Расчет основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Содержанием курсовой работы является расчёт и анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия любой формы собственности, позволяющие закрепить теоретические знания и развить практические навыки экономических расчётов.
В моей курсовой работе рассматривается расчет основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Оглавление

Введение 4
1. Теоретическая часть 4
1.1. Производственные ресурсы предприятия 4
1.1.1. Сущность и значение основных средств, их состав и структура 4
1.1.2. Износ, воспроизводство и амортизация основных средств 4
1.1.3. Показатели использования основных средств 4
1.1.4. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств 4
1.1.5. Нормирование оборотных средств 4
1.1.6. Показатели использования оборотных средств 4
1.7. Пути улучшения использования производственных ресурсов 4
1.2. Трудовые ресурсы предприятия 4
1.2.1. Кадры предприятия, их классификация и структура 4
1.2.2. Производительность труда: сущность, методика определения и планирования 4
1.2.3. Сущность и значение нормирования труда 4
1.2.4. Сущность и принципы оплаты труда 4
1.2.5. Формы и системы оплаты труда 4
1.3. Производственная программа и производственная мощность 4
1.3.1. Понятие и показатели производственной программы 4
1.3.2. Этапы составления производственной программы предприятия 4
1.3.3. Понятие и виды производственной мощности 4
1.3.4. Расчет производственной мощности 4
1.3.5. Планирование выполнения производственной программы 4
1.4. Издержки производства и себестоимость продукции, услуг 4
1.4.1. Понятие издержек и себестоимости продукции 4
1.4.2. Классификация затрат на производство и реализацию продукции 4
1.4.3. Планирование себестоимости. Методы и расчет 4
1.5. Ценообразование на предприятии 4
1.5.1. Сущность, функции цены как экономической категории 4
1.5.2. Методы ценообразования 4
1.6. Оценка эффективности деятельности предприятия 4
1.6.1. Показатели рентабельности 4
2. Практическая часть 4
1.1 Постановка задачи 4
1.1.1 Назначение задачи 4
1.1.2 Сценарий программы 4
1.2 Схема программы 4
1.3 Структурная схема 8
1.3.1 HIPO технология 9
1.4 Листинг сайта 10
1.5 Блок схема 22
1.6 Результаты 23
1.7 Инструкция по Эксплуатации 23
1.7.1 Общие сведения 23
1.7.2 Нестандартные ситуации 23
Заключение 24
Литература 25

Файлы: 1 файл

Копия Весь курсовой проект по экономике отрасли.doc

— 675.50 Кб (Скачать)

 

Коммерческие расходы (КР) — 1 % от производственной себе стоимости (Спр). Общий фонд заработной платы производственных рабочих (ФОТ) — 1 200 000 руб. в год. Общепроизводственные рас

ходы (Роп ) — 2 900 000 руб., общехозяйственные расходы (Рох) — 700 000 руб. в год. Объем производства (Q) составляет: продукт А — I 8000 изделий, продукт Б — 4800 изделий.

Определите полную себестоимость каждого вида продукции, если косвенные затраты (Зкосв) по видам продукции распределяются пропорционально:

1)  заработной плате производственных рабочих (основной и дополнительной);

2)  доле вида продукции в общем объеме производства.

1.              Полная себестоимость единицы продукции (Сп) представляет собой сумму затрат на ее производство и реализацию, которая рассчитывается по формуле

 

Сп = Спр + КР.

 

2.              Производственная себестоимость единицы продукции пред­ставляет собой сумму затрат на производство продукции и может быть рассчитана в соответствии с условием задачи по формуле

Спр = МЗ + ПКИ + ТЭ + ОЗП + ДЗП + ОСН + Зкосв.

 

3.              Сумма косвенных расходов по видам продукции рассчитыва­ется по формуле

Зкосв = Рoпp + Рох.

 

4.              Для распределения косвенных расходов по видам продукции
пропорционально заработной плате производственных рабочих не­
обходимо рассчитать норматив распределения косвенных расходов
(Нрк) по формуле

Тогда сумма косвенных расходов,  приходящихся на единицу продукции каждого вида, будет равна:

Нрк = Зкосв/ФОТ.

5. Для распределения косвенных расходов пропорционально объему продукции необходимо рассчитать долю каждого вида про­дукции в общем объеме производства (Д^ по формуле

Дi = (ОЗПi + ДЗПi)*Hp.

 

Тогда сумма косвенных расходов,  приходящихся на единицу продукции каждого вида, будет равна:

Зкосвi = Дi * Зкосв / Qi

Решение

1. При условии распределения  косвенных затрат пропорцио­нально зарплате производственных рабочих:

Нр = 3 600 000/1 200 000 = 3.

ЗкосвА = (85 + 25,5) * 3 = 331,5 руб.

ЗкосвБ = (60 + 18) * 3 = 234 руб.

СпрА= 30 + 70 + 9 + 85 + 25,5 + 43,65 + 331,5 = 594,65 руб.

СпрБ = 50 + 25 + 10 + 60 + 18 + 30,81 + 234 = 427,81 руб.

КРА = 594,65 * 0,01 = 5,95 руб. ,

КРБ = 427,81 * 0,01 = 4,28 руб.

СполнА= 594,65+ 5,95 = 600,6 руб.

СполнБ = 427,81 + 4,28 = 432,09 руб.

2. При условии распределения косвенных затрат пропорцио­нально объему продукции:

НрА = 8000/12 800 = 0,625.

НрБ = 4800/12 800 = 0,375.

ЗкосвА = 0,625 * 3 600 000/8000 = 281,25 руб.

ЗкосвБ = 0,375 * 3 600 000/4800 = 281,25 руб.    

Спра = 30 + 70 + 9 + 85 + 25,5 + 43,65 + 281,25 = 544,4 руб.

СпрБ = 50 + 25 + 10 + 60 + 18 + 30,81 + 281,25 = 475,06 руб.

КРА = 544,4 * 0,01 = 5,44 руб.

КРБ = 475,06 * 0,01 = 4,75 руб.

СполнА = 544,4 + 5,44 = 549,84 руб.

СполнБ = 475,06 + 4,75 = 479,81 руб.

План по издержкам предприятия состоит из следующих разде­лов: расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния пи нее технико-экономических факторов, калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг) и смета затрат на производ­ство.

При планировании себестоимости продукции применяются оп­ределенные методы.

1.              Пофакторный  метод.   Его  суть  заключается  в  определении влияния технико-экономических факторов на издержки производ­ства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:

1)  обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;

2)  осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по [объемам производства;

3)  наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;

4)  определения участия отдельных служб, отделов и производст­венных подразделений в снижении издержек и повышении эффек­тивности производства, материального поощрения за это участие, сводимости показателей по предприятию, объединению, отрасли и в целом по региону;

5)  анализа и сопоставления издержек производства на различ­ных предприятиях и в объединениях.

2.              Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

Сметный метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений.  На основе смет затрат составляется  затрат на производство продукции в целом по предприятию, данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях оконча­тельного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат назы­вается бюджетом.

3.   Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. При плани­ровании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия;  заказы;  технологические  переделы;  марки,  сорта,  артикулы т. п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

4.   Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе зара­нее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применя­ется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важней­
шее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции — возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно при­нимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе, что позво­ляет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Они дополняют друг друга и делают процесс планирования издер­жек сквозным.

 

Сущность, функции цены как экономической категории

Цена в условиях рыночной экономики — важнейший экономи­ческий параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают ре­шающее воздействие на движение материальных потоков, распреде­ление товарной массы, уровень доходности предприятия.

Исторически цена всегда была основным фактором, опреде­ляющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к товарам широкого потребления. Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному: в мелких фирмах цены часто уста­навливаются высшим руководством; в крупных компаниях пробле­мами ценообразования обычно занимаются управляющие отделе­ниями и управляющие товарным ассортиментом. Но и здесь выс­шее руководство определяет общие установки и цели политики цеп и нередко утверждает цены, предложенные руководителями ниж­них эшелонов.

Цена служит средством установления определенных отношений между продавцом и покупателем и помогает созданию определен­ных представлений о ней, что может оказать влияние на ее после­дующее развитие. Она определяет рентабельность и прибыльность и, следовательно, жизнеспособность предприятия, является сущест­венным элементом, определяющим финансовую стабильность пред­приятия, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.

В течение почти 200 лет микроэкономическая теория исходила из того, что на сбыт товара можно влиять только с помощью цен. Переоценка этого принципиального положения под воздействием

ряда новых весомых факторов, особенно заметно проявившихся во второй половине прошлого столетия, лишило цену ее монопольного положения. Однако цена по-прежнему является исключительно важным фактором во взаимодействии производителя и потребителя.

Как атрибут товара цена занимает особое положение в марке­тинге и ведущее место в его комплексе. Это единственный элемент комплекса маркетинга, который способствует накоплению денеж­но-финансовых ресурсов (а следовательно, и всех иных) фир­мой-товаропроизводителем. Вся иная деятельность в рамках марке­тинга, включая исследование рынка, рекламу, перемещение това­ров, является затратной и осуществляется с расчетом на получение прибыли от вложенных средств.

Для покупателя цена распадается на две части: эквивалент това­ра определенного качества и сопутствующие покупке затраты. В первом случае один экономический субъект возмещает затраты другого, связанные с производством и распределением продукта. Сумма возмещения отражает обычно соответствие денежного требо­вания продавца и согласие покупателя с ним.

Цена — это денежное выражение стоимости товара, т. е. то ко­личество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Во многих словарях можно встретить и такую формулировку: «Цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а про­изводитель — продать».

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Учетная функция цены отражает общественно необходимые за­траты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплек­тующих изделий на изготовление продукции. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производ­ства и обращения товаров, но и размер прибыли. В учетной функ­ции цена служит средством исчисления себестоимости. К ним отно­сятся как количественные показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д. Таким образом, цена используется для опреде­ления эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирмен­ного планирования.

 

Распределительная функция цены состоит в том, что государст­во через ценообразование осуществляет перераспределение нацио­нального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потреб­ления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источниками накопления дорожных фондов, Пенсионно­го фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости насе­ления и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о дис­пропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для дос­тижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения произ­водства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономи­ки. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в сек­торе экономики в производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улуч­шение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спро­са на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зави­симости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

Все функции цены причинно взаимосвязаны и взаимодейству­ют, вступая иногда в противоречие между собой. В хозяйственной жизни предприятий взаимосвязи между функциями цены носят сложный, многоплановый характер и должны быть объектом систе­матического изучения маркетинговыми службами

Методы ценообразования

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению, назначение низкой тоже может вызвать отрицательную реакцию. Таким образом, запра­шиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке. Понятно, почему высокая цена вызывает неудовольствие по­купателя, но не всегда понятно, почему низкая цена может вызвать неудовольствие.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоя­щих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую при­быль.

Взаимосвязь понятий «цена» и «прибыль» очевидна. Чем боль­ше цена, тем больше прибыль; чем меньше цена, тем меньше при­быль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.

Можно выделить несколько факторов, под воздействием кото­рых находится предприятие при выборе способа ценообразования на свой товар:

Информация о работе Расчет основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия