Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель моей работы – выявить пути повышения эффективности функционирования агросервисных предприятий АПК.
Существующие в настоящее время проблемы, связанные с недостаточным научным обоснованием рациональных объёмов и тарифов на производствен-но-технические услуги, удовлетворяющих запросы сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также методических подходов оценки результатов их деятельности, сдерживают развитие рынка аг¬росервисных услуг.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Агросервисные предприятия в РБ, их обеспечение и
совершенствование…………………………………………...4
1.1. АПК и его структура……………………………………………….4
1.2. Понятие, составные элементы и особенности материально-
технической базы АПК……………………………………………………7
1.3. Повышение уровня самофинансирования агросервисных
предприятий и технической оснащенности сельскохозяйственного производства………………………………………………………………11
1.4. Варианты расценок на услуги предприятий агросервиса и
факторы их формирования……………………………………………….17
Глава 2. Экономическая оценка хозяйственной деятельности ОАО ”Лельчицкий агросервис”……………………………………………….25
2.1. Общие сведения о предприятии ……………………………………25
2.2. Оценка основных и оборотных средств производства…………….30
2.3. Затраты на производство и реализацию продукции……………….32
2.4. Оценка эффективности производства: доход, прибыль,
рентабельность…………………………………………………………….35
2.5.Анализ трудовых ресурсов…………………………………………...39
Заключение………………………………………………………………..40
Литература……………………………………………………………….42
Экономическую эффективность использования производственных зданий и сооружений характеризует система показателей: стоимость валовой продукции, валовой чистый доход на рубль среднегодовой балансовой стоимости объекта; среднегодовая стоимость здания, сооружения, отнесенная к годовой сумме, прибыли (срок окупаемости используемых производственных средств). Применяются и другие (частные) показатели: затраты труда на 1 голову животных или на 1 ц продукции, произведенной в данном помещении; продуктивность животных; себестоимость 1 ц произведенной продукции, улучшение санитарно-гигиенических условий.
Важнейшим результатом повышения экономической эффективности использования зданий и сооружений являются: увеличение производства и удешевление продукции посредством широкого проведения реконструкции действующих производственных объектов, удешевления строительства; применение комплексной механизации и передовой технологии; внедрение индустриальных методов производства продукции; специализация и концентрация производства.
Уже указывалось, что важнейшим элементом материально-технической базы АПК являются машины и оборудование. А в сельском хозяйстве значительную роль играет машинно-тракторный и комбайновый парки. Выпуск тракторов в России начался в 30-е гг., а в Республике Беларусь - в послевоенный период.
С развитием МТБ улучшаются качественные показатели тракторов и комбайнов: повышается скорость движения, возрастает маневренность и проходимость машин, уменьшаются габариты, масса конструкций и удельный расход топлива, растет производительность. Увеличение производства и поставки тракторов, комбайнов и других машин в сельское хозяйство способствует уменьшению нагрузки земли на одну машину, вследствие чего создается возможность выполнения необходимых объемов работ в оптимальные сроки. Однако промышленности необходимо совершенствовать и улучшать машинно-тракторный парк, а предприятиям АПК (в том числе и сельскому хозяйству) - повышать эффективность его использования. Для многих промышленных предприятий АПК, а также для колхозов, совхозов и развивающихся крестьянских и фермерских хозяйств необходим трактор с высокой маневренностью, с повышенной скоростью, двумя ведущими мостами, высоким дорожным просветом и регулируемой колеей. Важным условием эффективного использования таких тракторов является обеспечение их необходимым комплексом машин и орудий для выполнения всего комплекса работ в соответствии с новыми технологиями производства сельскохозяйственной продукции.
Важнейшей составной частью МТБ предприятий и отраслей АПК, в том числе и сельского хозяйства, являются транспортные средства и дороги. С помощью транспортных средств и дорог сокращается рабочее время на создание и реализацию продукции. Этим самым обеспечивается рост производительности труда и снижение себестоимости продукции. Создание хорошей транспортной сети является и важнейшим условием социального переустройства села.
Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности: сезонность и неравномерность загрузки подвижного состава, разнообразие грузов, большой объем грузоперевозок на короткое расстояние, децентрализацию транспорта между отдельными предприятиями.
Основные виды транспорта в сельском хозяйстве - автомобили, трактора. Применяется также трубопроводный (водопроводы, молокопроводы, газопроводы и т.д.), авиационный, гужевой транспорт. Доля автомобильных перевозок составляет75 %, тракторных - 22-23 %, гужевого - 2-3 % от общего объема транспортных работ в сельском хозяйстве.
Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы. Их приходится активно использовать в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.
Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его крупных специализированных автотранспортных предприятий агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.
Эффективность использования автотранспорта в значительной степени зависит от типа и состояния дорог. Автомобильные дороги можно разделить на 5 категорий: 1 и 2 категории - дороги межгосударственного и основные республиканского значения, 3 категория - остальные дороги республиканского и основные областного значения, 4 - остальные дороги областного и районного значения; 5 категория - дороги местного значения.
Большинство внешнехозяйственных дорог районного значения имеет щебеночное, гравийное и каменное покрытия. Внутрихозяйственные дороги в основном - про филированные грунтовые. По сравнению с автомобильными дорогами с твердым покрытием (асфальтобетон и цементобетон) себестоимость перевозок по профилированным грунтовым дорогам, находящимися в хорошем состоянии, выше в 2 раза, расход топлива выше в 1,54 раз, а по грунтовым дорогам во влажном состоянии соответственно эти показатели значительно выше.
Отставание дорожного строительства не только ухудшает условия эксплуатации машин, но и оказывает отрицательное влияние на социальное развитие села. В республике в последние годы увеличивается общая протяженность дорог, в том числе и с твердым покрытием.
1.3. Повышение уровня самофинансирования агросервисных предприятий и технической оснащенности сельскохозяйственного производства
Актуальной проблемой финансового оздоровления организаций агропромышленного комплекса является повышение уровня самофинансирования как агросервисных, так и других предприятий. В этой связи разработаны предложения по установлению оптимального размера рентабельности агросервисным предприятиям, обеспечивающего необходимый уровень их самофинансирования и повышение на этой основе технической оснащенности сельскохозяйственного производства.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на принимаемые меры по восстановлению и развитию технического потенциала АПК, техническая оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет около 50% от нормативной и имеет тенденцию к снижению. Так, например, поступление основных видов сельскохозяйственных машин меньше их выбытия в 1,5-2,0 раза. Износ активной части основных фондов во многих сельскохозяйственных организациях превысил 80%.
В этих условиях важно восстановить технический потенциал сельского хозяйства на основе его перевооружения машинами качественно нового поколения, которые должны обеспечить существенный рост производительности труда, экономию топлива, энергии и в конечном итоге реализовать наиболее перспективные технологии производства продукции, сделать ее конкурентоспособной на внешнем рынке, а также путем создания развитой сферы производственно-технических услуг для сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе формирования и функционирования эффективной рыночной системы агросервиса.
В этой связи техническое перевооружение и обновление машинно-тракторного парка (МТП) сельскохозяйственного производства должно осуществляться как за счет государственных бюджетных средств, выделяемых под соответствующие программы, так и за счет собственных финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций. Так, например, в соответствии с Государственной Программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150, для совершенствования технологий производства сельскохозяйственной продукции, выполнения в научно обоснованные сроки комплекса работ в растениеводстве и животноводстве предусматривается оптимизировать структуру МТП и обеспечить к 2010 г. потребность в тракторах в количестве 73,9 тыс. физических единиц, в зерноуборочных комбайнах - 14,5, в кормоуборочных комбайнах - 6,5, в зерноочистительно-сушильных комплексах - 4 тыс. ед. Кроме того, предстоит освоить производство и поставить сельскому хозяйству в 2005-2010 гг. не менее 40 новых универсальных машинных комплексов для гребневой технологии возделывания картофеля с междурядьями 70 и 90 см ; не менее 50 высокопроизводительных свеклоуборочных комплексов нового поколения для прямой уборки сахарной свеклы; 200-220 универсальных мобильных раздатчиков кормов, 140-160 – новых автоматизированных установок для доения коров в залах при беспривязном их содержании и 350-400 ед. энергосберегающего холодильного оборудования с рекуперацией тепла; по 50-100 комплектов современного станочного оборудования для комплексов по выращиванию свиней, по 15-20 комплектов систем автоматической раздачи кормов и поддержанию микроклимата; по 10-15 комплектов клеточного оборудования для содержания кур-несушек, напольного оборудования для выращивания бройлеров с системой микроклимата, инкубаторов-контейнеров для вывода цыплят и других технических средств.
Реализация мероприятий по техническому переоснащению сельскохозяйственного производства позволит обеспечить рост производительности труда не менее чем в 1,4 раза, снизить удельный расход материальных и энергетических ресурсов в 1,1 - 1,5 раза, существенно повысить комфортность работы механизаторов.
В целом для технического переоснащения сельскохозяйственного производства на 2005-2010 гг. в соответствии с Программой возрождения и развития села с различных источников финансирования будет направлено 5,5 трлн. руб. капитальных вложений. Отсюда очень важным является повышение уровня самофинансирования как агросервисных, так и других организаций агропромышленного комплекса.
Исследования и практика показывают, что на современном этапе развития рынка ресурсов и производственно-технических услуг необходимый уровень рентабельности для агросервисных предприятий, обеспечивающий их самофинансирование, целесообразно устанавливать дифференцированно, в зависимости от вида производственной деятельности, объемов, номенклатуры, сложности и качества выполняемых работ:
● механизированные работы (почвообработка, посев, уборка зерновых, заготовка сенажа, силоса, агрохимическое обслуживание и др. виды сельскохозяйственных работ, выполняемые в соответствии с технологическими нормами (технологическими регламентами)). Необходимый уровень рентабельности при этом должен составлять 10%;
● ремонтные мастерские и ремонтные заводы, где в настоящее время износ производственного оборудования составляет 70-80%, что влияет на конечный результат сельскохозяйственного производства как косвенно, так и напрямую. В этой связи уровень рентабельности для их самофинансирования должна быть не ниже 25%;
● станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) и станции технического обслуживания тракторов (СТОТ). Для их эффективного функционирования на основе самоокупаемости и самофинансирования уровень рентабельности должен составлять 20%;
● станции технического обслуживания оборудования животноводческих ферм (СТОЖ), передвижные механизированные колонны (ПМК), бригады по энергетическому обеспечению и обслуживанию водозаборных скважин должны иметь уровень рентабельности, обеспечивающий их самофинансирование, в размере 25%;
● материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимый
уровень рентабельности - не более 10%, а для других потребителей размер рентабельности можно устанавливать в пределах 30%;
● уровень рентабельности, обеспечивающий самофинансирование автотранспортных услуг; должен составлять 20%;
● дилерские центры по гарантийному и послегарантийному обслуживанию сельскохозяйственной техники. Необходимый уровень рентабельности - 25%;
● другие промышленные производства (производство промышленных товаров, оборудования и машин).
Для таких производств уровень рентабельности должен составлять не ниже 40%.
Необходимо подчеркнуть, что для обеспечения соответствующего уровня рентабельности по перечисленным выше производствам и видам выполняемых работ накладные расходы должны составлять не выше400%. С учетом рекомендуемых нормативов необходимого уровня рентабельности по всем видам деятельности (кроме других промышленных производств) средняя совокупная рентабельность агросервисных предприятий должна составить порядка 20-25%, что обеспечит их эффективное функционирование.
Выполнение запланированных программных показателей по техническому переоснащению сельскохозяйственного производства на 2005-2010 гг. требует также активизации инновационной деятельности в сфере производственно-технического обслуживания агропромышленного комплекса. В этой связи приоритетными направлениями реализации инновационной политики в РО "Белагросервис" в ближайшей перспективе должны быть:
● создание сети современных машинно-технологических станций, обеспечивающих применение новых высокоинтенсивных технологий, позволяющих существенно повысить производительность труда, снизить издержки на производство сельскохозяйственной продукции;
● повышение эффективности функционирования действующих механизированных отрядов в составе райагросервисов на основе оптимизации их состава машинно-тракторного парка, внедрение новых форм использования машинных агрегатов и совершенствования производства и управления;
● развитие вторичного рынка подержанной техники;
● внедрение диагностической системы технических уходов и ремонтов машин, агрегатов и узлов по потребности с заменой полнокомплектных узлов;
● организация региональных технических центров, развитие фирменных дилерских сетей для комплексного обеспечения сбыта и технического сервиса производимой сельскохозяйственной техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации;
● повышение качества ремонта узлов и агрегатов машин на базе новых технологий и оборудования для ремонта, обеспечивающих повышение ресурса отремонтированных узлов и агрегатов до 100% уровня от ресурса новых. Для чего необходимо предусмотреть развитие предприятий специализированного ремонта узлов и агрегатов, обеспеченных высокоточным оборудованием, оснасткой и квалифицированными кадрами;