Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа
Цель работы. Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить сущность понятия риск, рассмотреть классификацию и виды рисков, изучить причины и факторы возникновения рисков, проанализировать и оценить степень риска на предприятии, предложить способы снижения рисков.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является ООО «Автозапчасть». Предметом исследования является изменение степени риска и экономическая безопасность предприятия.
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения рисков на предприятии 7
1.1 Экономическая сущность рисков 7
1.2 Классификация и виды рисков 10
1.3 Причины возникновения рисков в деятельности предприятия 13
2 Оценка рисков ООО «Автозапчасть» 17
2.1 Общая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ рисков ООО «Автозапчасть» 19
3 Основные направления снижения рисков на предприятии
3.1 Пути снижения рисков ООО «Автозапчасть»
3.2 Возможность использования зарубежного опыта в практической деятельности ООО «Автозапчасть»
Заключение
Список использованных источников
Под классификацией рисков следует понимать отнесение рисков к той или иной группе в соответствии с определенными признаками. В научной литературе существует множество подходов к классификации рисков.
И.Т. Балабанов [2] предлагает использовать иерархическую систему классификации экономических рисков. В соответствии с данной классификацией в зависимости от возможного результата риски делятся на чистые и спекулятивные. Чистые риск ведут к возможности получения отрицательного или нулевого результата (природоестественные, экологические, политические, транспортные, имущественные, производственные и торговые). Спекулятивные риски выражаются в возможности получения положительного или отрицательного результата (финансовые риски, являющиеся частью коммерческих).
Точка зрения профессора М.М. Максимцова [25] немного схожа с точкой зрения И.Т. Балабанова. За первоначальную основу в классификации М.М. Максимцова (рис. 1) также взят возможный экономический результат, то есть разделение на чистые и спекулятивные риски. Но он предлагает рассмотреть еще несколько критериев: причину возникновения риска, зависимость от покупательной способности денег и влияние инвестиционного климата.
Рис. 1 Классификация рисков, предложенная
М.М. Максимцовым
В зависимости от причины возникновения риски подразделяются на природные, экологические, политические, транспортные, производственные и торговые.
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционные и валютные риски. Сущность инфляционного риска заключается в том, что полученные доходы под влиянием инфляции быстрее обесцениваются, чем растут. Валютный риск сопровождает все внешнеторговые операции. Завершает классификацию обширная группа инвестиционных рисков.
Предложенная
М.М. Максимцовым классификация
Иной взгляд на рассматриваемую проблему у Б. Мильнера и Ф. Лииса [26]. В своей классификации они предлагают разделить все хозяйственные риски на две основные группы (рис. 2). В первую группу входят внешние риски, то есть возникающие во внешней среде организации, а во вторую группу относятся внутренние риски, возникающие во внутриорганизационной среде.
Рис. 2 Классификация рисков, предложенная
Б. Мельнером и Ф. Лисом
Классификация рисков Б. Мельнера и Ф. Лииса проста и удобна в использовании. Но, по мнению А.Н. Фомичева, данное разделение на внутренние и внешние риски не совсем сходится с современным определением внутренней и внешней среды организации [36, с. 27]. Он считает нужным исправить этот недостаток, после чего классификация видов риска примет вид:
Рис. 3 Классификация рисков по сферам деятельности организации
Применение этой классификации в системе управления рисками предприятия представляется наиболее целесообразным.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в экономической науке существует несколько
вариантов классификаций рисков. Каждое
предприятие самостоятельно определяет
виды и классификацию рисков с учетом
своих целей и направлений развитий, а
также в соответствии со спецификой отрасли
и региона.
1.3 Причины возникновения рисков в деятельности предприятия
Выявление и идентификация причин, угроз и факторов риска – одна из важнейших задач обеспечения экономической безопасности предприятия. Грамотное управление рисками предприятия обязательно включает в себя изучение возможных причин возникновения рисковых ситуаций.
Причины риска – это конкретные незапланированные события, которые потенциально могут осуществиться и привести к отклонению от намеченного результата. Они имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение.
В целом к причинам возникновения рисков относят: спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия; случайность; наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов; вероятностный характер научно-технического прогресса; недостаточность информации и др.
Кроме причин также рассматриваются и факторы риска. Если причины риска – это источники их возникновения, то факторы – это условия, способствующие проявлению этих причин. Следует отметить, что существует большое множество факторов риска, поэтому целесообразно их классифицировать по различным признакам. Так, например, по возможности прогнозирования выделяют предсказуемые и непредсказуемые факторы. К предсказуемым относятся те факторы, которые возникают в определенных условиях и уже известны из опыта деятельности предприятия. К непредсказуемым относят факторы, возникающие неожиданно, внезапно, нередко это связано с форс-мажорными обстоятельствами.
В зависимости от вероятности наступления факторы риска можно разделить на явные (реально существующие) и латентные (скрытые, трудно обнаруживаемые).
В экономической науке существуют и другие классификации факторов риска, среди которых есть политические, юридические, социально-культурные, природно-климатические, социально-экономические, экологические, научно-технические, финансовые, технологические криминальные и другие факторы.
Причины возникновения финансовых рисков:
Если рассматривать производственный риск, то его обуславливающими причинами будут являться:
Для промышленного производства наиболее тяжелым проявлением риска является возникновение аварийной ситуации. Это может произойти на промышленных объектах в результате событий природного, техногенного и смешанного характеров.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что необходимо тщательно анализировать причины и факторы рисков, рассматривать возможные последствия их действия с целью принятия мер по их предупреждению и ослаблению влияния. Выполнение этих задач способствует обеспечению экономической независимости предприятия и созданию условий стабильного развития.
2 Оценка рисков ООО «Автозапчасть»
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «Автозапчасть является частной формой собственности и действует на основании положения (устава) зарегистрированного ООО «Спарта» 20 января 1998 Администрацией Чамзинского района, Постановление №20 и в дальнейшем переименовании ООО «Спарта» в ООО «Автозапчасть» 16 марта 2001 года, Постановление № 102, зарегистрированного Администрацией Чамзинского района.
История ООО «Автозапчасть» начинается с октября 1959 года. До середины пятидесятых годов вся индустриальная мощь Чамзинки вмещалась в машинно-тракторной станции. К этому времени из МТС выделяется в самостоятельное подразделение межрайонная мастерская капитального ремонта. Очередная новация в сельском хозяйстве эпохи Н.С. Хрущева реорганизует и ММКР. Главк «Автозапчасть» Министерства автомобильной промышленности берет освободившие площади под свое управление. В райцентре создается завод «Автозапчасть».
В 1965 году на заводе «Автозапчасть» было свое литейное производство. Но бурно развивающееся автомобилестроение в стране требовало увеличить темпы Чамзинской «Автозапчасти». В 1965 году на заводе налаживается оцинковка деталей тормозных цилиндров. Налаживается производство алюминиевого поршня как на комплектацию, так и на запчасти.
В 1968 году московский автозавод имени Лихачева дает заказ на производство шланга гидроусилителя руля для автогрузовиков марки «ЗИЛ-130» и его модификации.
В начале семидесятых «Автозапчасть» наладило производство высокопрочных поршней для тормозных цилиндров. А с 1991 года началась работа с УАЗ, он выделил производственные корпуса оборудования. «Автозапчасть» осваивали и поставляли на сборочный конвейер в Ульяновск детали для «УАЗА».
С 16 ноября 1992 года предприятие становится самостоятельным акционерным обществом (государство акций не имеет), производящим детали и узлы к автомобилю УАЗ, автоприцеп к автомобилю УАЗ, изделия из пластмасс, ряд товаров народного потребления.
С 2002 года предприятие производит и поставляет детали на «Мотор-Супер» для комплектации узлов автомобилей АВТОВАЗА.
С января 2003 года предприятие становится обществом с ограниченной ответственностью – ООО «Автозапчасть».
Производство завода размещается в трех корпусах общей площадью
4145
м², имеется свободный
Предприятие обеспечено в достаточном объеме оборудованием для производства изделий европейских стандартов. Станочный парк содержит металлорежущее оборудование, прессовое оборудование, парк шпиндельных токарных автоматов, термическое оборудование, термопластавтоматы, имеются установки газоэлектросварки, сушильно-окрасочный комплекс. Опрессовка деталей производится на специализированном импортном оборудовании по Евростандарту.
В настоящее время основной
продукцией предприятия
В настоящее время ООО «Автозапчасть» выпускает около 150 наименований продукции. Ведется тесное сотрудничество с предприятиями г. Ульяновска, Тольятти, Москвы и Нижнего-Новгорода.
2.1 Анализ рисков ООО «Автозапчасть»
На основе бухгалтерской отчетности, данных системы менеджмента качества и информации, представленной другими подразделениями предприятия произведем анализ рисков предприятия.
Учитывая наличие кризисных тенденций в экономике в целом, целесообразно сначала проанализировать финансовую сторону функционирования предприятия.
Начнем
с оценки структуры баланса предприятия,
которая включает в себя разбиение
активов по степени ликвидности и ранжирование
пассивов по степени срочности оплаты
обязательств.