно произойти на предприятии при  идеальных условиях работы, т.е. анализируется  работа отдельных лиц, а затем  коллектива в целом. Между нормативным  методом калькулирования и рассматриваемым  много общего, но есть и определенная разница. Ряд видных ученых выявили  наиболее существенные различия между  традиционным для отечественного учета  нормативным методом учета и  системой «стандарт-кост».

 

Вместе с тем указанные  методы имеют общую основу: учитывают  затраты в пределах норм; предполагают учет полных затрат; дают возможность  оперативного контроля за произведенными затратами; имеют достаточно давнее начало. Рыбакова О.В. Бухгалтерский  управленческий учет и управленческое планирование. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С.203.

 

В последней четверти XIX в. крупный русский ученый-новатор  в области учета Э.Э.Фельдгаузен  видел в учете средство управления предприятием. Он отождествлял такие  понятия, как учет и контроль, и  одним из первых попытался ввести в калькуляцию методы, получившие развитие в системе «стандарт-кост»  и нормативном учете. Э.Э.Фельдгаузен  предложил один раз в десятилетие  комиссией экспертов определять нормы на все затраты предприятия  и в учете регистрировать отклонение от этих норм.

 

Расчет затрат и выявление  отклонений выполнять один раз в  месяц, а полученные отклонения показывать как прибыль и убытки. Его предложения  не получили признания со стороны  современников, потому что в этом случае учет становился более трудоемким и еще не были разработаны нормы. В наше время использование в  учетной системе предприятия  одного из вышеуказанных методов  учета считается непременным  условием ведения управленческого  учета и служит признаком высокого уровня профессионализма руководителя организации.

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ  О СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ  ПРЕДПРИЯТИЙ

 

2.1 Методы калькулирования  себестоимости в полиграфии

 

 

Основная задача управленческого  учета на предприятии - информационная поддержка процессов подготовки управленческих решений и контроля за их исполнением. Пользователи управленческого  учета - это лица внутри организации, то есть в первую очередь ее руководство. Таким образом, управленческий учет предполагает предоставление лицам  в самой организации информации, но основе которой они принимают  более обоснованные решения и  повышают эффективность деятельности предприятия.

 

В определенной мере управленческий учет - это базовая система предприятия, через которую собирается и передается информация для принятия управленческих решений. Информация о затратах и  себестоимости требуется для  принятия решений, связанных с определением того, какие направления деятельности и продукты являются прибыльными, а  какие нет.

 

Если система калькуляции  затрат не обеспечивает достаточной  точности получаемых оценок, потребление  ресурсов по отдельным видам продукции  в отчетных показателях окажется искаженным, и менеджеры могут  отказаться от производства выгодных продуктов или, наоборот, будут продолжать производство невыгодных. Там, где информация о себестоимости используется для  установления цены продажи, недооценивание затрат на продукцию может привести к тому, что предприятие будет  нести убытки от неприбыльных направлений  деятельности.

 

В то же время завышенная оценка себестоимости продукции  может подтолкнуть менеджмент к  отказу от прибыльных в действительности видов бизнеса или завышению  продажных цен, приводящему к  снижению спроса.

 

Учет затрат является информационным базисом для управления затратами. Процесс управление затратами предполагает выбор из набора альтернативных управленческих решений, следствием которых в частности  является сохранение или изменение  уровня затрат.

 

Исключение экономически нецелесообразных затрат позволяет  без ущерба для производственной деятельности предприятия улучшить его финансовый результат. Целесообразность затрат определяется на основе критерия соотношения результатов с затратами в различных разрезах, в частности в разрезе отдельных единиц и видов продукции. Поэтому выбор метода калькулирования себестоимости и распределения затрат может оказаться одним из ключевых факторов правильности и обоснованности управленческих решений.

 

Понятие «себестоимости»  само по себе не подразумевает метода, которым рассчитываются затраты  для производства какого-либо объекта. Однако понятие себестоимости предполагает, что это часть общих затрат предприятия, полученная при определенном методе калькулирования.

 

Для оценки методов калькулирования  себестоимости в применении к  задачам управленческого учета  рассмотрим возможные способы переноса затрат на объекты калькулирования: прямое отслеживание; причинно-следственное распределение; условное распределение.

 

Прямое отслеживание затрат предполагает, что путем физического  наблюдения затраты могут быть легко  и точно отнесены на конечный объект. Прямое отслеживание применимо в  отношении прямых затрат, которые  по своему определению могут быть прямо и экономично отнесены на конечную продукцию.

 

Основной недостаток метода прямого отслеживания заключается  в том, что может потребоваться  слишком много ресурсов для физического  наблюдения, чтобы отследить, куда идут затраты.

 

Метод распределения затрат путем установления причинно-следственных связей должен быть использован тогда, когда невозможно прямо и экономически осуществить прямое отслеживание затрат. Этот метод распределяет затраты  исходя из долгосрочных причин их осуществления. Однако и данный метод имеет свои недостатки. Он предполагает, что в  отношении определенной группы затрат существует только одна причина, один фактор затрат.

 

В результате применение метода будет некорректно для затрат, которые вызваны двумя или  более факторами.

 

Метод условного распределения  используется, когда нельзя применить  два вышеназванных метода. Он похож  на причинно-следственный метод, за исключением  того, что база распределения затрат не является причиной затрат. В большинстве  случаев это какая-то уже отслеживаемая  величина, например, объем продаж, объем  продукции, затраты на труд основных рабочих. Так как база распределения  затрат не является причиной, этот метод  будет давать менее точные результаты, чем два вышеназванных метода.

 

Возможно, распределение  затрат будет и правильным - это  произойдет в случае сильной корреляции базы распределения и причинного фактора. Но даже при правильном распределении  затрат данный метод наименее применим для управленческого контроля за ними.

 

Для косвенных затрат, в  отношении которых информация о  них значима для принятия решений, оптимальным, с точки зрения соотношения  «выгоды по использованию, - затраты  на получение информации» является способ отслеживания путем установления причинно-следственных связей.

 

Дополнительное преимущество способа распределения на основе причинно-следственных связей - это  возможность аккумулировать издержки на различных этапах цепочки причинно-следственных связей.

 

Каждый из способов отслеживания затрат нашел свое применение в определенной системе расчета себестоимости. Прямой - в директ-костинге, прямой в  сочетании с условным - в традиционной системе, прямой в сочетании с  причинно-следственным - в учете  затрат по видам деятельности (Activity Based Costing). Прямой метод является наиболее простым и находит применение в отношении прямых затрат в большинстве  методов распределения затрат и  расчета себестоимости.

 

Следует отметить, что классификация  затрат на прямые и косвенные значима  с точки зрения выбора подхода  к управлению данными затратами. В отношении прямых затрат практически  не существует сложной проблемы управленческого  выбора.

 

 Ответственный менеджер  всегда сможет приобрести необходимые  для производства материалы или  рабочую силу исходя из критериев  минимизации затрат или оптимального  соотношения «качество-цена». Аналогично  не существует проблемы отнесения  прямых затрат на себестоимость  конечной продукции. 

 

Например, при продаже  книжной продукции бухгалтерам  уже известно, какие материалы  были использованы, сколько они стоили, сколько стоила доставка материалов и комплектующих в подготовительные и сборочные цеха, и сколько - доставка товара покупателю.

 

Таким образом, можно сделать  вывод: именно косвенные затраты  требуют особого подхода для  анализа и выработки управленческих решений. Дополнительных расчетов требует  только та часть себестоимости, которая  остается после вычитания прямых затрат. Габдуллин Р.Р. Формирование информации о себестоимости продукции  полиграфических предприятий // Управленческий учет. 2009. № 3. - С.28.

 

2.2 Затраты в полиграфии  и анализ искажений себестоимости  продукции

 

 

Прямые затраты соответствуют  материалам и услугам, являющимся материальным входом процессов полиграфического предприятия. Затраты на функционирование бизнес-процессов, то есть затраты на создание добавленной стоимости, подавляющим  образом являются косвенными (за исключением  прямых трудовых затрат).

 

Предприятие приобретает  на внешнем рынке необходимые  материалы, труд, услуги и выдает на рынок готовую печатную продукцию. Предприятие благодаря налаженным внутри себя процессам и заранее  закупленным долгосрочным ресурсам осуществило определенные операции и создало добавленную стоимость  за счет преобразования прямых переменных затрат (входящего товарного потока) в определенный конечный продукт.

 

Полиграфическая компания создает  добавленную стоимость за счет операций по фальцовке, разрезке, подборке, прессовке, непосредственно печати и др. За создание добавленной стоимости  предприятие получает определенный доход - маржинальную прибыль, которая  представляет собой разницу выручки  и величины прямых затрат (для типографии - это комплектующие материалы  и труд основных рабочих). Для максимизации прибыли предприятие должно обеспечить оптимальное сочетание маржинального  дохода с затратами на создание добавленной  стоимости (главным образом состоящих  из косвенных затрат).

 

Отметим, что предприятия  в полиграфической отрасли конкурируют  по величине именно косвенных затрат, так как прямые затраты являются практически одинаковыми для  всех предприятий отрасли - для них  чаще всего существует открытый рынок  товаров входящего материального  потока. Для предприятий полиграфической  отрасли косвенные затраты доходят  до 200-300% в структуре затрат.

 

Наиболее простые традиционные системы учета затрат распределяют косвенные затраты с использованием единой ставки для всей организации  в целом. Более продвинутые традиционные системы для целей распределения  выделяют на предприятии центры затрат. Общие расходы, аккумулируемые в  каждом центре затрат, затем распределяются по конечным объектам с использованием отдельной базы распределения для  каждого такого центра.

 

Такой подход является двухэтапным: на первом этапе затраты распределены по центрам, а на втором - по конечным объектам затрат. Количественная основа распределения затрат, которая используется при распределении затрат по конечным объектам, называется базой распределения затрат.

 

Традиционные системы  имеют, как правило, меньше баз распределения  на втором этапе, чем на первом. К  ним обычно относятся: часы труда  основных работников, прямые материальные затраты, все прямые затраты, часы работы оборудования и число единиц выпущенной продукции. Другие базы используются редко. Таким образом, модель традиционных систем предполагает, что величина косвенных затрат зависит главным  образом от часов труда основных работников, часов работы оборудования и числа единиц изготовленной  продукции.

 

Использование традиционных систем расчета себестоимости может  привести к искажениям информации о  затратах на производство полиграфической  продукции, а значит, к ошибкам  при принятии управленческих решений.

 

Искажения себестоимости - один из наиболее частых аргументов, который  приводится при критике традиционных систем учета. Причина искажений  заключается в том, что используемая база распределения затрат не соответствует  реальным связям между затратами  и конечными объектами.

 

Искажения заключаются в  том, что отдельные продукты являются переоцененными, а другие - недооцененными.

 

Анализ искажений предлагается провести в отношении каждой используемой в традиционных методах базы распределения: количество единиц продукции; количество часов труда основных рабочих; заработная плата основных рабочих; количество часов работы оборудования; стоимость  основных материалов; прямые затраты.

 

Основная причина, объективно обусловливающая различия в себестоимости  продукции, - это различные характеристики продуктов. Приведем примеры характеристик  продуктов, которые чаще всего обусловливают  искажения себестоимости: сложность  продуктов при печати; количество видов материалов; объемы выпуска  продукции; размер продуктов и стоимость  материалов; размеры партии и заказов. Габдуллин Р.Р. Формирование информации о себестоимости продукции полиграфических  предприятий // Управленческий учет. 2009. № 3. - С.30.

Информация о работе Себестоимость продукции