Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности зернового производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных теоретических аспектов повышения экономической эффективности и конкурентоспособности ведущей отрасли аграрного производства предприятия, выявление имеющихся недостатков и разработка мероприятий по увеличению конкурентоспособности.
Цели определяют задачи, которые весьма разнообразны. Прежде всего, это разработка и экономическое обоснование: методов эффективного использования ресурсов; оптимальных размеров сельскохозяйственного предприятия; оптимального уровня концепции и специализации сельскохозяйственного производства; капитальных вложений в сельское хозяйство; условий снижения потерь; снижение издержек производства; вопросов ценообразования и рентабельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности…5
Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие……………………………………………………………....5
Проблемы формирования конкурентоспособного зернового производства на современном этапе……………………………………………………………………….12
Экономическая эффективность и конкурентные позиции зернового производства...18
Организационно-экономические параметры в колхозе «Заветы Ленина»……...........18
Оценка финансового состояния колхоза «Заветы Ленина»….…………………………26
Оценка эффективности и конкурентоспособности зернового производства…...……29
Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли…….36
Снижение ресурсоемкости продукции в зерновом производстве….…………………36
Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности зернового производства…….……………………………………………………………38
Перспективная экономическая эффективность производства и реализации зерновых на 2009год…...……………………………………………….…….………….40
3.4 Оценка конкурентной среды………………………………………………………….42
Выводы и предложения………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

курс. раб. по экономике.doc

— 629.00 Кб (Скачать)

     Во  всех случаях, когда повышение  качества продукции, внедрение новой техники, передового опыта, техническое перевооружение и реконструкция, внедрение нового хозяйственного механизма оказывают влияние на конечные результаты работы предприятий, следует как при планировании, оценке и стимулировании деятельности трудовых коллективов, так и при экономическом анализе полностью выявить и учесть весь эффект, полученный за счет таких факторов.

     Важнейшим  предварительным условием создания  целостного и эффективного хозяйственного  механизма, адаптации предприятий  к условиям регулируемого рынка является дальнейшая разработка комплекса теоретических и методических вопросов в планировании, учете, анализе и стимулировании экономической эффективности общественного производства.

    Обобщающим  критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

     Важнейшими  показателями экономической эффективности  общественного производства служат  трудоёмкость, материалоёмкость, и  фондоёмкость. [20. с 173]

    Трудоёмкость  продукции - величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объёму произведённой продукции.

    Материалоёмкость  общественного продукта исчисляется как отношение затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту. Материалоёмкость продукции отрасли определяется как отношение материальных затрат к общему произведённой продукции.

     Фондоёмкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов народного хозяйства к общему объёму произведённой  продукции.

    Один  из факторов интенсификации производства, повышения его эффективности  – совершенствование структуры экономики. Более высокими темпами необходимо развивать отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс и успешное решение социальных задач, добиваться улучшения пропорций между производством средств производства и предметов потребления, отраслями агропромышленного комплекса.

     Конечная  цель любого предприятия —  победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная,  а как закономерный итог постоянных  и грамотных усилий фирмы. Достигается  она или нет — зависит от  конкурентоспособности товаров и услуг предприятия.

     Конкурентоспособность  – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального  удовлетворения им конкретной  потребности по сравнению с  аналогичными объектами, представленными  на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

     Конкурентоспособность  объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к  конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

       Конкурентоспособность предприятия  – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития  данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

  1. конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  2. вид производимого товара;
  3. ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  4. лёгкость доступа на рынок;
  5. однородность рынка;
  6. конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  7. конкурентоспособность отрасли;
  8. возможность технических новшеств в отрасли;
  9. конкурентоспособность региона и страны.

    Сформулируем  общие принципы, которые дают  конкурентные преимущества производителям:

  • Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
  • Близость предприятия к клиенту.
  • Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  • Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  • Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  • Умение твёрдо стоять на своём.
  • Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
  • Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.
  • Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

    Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

    1. Проблемы формирования конкурентоспособного зернового производства на современном этапе.

      Рынок является мощным средством  повышения экономической эффективности предпринимательской деятельности. Неотъемлемым атрибутом рынка, его важнейшим развивающим свойством является конкуренция. Главной движущей силой рыночной экономики является личный интерес, выражающийся в стремлении каждого предпринимателя к собственной выгоде. Конкуренция устанавливает пределы реализации личного интереса через рассредоточение рыночной власти между множеством продавцов и покупателей и экономическое состязание между ними. Если личные интересы дают сильнейшую мотивацию хозяйствующим субъектам, то конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для всего общества русло. Конкуренция заставляет предпринимателей постоянно пересматривать стратегию своей деятельности в соответствии с требованиями рынка. В ней побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителей: [189. с 233]

  • обеспечить устойчивость производства зерна путем расширения посевных площадей, применения новых ресурсосберегающих технологий, современной техники, элитных семян, создания резервных фондов зерна в объеме не менее 6—8 млн т, развивать биржевую торговлю им через систему электронных торгов. Рост предложения зерна даст возможность расширить кормовую базу, увеличить переходящие запасы, наращивать товарные ресурсы высококачественного зерна  для экспорта, поскольку укрепление позиций российского зерна в мировой торговле определяется не столько количеством вывозимого, сколько качеством. Для этого в соответствии с показателями, намеченными Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», урожайность зерновых культур важно повысить на 14% по сравнению с 2002—2006 гг. и к 2012 г. довести до 21,3 ц/га, объем реализации зерна — до 56 млн т и его экспорт — до 15 млн т
  • ориентировать развитие зернового производства преимущественно на крупные отраслевые хозяйства как главные структурообразующие элементы зернопродуктового подкомплекса. Именно они должны стать своего рода «локомотивами» его эффективного и устойчивого развития. Так, в 2003 г. на долю сельхозорганизаций с площадью зернового клина свыше 4 тыс. га, занимающих менее 9% от общего их числа, приходились свыше одной трети валового сбора зерновых культур и почти половина прибыли зерновой отрасли. Крупные сельскохозяйственные организации являются основными поставщиками товарного зерна на рынок, что связано не только со значительными объемами его производства, но и с более высоким уровнем товарности, который составляет у них 63—68% против 34—35% в относительно мелких зернопроизводящих хозяйствах. Поэтому важно не допустить чрезмерного дробления зерновой отрасли, особенность которой заключается в использовании сравнительно обширных земельных площадей, преимущественно в 17 регионах страны, производящих свыше 60% российского зерна;
  • расширить залог зерна за счет использования простых и двойных складских свидетельств. Их целесообразно признать государственными ценными бумагами, применять в качестве залога для получения хозяйствами банковского кредита на развитие зернового производства, чтобы в совокупности с государственным залогом зерна стимулировать объекты хранения к добровольной сертификации услуг, оформлению лицензии на право работы со складскими свидетельствами,- устранить занижение цен на зерно во время уборки урожая и чрезмерные сезонные их колебания. Этому будет способствовать создание развитой маркетинговой службы;
  • изменить порядок проведения интервенционных операций на рынке зерна. При значительном росте цен на него, близком к уровню объявления товарных интервенций, следует начинать их в январе, и возможно, в декабре. Для уменьшения колебаний цен на рынке фуражного зерна наряду с пшеницей 3-го, 4-го классов и рожью продовольственной группы «А» следует включить в перечень культур, по которым проводятся зерновые интервенции, ячмень, овес, пшеницу 5-го класса и горох. Одной из экстренных мер при напряженной ситуации на рынке зерна может служить введение ступенчатых экспортных пошлин с целью сократить его вывоз. Ограничения должны вводиться с учетом проведения товарных интервенций. Экспорт зерна станет организованным, увязанным с функционированием внутреннего агропродовольственного и зернового рынков, повысит экономическую заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении объемов и повышении эффективности производства зерна, будет отвечать национальным интересам страны, обеспечивая ее продовольственную безопасность;
  • перевести зерно в группу социально значимых товаров 1-го класса при железнодорожных перевозках, что станет способствовать существенному снижению соответствующих тарифов, а следовательно, удешевлению и повышению конкурентоспособности зерна в регионах, удаленных от рынков сбыта, покрытию внутреннего дефицита зерна примерно в 40 субъектах Федерации за счет завоза его из регионов;
  • доработать закон ««О государственном контроле над качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки»», учитывая стратегическое значение зерна, подготовить федеральный закон «О регулировании торговой деятельности», а также ведомственную отраслевую программу по достижению стабильного производства зерна и развитию зернового рынка. Цель — создать условия для наращивания объемов производства зерна при одновременном поддержании устойчивости ценовой ситуации на рынке, обеспечить расширенное воспроизводство в зерновой отрасли, повысить конкурентоспособность зерна и продукции, вырабатываемой из него, на внутреннем и мировых рынках. Это необходимо сделать еще и потому, что в стране отсутствует крупная национальная зерновая компания для осуществления зерновых операций на этих рынках, которая одновременно могла бы стать основой будущего зернового союза между Россией, Украиной и Казахстаном;
  • разработать государственную экспортную политику, в наибольшей мере соответствующую сложившимся условиям как на национальном, так и на внешнем зерновых рынках. Следует учитывать также растущее влияние международного зернового трейдинга, повышенную восприимчивость российского рынка зерна к мировым циклам его производства и потребления, конъюнктуре мирового зернового рынка, активизацию деятельности крупных иностранных зерновых компаний — трейдеров на отечественном зерновом рынке, под контроль которых перешла почти половина экспортного рынка страны. Поскольку в ближайшем пятилетии подавляющая часть прироста производства зерна будет продаваться за рубеж, создание крупной национальной зерновой компании является вполне оправданным;
  • организовать научные исследования проблем эффективности ведения зерновой отрасли с учетом современных тенденций воспроизводства в сельском хозяйстве, реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» в целях более полного задействования резервов производства зерна и повышения его рентабельности в каждой категории зернопроизводящих хозяйств независимо от форм собственности и хозяйствования, размера производства и применяемой системы земледелия. Предстоит разработать методику по определению норматива совокупной рентабельности для простого и расширенного воспроизводства, который можно использовать при прогнозировании, подготовке инвестиционных проектов, сценария развития сельского хозяйства в целом и зерновой отрасли в частности. Такая методика явится логическим продолжением разработанных во Всероссийском НИИ экономики сельского хозяйства методических рекомендаций по оценке объемов изъятий финансовых ресурсов из сельского хозяйства и его государственной поддержке;
  • предложить усовершенствованный организационно-экономический механизм развития инновационных и воспроизводственных процессов в зернопродуктовом подкомплексе прежде всего чтобы повысить доходность его отраслей. Следует вернуться к проблемам типизации хозяйств, рационального размещения, углубления специализации и увеличения концентрации производства зерна в стране, увязав их решение с реализацией Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы». В связи с вступлением России в ВТО требуется научно обоснованное решение вопросов государственной поддержки зерновой отрасли и регулирования рынка зерна, повышения доходности сельхозтоваропроизводителей, расширения зернового клина за счет вовлечения в хозяйственный оборот заброшенных плодородных земель, импортозамещения животноводческой продукции и роста экспорта зерна. [13. с 76-80]

    Несмотря на сложную экономическую ситуацию, зерновая отрасль по-прежнему представляет собой мощный, но пока неоцененный источник экономического могущества страны, показатель ее самодостаточности и основы обеспечения продовольственной безопасности. Зерновое хозяйство — восполняемый и развиваемый ресурс, рациональное управление которым может дать высокую отдачу вложенных средств. Поэтому его устойчивое развитие должно стать одним из приоритетов государственной политики. В такой стране, как Россия, экономика аграрной сферы не может базироваться на деградирующем зерновом хозяйстве и стихийно развивающемся зерновом рынке. [12,. с 34]

 

 

 

 

 

 

 

2   Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли.

2.1 Организационно-экономические параметры в колхозе «Заветы Ленина»

 

Колхоз «Заветы Ленина»  Октябрьского района расположено на юге области. На юго-востоке и востоке район граничит с республикой Калмыкия, на севере с Калачевским и Светлоярским районами, на западе- с Цимлянским водохранилищем, на юго-западе- с Котельниковским районом. Форма собственности частная. Юридический адрес хозяйства: 4043110с. Аксай Октябрьский район.

Колхоз «Заветы Ленина»  Октябрьского района Волгоградской  области создано 06.07.67г. в соответствии с законодательством РФ и действует  на основании настоящего Устава. Предприятие  образовано на основании общедолевой  собственности пайщиков в целях производства сельскохозяйственной и иной продуктивности, а также для выполнения работ и услуг для удовлетворения своих общественных потребностей, развития предпринимательской деятельности и извлечения прибыли. Это среднее по размерам сельскохозяйственное предприятие.

   Колхоз «Заветы  Ленина» специализируется на  выведении скота черно-пестрой  породы, занимается производством  мясной продукции, а также на  выращивании зерна.

          Уставный капитал предприятия  определяет минимальный размер  имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 17820000 рублей. Размещенные акции предприятия составляют 178200 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме. Номинальная стоимость каждой акции 100  рублей.

          В обработке закреплено  25221 сельхозугодий, в том числе 18324га пашни. Все работники хозяйства заинтересованы в получении высокой урожайности сельскохозяйственных культур, так как оплата труда в колхозе «Заветы Ленина» начисляется в процентном отношении от полученного валового дохода.

Согласно агроклиматическому районированию Волгоградской области, землепользование колхоза «Заветы  Ленина» находится в резко  засушливом очень теплом районе.

Климат резко континентальный. Лето жаркое, засушливое; зима холодная, малоснежная. Гидротермический коэффициент (ГТК) = 0.6, что указывает на большой дефицит влаги относительно имеющихся тепловых ресурсов.

Климат описываемой  территории имеет ряд как положительных, так и отрицательных сторон.

К положительных сторонам климата можно отнести большую продолжительность безморозного периода, высокую сумму положительных температур за период вегетации,  интенсивную солнечную радиацию, что позволяет выращивать в пределах хозяйства целый ряд теплолюбивых культур.

Отрицательными явлениями  климата являются: небольшое количество осадков, незначительная мощность снежного покрова, постоянные засухи и суховеи. Основным ограничивающим фактором выращивания с/х культур является влага, поэтому все мероприятия по обработке почвы должны быть направлены на сохранение и накопление влаги, необходимой для получения высоких урожаев всех с/х культур.

      В целом предприятие является средним по своим размерам и за анализируемый период происходит увеличение размеров производства.

        Для более полной характеристики хозяйства, необходимо рассмотреть основные показатели размеров производства, приведенные в таблице 1, 2, 3, 4.                                                                        

                                                                                              

 

 

 

 

 

Таблица 1

Основные параметры  деятельности в колхозе «Заветы Ленина» за 2007-2009гг.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Валовая продукция в  текущих ценах, тыс. руб.

127177

192537

130968

Объем продаж, тыс. руб.

358779

285561

191583

Основной капитал, тыс. руб.

103396

121828

127957

Площадь с.х. угодий, га

24367

25221

25221

из них пашни

17611

18324

18324

Среднегодовая численность  работников, чел.

294

294

269

Поголовье скота, усл. гол.

1204.2

1102.5

1012.7

Чистый доход, тыс. руб.

28787

61437

30377

Прибыль, тыс. руб.

24088

26206

13705

Уровень рентабельности, %:

по чистому доходу

43

62

44

по прибыли

36

26

20

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности зернового производства