Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 19:45, курсовая работа
Именно конкуренция способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И ВИДЫ НЕЦЕННОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1. Понятие неценовой конкуренции и ее сущность 5
1.2. Дифференциация продукта 8
1.3. Реклама 12
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РБ 18
2.1. Конкурентоспособность отечественных предприятий 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Таким
образом, доход от реализации того или
иного товара в значительной степени определяется
рекламой и ее способностью убедить покупателя
сделать выбор в пользу предлагаемого.
Экономика РБ имеет специфическую форму развития, и в таких условиях появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла "теневая" - между монопольными группами "дельцов", монопольными структурами по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле - между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям). Легкая промышленность ощущает острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в республике ее 50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими товарами.
Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках
(потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов- финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США - в среднем 15 - 20%. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь - необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.
Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно
выделить
и ряд экономически устойчивых предприятий,
для которых новейшие научные разработки
в технологии производства продукции
уже не теория, а практика. Среди лидирующих
предприятий легкой промышленности - ОАО
«КИМ», гомельская промышленно-торговая
фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный
комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы
этих предприятий целенаправленно внедряют
в
производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой предприятиями текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей республики.
За десять лет конкурентоспособность отечественных предприятий снизилась, финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется.
Предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были созданы. Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 - химических волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников, 0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7 – льноволокна, 0,4 - мяса в убойном весе, 1,1 % - молока. Несомненно, на уровень и интенсивность конкуренции на белорусском рынке решающее влияние оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и ввоз товаров в регион, личные связи между частным бизнесом и местными властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих условий для отдельных предприятий, что создает определенные трудности для выхода на рынок для аналогичных субъектов, не обладающих такими возможностями.
Сказываются и технические барьеры, навязываемые многими ведомственными структурами (слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, сложная процедура лицензирования, сертификации, таможенного оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры рынка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества продукции, кредитно-финансовых институтов, товарных бирж). К тому же в стадии формирования находится нормативно-правовая основа предпринимательства, что замедляет осуществление деловых операций и снижает эффективность конкурентных усилий участников рынка.[5, с.157]
Примерами усиления государственной монополистической практики
являются: государственная интервенция в акционерные компании - введение в 1997 г. «золотой акции», особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний, принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных нрав на экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по координации деятельности Национального банка» (март 1998 г.) юридически закрепил фактическое руководство правительства денежно-кредитной политикой, установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка. Парламент республики узаконил право Совета Министров проводить единую денежно-кредитную политику. Все это дало основание некоторым авторам назвать Беларусь полигоном для антиконкурентных действий правительства.
Беларусь впервые приступила к преодолению монопольных тенденций после принятия в 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Специализированным органом, обеспечивающим координацию и контроль за мерами по ограничению и устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и предпринимательства, является Министерство предпринимательства и инвестиций, созданное в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной политике (ранее - Госкомитета по АМП).
Особенности антимонопольного регулирования в РБ состоят в том, что
1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в
кризисном состоянии;
2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной
собственности и незначительных размерах частного капитала;
3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;
4) формально заимствует основные подходы американского и
западноевропейского
антимонопольных
Противоречивость современной ситуации заключается в том, что с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).
Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн. долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.
Становлению
полноценной конкуренции в
1. Кризис экономики, высокая инфляция, финансовая нестабильность;
2. Искусственные административные барьеры для новых хозяйствующих субъектов, устанавливаемые республиканскими и местными органами исполнительной власти. Административными барьерами, препятствующими входу на рынок, являются условия регистрации и выдачи лицензий, предоставления помещений и земельных участков, ввоза и вывоза продукции, дискриминационное применение нормативных актов в отношении негосударственных предприятий и т.д. (Чиновники допускают массовые злоупотребления при регистрации предприятий, запреты на виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, ценовую дискриминацию негосударственных предприятий, контрольно-проверочный прессинг и т.п.);
3. Несовершенство и недостаток статистической информации инфраструктуры поддержки предпринимательства;
4. Несовершенство законодательств, касающихся собственности, инвестиций, антимонопольного регулирования, банкротства, систем регистрации и лицензирования; редкое использование процедур санации и банкротства.
(Власти часто не решаются ликвидировать даже полностью убыточные предприятия, считая их акционирование, слияние, привлечение иностранного капитала единственным выходом для них.)
5. Формальный характер акционирования белорусских предприятий, отсутствие открытого для всех рынка ценных бумаг;
6. Создание концернов и холдингов на базе бывших министерств, что сохраняет и укрепляет государственную монополию (особенно в торговле и снабжении);
7. Отсутствие в госбюджете средств для инвестиций; ограниченные кредитные возможности коммерческих банков; незрелость финансового рынка; отсутствие рынка земли, институциональных инвесторов, значительного капитала и низкая его мобильность.
К факторам, тормозящим становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, относятся:
- налоговая, кредитная, инвестиционная и ценовая политика государства;
- длительные сроки окупаемости капиталовложений;
- неплатежи;
- политика существующих на рынке структур;
-
неразвитость рыночной
- ограниченность ресурсов, отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий, криминальные барьеры.
Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:
- полное обособление производителей как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);
- множественность производителей однородной продукции (достигается путем создания новых экономических структур в монополизированных отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;
- заинтересованность субъектов в предпринимательской деятельности;
- экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со стороны правительства (государства);
- наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);
- ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;
- преодоление монополизма государственных управленческих структур;
-
контроль за монополистической деятельностью
хозяйствующих субъектов и пресечение
антиконкурентных действий; государственное
регулирование естественных монополий;
обеспечение свободного доступа к информации
о товарах и ценах; превращение государственного
сектора экономики в действительного
конкурента. (Конкуренции не бывает при
отсутствии частной собственности). Следовательно,
становление конкуренции в трансформационной
экономике Беларуси диктует необходимость
обеспечения права собственности на средства
производства, на продукт и на доход, а
также многообразия форм собственности
и их равноправия. Негосударственные и
частично государственные экономические
структуры не должны охватывать лишь мелкое
производство и бизнес).[8, с.316]