Привлечение работника к труду

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - уяснить проблему мотивации в процессе управления персоналом организации.

Объектом исследования является предприятие Мясокомбинат, предметом исследования выступают практические аспекты мотивации управления данным предприятием.

При написании работы были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты мотивации труда на предприятии: роль мотивации на рынке труда, стратегию управления ресурсами фирмы, стадии процесса мотивации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................3

1.ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯ МОТИВАЦИЯ К ТРУДУ ,СТИМУЛ И МОТИВ........................................................................................................................................5

2.ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.................................................................................................................................14

3.ПРОБЛЕМЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.КСУ «МЯСОКОМБИНАТ»..............................................................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................25

ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................................27

Файлы: 1 файл

Человек и его потребности.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

      1. Физиологические  потребности  – это базисные потребности в пище, воде, тепле, крыше над головой, сексе, сне, здоровье, чистоте, обеспечивающие выживание человека и его потомства.

      2. Потребности в  безопасности  – отражают стремление человека обеспечить удовлетворение физиологических потребностей на постоянной основе, безопасность. Они означают стабильность, защиту, порядок, свободу от страха, беспокойства и хаоса.

      3. Социальные потребности (потребность в принадлежности) – выражают желание человека иметь семью, друзей, принадлежать к группе, стране, интимность и привязанность.

      4. Потребности в  уважении –  проявляются в желании людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе для того, чтобы другие люди признавали их таковыми и уважали за это.

      5. Потребности самореализации (самовыражения)  – актуализируют стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Человек стремится достичь реализации своих способностей и талантов, стремится стать тем, кем он может быть.10

      Первоначально А. Маслоу считал, что прежде чем начнет действовать потребность более высокого уровня, должны быть удовлетворены потребности низших уровней. Критика этой идеи строилась на многочисленных примерах, в том числе исторических, когда человек, практически умирая от голода, потеряв всех близких и друзей, будучи не признанным, все-таки продолжал творить (например, художник), т.е. действовал под влиянием потребностей пятого уровня. Впоследствии Маслоу скорректировал свой подход, и в таком виде он в настоящее время широко используется в практике менеджмента.

      Вот основные положения этого подхода:

      • Прежде чем потребность следующего уровня станет мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (это справедливо для большинства людей).

      • Для того чтобы следующий, более  высокий, уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью.

      • Хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека стимулируется не только ею (поведение  людей полимотивационно).

      • Со временем потребности людей меняются.

      Еще одна содержательная теория мотивации разработана Мак-Клелландом. Он выделил три группы потребностей:

      1. Потребность власти  – выражается как желание воздействовать на других людей.

      2. Потребность успеха  – удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения.

      3. Потребность в  причастности  – заинтересованность в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

      Потребность в успехе, или достижении, проявляется  в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше. Люди с высоким уровнем этой потребности предпочитают самостоятельно ставить себе цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, потому что для них важно достичь этих целей и получить обратную связь от осуществленных ими действий и принятых решений. Сотрудники организации, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова. При этом им очень трудно заниматься работой, которая не имеет ясного и ощутимого результата, наступающего достаточно быстро. Важно отметить, что качество результата не обязательно будет наивысшим. Люди с данной потребностью не очень охотно делятся работой и тем более ее результатами с другими. Они предпочитают работать в одиночку.

      Потребность в причастности (соучастии) проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высоко развитой потребностью в соучастии стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, что о них думают другие. Сотрудники с такой ориентацией предпочитают заниматься в организации работой, которая позволяет им находится в активном взаимодействии как с коллегами, так и с клиентами.

      Потребность власти является третьей крупной потребностью, влияние которой на поведение человека было изучено и описано Мак-Клелландом. Данная потребность, так же как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основное внимание у человека с развитой потребностью власти направлено на контролирование действий других людей, оказание на них влияния.11

      Лица  с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две, в принципе взаимоисключающие друг друга группы. Первую составляют те, кто стремится к власти ради властвования, в первую очередь их привлекает сама возможность командовать другими. При этом интересы организации для них часто отходят на второй план и даже теряют смысл. Ко второй группе относятся те, кто стремится к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность власти тем, что ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей. При этом они ищут возможности мотивирования людей на достижение этих целей и работают вместе с группой как над определением целей, так и над их достижением. Потребности власти для этих людей – это не стремление к властному самоутверждению ради удовлетворения своего тщеславия, а стремление к выполнению ответственной работы по управлению другими людьми для решения организационных задач. Мак-Клелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа.

      Теория  двух факторов, известная также как теория Герцберга, предоставляет организации конкретные рекомендации по стимулированию сотрудников. В основе этого подхода лежит идея о том, что существуют два типа факторов, влияющих на трудовое поведение работников. На стыке 50-60-х годов Фредерик Герцберг совместно с коллегами провел исследование, касающееся выяснения того, какие это факторы. Факторы, оказывающие мотивирующее и немотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность. Вывод заключался в том, что процесс достижения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя различными процессами.

      Первая  группа – это гигиенические  факторы (фрустаторы). К ним относятся зарплата, условия труда (уровень шума, освещенность, комфорт и т.п.), распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными.

      При отсутствии или недостаточном развитии гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность  работой. В то же время достаточное  их развитие не вызывает удовлетворения работой. Они не могут служить источником мотивации.

      Вторая  группа факторов была названа мотиваторы. К ним относятся достижение, признание, ответственность, возможность роста. Отсутствие или неадекватность «мотиваторов» не приводят к неудовлетворенности работой. Их наличие вызывает удовлетворение и побуждает работников к повышению эффективности деятельности.

      На  основе концепции двух факторов Ф. Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обращать внимание на гигиенические факторы и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. После того, как данная задача решена, использование тех же факторов для мотивации работников –  неблагодарное занятие. Менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов.12

      Вторая  группа теорий – процессуальные теории мотивации. Они не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение человека зависит также от его восприятия ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

      Первая  из этих теорий, разработанная В. Врумом, – теория ожиданий. Схематично ее содержание может быть представлено следующей формулой: 

                      Ожидания  того, что усилия дадут желаемые результаты х Ожидание того, что результаты повлекут

                      за собой  ожидаемое вознаграждение

                      х  
                      Ожидаемая ценность вознаграждения
                      = МОТИВАЦИЯ
 

      Теория  ожиданий утверждает, что человек  прикладывает усилия для осуществления тех действий, которые: 1) приведут к удовлетворению его потребностей, 2) имеют наивысшую, по его мнению, вероятность успеха. Другими словами, прежде чем сделать что-либо, человек оценивает привлекательность каждого возможного результата для себя и уровень усилий, которые необходимо затратить для его достижения.

      Теория  справедливости (равенства) дополняет предыдущую теорию. Основателем теории является С. Адамс, который на основании исследований, проведенных им в компании «Дженерал Электрик», сформулировал положения этой теории. Речь здесь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Теория равенства исходит из того, что в процессе сравнения, хотя и используется объективная информация, например величина заработной платы, все-таки сравнение осуществляется человеком на основе его личного восприятия своих действий и действий тех людей, с которыми он себя сравнивает.

      Наиболее  полно идеи процессуальных подходов к описанию мотивации представлены в модели, разработанной Л. Портером и Э. Лоулером, которая включает элементы теории ожиданий и теории справедливости.

      Согласно  этой модели, результаты, достигнутые  сотрудником, зависят от трех переменных:

      1) затраченных усилий,

      2) способностей и характера человека,

      3) осознания (оценки) своей роли  в процессе труда.

      Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от:

    • – ценности вознаграждения,
    • – того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможными вознаграждениями.

     Достижение  результата (выполнение работы) может  повлечь за собой внутренние вознаграждения и внешние вознаграждения. При  этом люди имеют свою собственную  оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты.

     Удовлетворение – это результат внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости. Восприятие ценности вознаграждения влияет на восприятие человеком будущих событий.

     Основной  вывод этой теории – результативный труд ведет к удовлетворению –  существенно изменил взгляд на то, что должен делать менеджер по отношению к сотрудникам. Раньше преобладал взгляд, согласно которому надо добиваться того, чтобы сотрудники были удовлетворены, и тогда они будут результативно трудиться. Подход Портера-Лоулера другой: менеджер должен быть озабочен тем, чтобы труд работника был результативным, и это приведет к удовлетворению.13

    3. Проблемы и использование  теории мотивации  в менеджменте.  КСУ «Мясокомбинат»

 

     Когда в 1994 году Петр Романов стал директором и основным совладельцем приватизированного Подмосковного мясокомбината, предприятие находилось в хорошем финансовом положении. Комбинат продавал свою продукцию во все близлежащие области и регионы, а объем этих продаж рос по 20 процентов в год. Люди покупали продукцию комбината за ее качество, Однако Романов вскоре заметил, что работники комбината не уделяют достаточно внимания уровню выполнения своей работы. Они делали крупные ошибки, путая, например, упаковку и наклейки для разных образцов продукции, добавляя в нее не те добавки, плохо перемешивая состав колбас и сосисок. Были случаи, когда работники неумышленно портили готовую продукцию средствами для чистки рабочих мест. В общем, люди делали в течение 8 часов только то, что им было сказано, а затем шли домой. Для того, чтобы повысить мотивированность и обязательства работников комбината, Романов и другие руководители предприятия решили ввести в управление систему участия работников в принятии решений. Для начала они доверили работникам проверку   качества продукции. В результате не высшее руководство определяло "вкус" продукции, а сами работники делали это на своих участках. Такое положение дел вскоре побудило последних к производству   продукции   более   высокого   качества.   Работников   стало интересовать,   во  сколько  их  продукция  обходится  предприятию   и  что думают покупатели о различных сортах мясных и колбасных изделий. Одна из   бригад   даже   разработала  технологию   внедрения   на   своем   участке специальной    пластиковой   вакуумной   упаковки   для   скоропортящейся продукции.  Для  этого членам  бригады  пришлось собрать  необходимую информацию, сформулировать проблему, установить рабочие контакты с поставщиками и другими работниками на мясокомбинате, а также провести обследование универсамов и мясных киосков, чтобы узнать о том, как сделать   упаковку   лучше.   Бригада   взяла   на   себя   ответственность   за определение   качества,   а  впоследствии  и  за  определение  улучшений  в производственном процессе. В итоге все это привело к тому, что среди работников стали появляться жалобы на тех, чей уровень выполнения работы был низким и чье безразличие мешало улучшению работы. Позже жалобы стали   распространяться   и   на   руководящий   состав   и   сопровождались требованиями их переподготовки или увольнения. Вместо увольнения было решено, что их переподготовка пройдет прямо на предприятии с участием всех заинтересованных сторон.

Информация о работе Привлечение работника к труду