Пути повышения производительности труда на примере УП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассчитать, проанализировать производительность труда РУП ГЗЛиН и выявить мероприятия, за счет выполнения которых предприятие могло бы повысить уровень производительность труда.
В первой главе курсовой работы показана экономическая сущность и значение производительности труда, представлены показатели и методы измерения производительности труда, а также приведена методика планирования роста производительности труда с учетов влияния отдельных факторов.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 896.00 Кб (Скачать)

     Производственно-хозяйственная  деятельность отделения включает в  себя деятельность непосредственно связанную с эксплуатацией железных дорог и подсобно-вспомогательную деятельность, как связанную с железнодорожным транспортом, так и не связанную с ним. Продукцией железнодорожного транспорта являются перевозки грузов и пассажиров.

     Рассмотрим  динамику показателей работы Гомельского  отделения железной дороги за 2006-2008 г.г. (согласно приложений 1-6).

     Таблица 2.1. - Основные показатели работы Гомельского отделения за  2006 - 2008 гг.

Наименование  показателей Единица измерен. 2006 2007 2008
1 2 4 5 6
Перевезено  грузов тыс.т. 28006,2 30021,8 33580,7
Отправление грузов тыс.т. 11351,7 13066,7 14553,3
Грузооборот, т-км млн. 3902,8 4240,2 4777,2
Пассажирооборот млн.т-км 2365,8 1943,6 1681,2
В т.ч. пригородное сообщение

удельный вес

млн.т-км

%

1654,2

69,9

1282,5

66,0

1239

65,5

Продолжение табл.2.1
местное и дальнее

удельный вес

млн.т-км

%

711,6

30,1

661,1

34,0

654

34,5

Приведенные тн-км млн.т-км 6268,6 6183,8 6458,4
Доходы  от перевозок млн.руб. 94227,6 125930,0 184823,9
В том числе от грузовых

удельный вес

млн.руб

%

80801,2

85,8

109621,0

87,0

161614,9

87,4

от  пассажирских

удельный вес

млн.руб

%

13426,4

14,2

16309,0

13,0

23209,0

12,6

В т.ч. от перевозок в пригородном сообщении млн.руб  
3240,6
 
5465,9
 
7602,8
Расходы эксплуатации всего млн.руб 85371,6 109779,4 168394,5
-//- в сопоставимых условиях млн.руб 114227,1 109779,4 168394,5
В том числе от грузовых млн.руб 51700,8 72746,4 117068,4
от  пассажирских

из них пригородных

млн.руб

млн.руб

33310,0

10399,4

36565,2

14083,9

50780,8

19795,

Себестоимость перевозок,

10 привед. тн-км

руб. 136,19 177,53 260,7
из  них грузовых, 10 тн-км руб. 132,47 171,56 245,1
пассажирских, 10пасс-км руб. 140,8 188,13 302,1
Балансовая  прибыль млн.руб 6405,5 14774,8 10057,0
В том числе от перевозок млн.руб 4544,5 10535,1 8189,3
от  ПВД и прочих услуг

удельный вес

млн.руб 1860,9

29,0

4239,7

29,0

1867,7

30,0

Рентабельность % 5,45 9,8 5,6
в том числе от перевозок % 5,3 9,6 5,45
Контингент  всего чел. 1200 1305 1302
Производительность  труда тыс.т-км

на 1 раб.

850,5 814,5 794,6
Среднемесячная з/плата тыс.руб 653,7 801,2 933,7
Оборот  грузового вагона сут. 2,75 2,7 2,79
Простой под 1 груз.операцией час 38,36 38,66 38,28
Участковая  скорость км/ч 35,69 35,79 36,2
Статическая нагрузка т. 57,3 56,7 55,88
Техническая скорость км/ч 42,81 43,02 43
Среднесут. производит. вагона т-км нетто 3135 3183 3077
Среднесут. производит. лок-ва тыс.т-км 1096,4 1138,4 1130,2
Среднесут. пробег  лок-ва км. 372,5 386,2 398,4
Средний вес поезда т. 3465 3483 3337

            

     На  основании таблицы 2.1 и приложений 5-7 проведем более детальный анализ основных технико-экономических показателей УП «Гомельское отделения Белоруской железной дороги»: 

     Грузооборот.

     В 2007 году увеличение грузооборота в  эксплуатационных тн-км  к 2006г. составит 108,6%, в тарифных тн-км 101%, при этом, грузооборот в местном сообщении вырос на 15,6%, ввоз возрос на 6,9%, вывоз, который по удельному весу занимает  более 40% в грузообороте снизился на 6,6% (по причине сокращения погрузки нефтепродуктов по станции Речица в 2006 году было погружено: 2161,4 тыс. тонн, в 2007 году - 952,2 тыс. тонн, что составит 44% достигнутого). Транзит сократился на 6,2%.

     С учетом намеченного дорогой темпа  роста грузооборота в  2008 год по эксплуатационному грузообороту составляет: 4777,2 млн. тонно-км или 112,6% к 2007 году.

     На увеличение грузооборота в 2008 году отрицательное повлияло  прекращение погрузки нефтепродуктов по станции Речица Отсутствие погрузки по станции Речица в 2007 году снизило грузооборот на 85 млн. т.км., что составит 1,4% от достигнутого в 2007 году. 

     Пассажирооборот.

     Пассажирооборот в 2006 году составил 2365,8 млн. расчетных пасс. км., что было ниже прогнозируемого. Пассажирооборот в 2007 году составил 1943,6 млн. расчетных  пасс. км., что  составит 100% выполнение  приказа 1Н.. За 2008 год составил 86,5% достигнутого  в 2007 году, или 1681,2 млн. пас-км. 

     Сумма доходов по видам  деятельности.

     Для обеспечения безубыточной работы отделения дороги в 2008 году с учетом покрытия планируемых внереализационных расходов отделения общая сумма доходов составляла 184,8 млрд. руб., в том числе:

  • от грузовых  перевозок – 161,6млрд. руб. или 87,4% к 2007г.; 109,6 млрд. руб или 87% 2007 к 2006 г.,
  • от пассажирских перевозок - 23, млрд. руб. или 12,6% к 2007г.; 16,3 млрд. руб или 13% 2007 к 2006 г.,
  • от пригородных перевозок – 7,6 млрд. руб. или 139% к 2007г., 5,4 млрд. руб или 168% 2007 к 2006 г.,
 

     Прибыль.

     При планируемых доходах и расходах в 2008 году и обеспечение выполнения всех разработанных мероприятий по экономии ресурсов и внереализационных расходов прибыль отделения дороги для обеспечения безубыточной работы составила 10,1 млрд. руб. или 68% от прибыли 2007 года, в том числе:

  • от перевозок – 8,18 млрд. руб. – 77,7% к 2007г.;
  • от ПВД           - 1,8 млрд. руб. или 0,4% к 2007г.
 

     Рентабельность.

     Рентабельность по перевозкам составила 5,45% при 9,6% в 2007 году, 9,6% при 5,3% в 2006 году. Общая рентабельность предприятия в 2008 году составила 5,6%, в 2007 году 9,8%, в 2006 году-5,45%.

     Чистая  рентабельность предприятия 2008г.-12%, 2007г.-15%, 2006г. – 12,9%. Чистая рентабельность собственного капитала: 2008г. – 13%, 2007г. –14,8%, 2006г. – 13,1%. Рентабельность  реализованной продукции составила 12,2% при 15,0% в 2007 году, 14% в 2006г. 
 

    1.   Факторы, определяющие  уровень производительности  труда
 

     Одним из основных факторов, определяющим уровень производительности труда является фонд заработной платы.

     Фонд  заработной платы железнодорожной организации включает все суммы выплат, причитающихся по тарифу, окладам и сдельным расценкам, по прогрессивным доплатам, премиальным системам, а также все виды дополнительной оплаты труда. В него не включаются премии из фонда материального поощрения и другие выплаты из прибыли.

     Использование фонда заработной платы железнодорожной организации характеризуется абсолютным и относительным отклонением его от плана[6,с.525].

     Абсолютное  отклонение определяется сравнением фактически начисленной суммы заработной платы с плановым  фондом в целом по железнодорожной организации, по видам производств и по категориям работников (приложение 7-9). 

Таблица 2.2 - Использование фонда заработной платы на УП «Гомельское отделения Белоруской железной дороги» за 2006 -2008 гг.

Категория

работников

 
года
Фонд  зарплаты (т.руб.) Отклонение 
План факт % Т.руб. %
Всего на отделении

(тыс. руб.)

2006 1310,1 1275,1 97,3 -35,0 -2,7
2007 1440,5 1410,5 97,9 -30,0 -2,1
2008 1535,1 1525,1 97,4 -10,0 -0,6
В т.ч. рабочих

(тыс. руб.)

 
2006
520,1 490,1 94,2 - 30,0 - 5,8
2007 610,0 570,5 93,5 - 39,5 - 6,5
2008 625,0 560,1 89,6 - 64,9 - 10,4
Руководители  и

Специалисты

(тыс. руб.)

2006 790,0 785,0 99,4 -5,0 -0,6
2007 830,5 840,0 101,2 +9,5 +1,2
2008 910,1 965,0 106,1 +54,9 +6,1
 

     Как видно из таблицы наблюдается  абсолютная экономия заработной платы  по всем работающим, кроме руководителей и специалистов в 2007 и 2008 годах. Общая экономия по 3-м годам составляет: 35 т.руб.; 30 т.руб.; 10,5 т.руб или 2,7%; 2,1%; 0,6% общего планового фонда, в том числе рабочих – 30 т.руб.; 39,5 т.руб.; 64,9 т.руб.  или 5,8%; 6,5%; 10,4%. Но руководителям и специалистам наблюдается перерасход фонда заработной платы – 9,5 т.руб. или 1,2% в 2006 году и 54,9 т.руб. или 6,1%.

     Изменился объем выручки от реализации, выполненный железнодорожной организацией. Он превысил плановый и составляет по отношению к нему 100,1 %; 100,3 %; 109,1 %.

     При изменении объема выручки изменяется  и плановый фонд заработной платы, который определяется по стабильному нормативу на выручку. 

     Перерасчет  планового фонда заработной платы  на выручку от работ осуществляется по формуле: 

               ФзПплф = Vф х Нзп,         (2.1) 

     где

     ФзПплф - плановый фонд заработной платы на фактически полученную выручку;

     Vф – объем полученной выручки по отчету;

     Нзп – норматив заработной платы. 

     ФзПплф(2006г.) =  336472 т.руб. х 10 % = 33647 т.руб.

     ФзПплф(2007г.) = 389681 т.руб. х 10 % = 38968 т.руб.

     ФзПплф(2008г.) = 481321 т.руб. х 10 % = 48132 т.руб. 

     Фактические расходы составили 1275,1 т.руб.; 1410,5т.руб., 1525,1 т.руб. т.е. относительная экономия  составляет в 2006 г. (33647-1275,1) = -32371,9; в 2007 г. (38968-1410,5) = -37557,5 т.руб.; в 2008 г. (48132-1525,1) = -46606,9 т.руб.

     Из  анализа видно, что даже при увеличении средней заработной платы имеется  экономия, т.е. существует резерв для  увеличения средней заработной платы.

     Для обеспечения успешного внедрения  и совершенствования системы бюджетирования необходимо модифицировать действующую систему оценки деятельности сотрудников, участвующих в бюджетном процессе. Бюджет расходов на оплату труда должен включать премиальную составляющую, зависящую от достижения бюджетных показателей как непосредственно по центру финансовой ответственности, так и в целом по предприятию. Особенно актуально разработать систему премирования для сотрудников коммерческой службы в зависимости от выполнения плана продаж.

     При составлении бюджета расходов на оплату проводится анализ планируемых расчетных показателей на основе следующих индикаторов:

  • анализ обеспеченности трудовыми ресурсами предприятия - анализируется в разрезе категорий по отношению к предыдущему периоду;
  • анализ изменения структуры трудовых ресурсов;
  • производство товарной продукции на 1 рубль заработной платы;
  • удельный вес основных рабочих на выработку продукции;
  • сумма прибыли на 1 рубль заработной платы.

     Фонд  зарплаты служащих может измениться за счет численности управленческого персонала и среднегодового заработка.

     Большое значение для анализа использования  фонда зарплаты имеет изучение среднего заработка работников предприятия, его изменение, а также факторов, определяющих его уровень. Это изучение следует провести в разрезе категорий и профессий и в целом по предприятию.

     Определенные  выводы о рациональности использования  фонда зарплаты можно сделать при анализе структуры и наличии непроизводительных выплат в его составе (приложение 10-11).

Таблица 2.3. - Характеристика структуры фонда зарплаты

Виды  выплат Предыдущий  год Отчетный  год
тыс. р. уд. вес, % тыс. р. уд.вес, %
1.Фот,  в том числе:

2.Себестоимость  всего, в том  числе:

2.1 З/плата за выполненную  работу, в том числе:

повременно

сдельно

доплата за совмещение профессий

доплата до минимальной  зарплаты

индексация з/платы

оплата за работу по среднему заработку

2.2 Выплаты стимулирующего  и компенсационного характера, в том числе:

премия по положению

премия экономия ТЭР

выслуга лет

надбавка за профмастерство

надбавка за классность

надбавка за сложность и напряженность

доплата за ночные часы работы

доплата за праздничные  часы

доплата за сверхурочные часы

доплата за разъездные

доплата за разрывной  график

компенсация за неиспользованный отпуск

доплата за вредные условия труда

2.3 Оплата за неотработанное  время, в том  числе:

Оплата трудовых и социальных отпусков

2.4 Другие выплат

648,1

600,4

310,4

203,0

96,6

3,2 
 

6,3

230,2 

86,4

7,2

41,1

8,8

8,8

8,9

16,2

10,2

0,7

2,2

13,7

8,6

11,3

59,8

58,7

0,5

100,0.

92,6

47,9

31,3

14,9

0,5 
 

1,0

36,6 

13,3

1,1

6,3

1,4

1,4

1,4

2,5

1,6

0,1

0,3

2,1

1,3

1,7

9,2

9,1

0,1

889,1

796,6

439,1

367,2

41,4

6,8 

49,2

11,1

307,9 

118,5

2,9

60,3

17,1

4,7

24,6

29,0

7,5

4,8

8,0

5,5

7,7

15,3

49,6

45,8

0,1

100,0

89,6

49,4

41,3

4,7

0,8 

5,5

1,2

34,6 

13,3

0,3

6,8

1,9

0,5

2,8

3,3

0,8

0,5

0,9

0,6

0,9

1,7

5,6

5,1

0,0

Информация о работе Пути повышения производительности труда на примере УП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»