Производственная и организационная структура организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Традиционное построение системы управления связано с ориентацией на выполнение функций. Для этого формируются органы, способные выполнять определенный круг хозяйственных задач, однородных функций. В общем случае построение производственно-административной структуры предприятия базируется на объективно необходимом принципе – нижестоящий орган подчиняется и подотчетен вышестоящему органу. Однако степень такого подчинения может существенно варьироваться в зависимости от принятого на предприятии членения управления на уровни. Количество же уровней определяется реальным содержанием, степенью сложности производственной деятельности. Многоступенчатый характер органов управления имеют крупные и многие средние предприятия.

Оглавление

Введение…………...…………………………………………………………..
1 Особенности организационной структуры организаций ……
1.1 Звено, ступень и органы управления организации…..…………….
1.2 Управленческие связи в организации………………………….………
Производственная структура организации.…………………………………
2.1 Элементы производственной структуры. Функциональные подразделения организации ……………………
2.2 Характер технологических процессов …………………………

Заключение .......................................................................................................
Глоссарий.............................................................................................................
Список использованных источников...................................................................

Файлы: 1 файл

,Экономика и организация производства.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

 

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Экономика и организация производства

Тема

Производственная и организационная структура организации

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

Введение…………...…………………………………………………………..

3

1

1 Особенности организационной  структуры организаций ……

5

 

1.1

Звено, ступень и органы управления организации…..…………….

5

 

1.2

Управленческие связи в организации………………………….………

9

     

2

Производственная структура организации.…………………………………

15

 

2.1

Элементы производственной структуры. Функциональные подразделения организации ……………………

18

 

2.2

Характер технологических процессов …………………………

19

     
     
 

Заключение .......................................................................................................

24

 

Глоссарий.............................................................................................................

26

 

Список использованных источников...................................................................

27

 

Приложения..........................................................................................................

28


 

Введение

Традиционное построение системы управления связано с ориентацией на выполнение функций. Для этого формируются органы, способные выполнять определенный круг хозяйственных задач, однородных функций. В общем случае построение производственно-административной структуры предприятия базируется на объективно необходимом принципе – нижестоящий орган подчиняется и подотчетен вышестоящему органу. Однако степень такого подчинения может существенно варьироваться в зависимости от принятого на предприятии членения управления на уровни. Количество же уровней определяется реальным содержанием, степенью сложности производственной деятельности. Многоступенчатый характер органов управления имеют крупные и многие средние предприятия.

Актуальность темы. Правильный выбор производственной структуры предприятия предопределяет эффективность производства. Изменение условий хозяйствования вынуждает субъектов экономической деятельности адаптировать к этим условиям весь производственный процесс, определяющий производственно- организационную структуру организации.

Степень разработанности темы. Проблемы исследования, разработки и внедрения организационных структур управления в предпринимательские проекты нашли широкое отражение в экономический литературе в трудах В.В. Глухова, В.В. Глущенко, С.Д. Ильенковой, А.Р. Каньковской, М.Г. Лапусты, О.Т. Лебедева, З.П. Румянцевой и других.

Объектом исследования выступает производственная и организационная структура организации.

Предметом анализ производственной и организационной структуры организации.

Целью курсовой работы является проведение анализа производственно-организационной структуры организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Проанализировать структуру управления  организацией по горизонтали  и по вертикали;

- выявить особенности производственной  структуры предприятия

- выявить организационно-технические  и экономические особенности  производства.

Гипотеза работы. В настоящее время современным предприятиям необходимо разработать такую производственно-организционную структуру предприятия, реализация которой в современных условиях содействовала бы эффективной деятельности предпринимательских образований. Поэтому с целью улучшения производственной структуры и определения путей ее совершенствования необходимо периодически анализировать ее, сравнивать с передовыми аналогичными предприятиями, а также необходимо отвечать требованиям научно-технического процесса. Вопросы основ формирования и совершенствования производственной структуры предприятия подлежат раскрытию в данной работе.

Теоретическая основа курсовой работы. При разработке проблемы исследования был изучен ряд библиографических источников, посвященных организационной системе и структуре предприятий. В наибольшей степени использовались работы таких авторов, как Л. В. Прыкина, Н. Д. Эриашвили, Л. А. Хаматова  и ряд других.

Методологию исследований в курсовом проекте составляют системный анализ, группировка, метод цепных подстановок, балансовый метод.

Структура работы определена её содержанием. В работе содержится введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.

 

Основная часть

1 Особенности организационной структуры организаций

 

1.1 Звено, ступень и органы управления организацией

 

В процессе изготовления продукции или оказания услуг на предприятии осуществляется взаимодействие всех его подразделений.

Все подразделения предприятия образуют его организационную структуру. Организационная структура отражает состав и взаимодействие всех составных элементов предприятия – цехов, участков, служб, аппарата управления.

Структура управления в организации необходима для управления различными областями деятельности предприятия – производством, закупкой, сбытом, маркетингом, финансами, работой с персоналом и т.д. Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных организационных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия. Структура управления организации есть выражение целостности, взаимосвязи элементов управления в управляющей системе. Различают организационную структуру управления на уровне цеха, фирмы, отрасли, региона и т.п. [9, с. 119]

Состав подсистем или элементов системы, каждая из которых выполняет определённую функцию, а так же организация связей и отношений между подсистемами или частями системы называется - организационная структура системы управления предприятием. Существуют также и другие понятия: «Разделение предприятия на подразделения с целью упорядочения взаимодействия звеньев, определения их подчинённости и полномочий, называется организационной структурой системы управления предприятием».

Организационная структура системы управления организацией – это структура объекта управления, которая обеспечивает взаимодействие между его элементами. «Организационная структура системы управления предприятием представляет собой упорядоченный набор образующих её элементов, связанных различными способами друг с другом». [4, с. 450] 

Структура управления на предприятии одинаково нужна для управления разнообразными сферами деятельности организации – закупкой, продажами, производством, маркетингом, финансами, НИОКР, работой с персоналом и т.д. Анализ достоинств и недостатков разнообразных способов построения системы управления в организации поможет сделать правильный выбор в пользу определенных организационных структур, при учете состояния рынка и стратегию организации. Структура управления предприятием - это выражение единства, взаимосвязи структурных частей управления в управляющей системе. Существует несколько видов организационных структур систем управления   в зависимости от сферы деятельности - на уровне фирмы, цеха, отрасли, района и т.п. [9, с. 119]

Основными элементами организационной структуры управления (ОСУ) являются:

− стратегии и цели системы;

− иерархические ступени управления или уровни принятия решений и ответственности;

− горизонтальные ступени по уровням управления, которые выполняют функциональную деятельность, − руководители и менеджеры, управляющие работники;

− субъекты внешних связей – потребители, партнёры, поставщики, финансовые организации, государственные органы, конкуренты, социальные структуры;

− связи – коммуникации, отношения, информация.

Обусловливающим звеном структуры считаются связи, – это отношения, которые имеют многоаспектное и разностороннее содержание. В первую очередь, отношения по управлению имеют социально-экономический характер, поэтому, при основании способа связей между коллективами и людьми, которые осуществляют совместную деятельность, учитывается общность интересов – социальных, экономических, психологических.

Необходимо  выделить то, что в основном внимание придается связям, которые отражают характер разделения труда, выявляют функциональные связи (горизонтальные и вертикальные); линейные (отношения подчиненных и руководства); неформальные (доверительные) и формальные (регламентированные). [10, с. 340]

Главное предназначение структуры управления предприятием – обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы с помощью организации, поддержания и усовершенствования способов взаимодействий и взаимосвязи системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия структурных частей системы. С основным предназначением связана и способность приспособления структуры к меняющимся условиям среды с минимальными затратами временных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Рациональность, устойчивость, гибкость, адаптивность, управляемость, надёжность, коммуникативность, организационная культура – основные свойства, которые обусловлены сущностью, характеристиками и основным предназначением организационной структуры управления. [11, с. 110]

Необходимо, однако, предупредить, что не следует увлекаться организационными новинками, организационная перестройка, которая проводится без веских внутренних и внешних факторов не даст желанных результатов. Примером может послужить реорганизация существующих отделов, подразделений в определенных организациях в службу маркетинга без достаточной разработанности и анализа проблемы. [9, с. 118]

Для того чтоб организация успешно функционировала в общем, нужны специальные должности либо подразделения, – выделение подразделений организации сформировано на различии видов деятельности, управление протекающими процессами в подразделениях выполняется самим подразделением. Потому организационная структура системы управления предприятия состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятия в целом (органов общего управления). [4, с. 450]

Между всеми составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (например, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих её ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом

– организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчинённой производству и его потребностям;

− следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;

− формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

− между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью − с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом. [9, с. 209]

Таким образом, административная структура призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

 

1.2 Управленческие связи в организации

 

Структурой управления предприятием называют упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, которые находятся между собой в стабильных взаимоотношениях, которые обеспечивают их работу и формирование как единого целого. Компонентами структуры считаются некоторые работники, службы и прочие звенья аппарата правления, а взаимоотношения между ними поддерживают, благодарствуя связям, какие подразделяют на: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные связи – это отношения между подчинениями, и нужда в них появляется при иерархичности управления, т. е. при присутствии нескольких степеней управления. Горизонтальные связи несут свойство согласования и считаются, как принято, одноуровневыми. Помимо того, отношения в структуре управления иногда носят функциональный и линейный характер. Линейные связи отображают ход информации и управленческих решений между так именуемыми линейными руководителями, т. е. особами, целиком отвечающими за работу предприятия или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. [10, с. 140]

Информация о работе Производственная и организационная структура организации