Повышение эффективности функционирования деятельности агросервисных предприятий АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – выявить пути повышения эффективности функционирования агросервисных предприятий АПК.
Существующие в настоящее время проблемы, связанные с недостаточным научным обоснованием рациональных объёмов и тарифов на производствен-но-технические услуги, удовлетворяющих запросы сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также методических подходов оценки результатов их деятельности, сдерживают развитие рынка аг¬росервисных услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Агросервисные предприятия в РБ, их обеспечение и
совершенствование…………………………………………...4
1.1. АПК и его структура……………………………………………….4
1.2. Понятие, составные элементы и особенности материально-
технической базы АПК……………………………………………………7
1.3. Повышение уровня самофинансирования агросервисных
предприятий и технической оснащенности сельскохозяйственного производства………………………………………………………………11
1.4. Варианты расценок на услуги предприятий агросервиса и
факторы их формирования……………………………………………….17
Глава 2. Экономическая оценка хозяйственной деятельности ОАО ”Лельчицкий агросервис”……………………………………………….25
2.1. Общие сведения о предприятии ……………………………………25
2.2. Оценка основных и оборотных средств производства…………….30
2.3. Затраты на производство и реализацию продукции……………….32
2.4. Оценка эффективности производства: доход, прибыль,
рентабельность…………………………………………………………….35
2.5.Анализ трудовых ресурсов…………………………………………...39
Заключение………………………………………………………………..40
Литература……………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курс по АПК фима.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

Экономическую эффективность использования производ­ственных зданий и сооружений характеризует система показа­телей: стоимость валовой продукции, валовой чистый доход на рубль среднегодовой балансовой стоимости объекта; среднего­довая стоимость здания, сооружения, отнесенная к годовой сумме, прибыли (срок окупаемости используемых производ­ственных средств). Применяются и другие (частные) показате­ли: затраты труда на 1 голову животных или на 1 ц продукции, произведенной в данном помещении; продуктивность живот­ных; себестоимость 1 ц произведенной продукции, улучшение санитарно-гигиенических условий.

Важнейшим результатом повышения экономической эф­фективности использования зданий и сооружений являются: увеличение производства и удешевление продукции посред­ством широкого проведения реконструкции действующих про­изводственных объектов, удешевления строительства; приме­нение комплексной механизации и передовой технологии; внедрение индустриальных методов производства продукции; специализация и концентрация производства.

Уже указывалось, что важнейшим элементом материаль­но-технической базы АПК являются машины и оборудование. А в сельском хозяйстве значительную роль играет машин­но-тракторный и комбайновый парки. Выпуск тракторов в Рос­сии начался в 30-е гг., а в Республике Беларусь - в послевоен­ный период.

С развитием МТБ улучшаются качественные показатели тракторов и комбайнов: повышается скорость движения, воз­растает маневренность и проходимость машин, уменьшаются габариты, масса конструкций и удельный расход топлива, рас­тет производительность. Увеличение производства и поставки тракторов, комбайнов и других машин в сельское хозяйство способствует уменьшению нагрузки земли на одну машину, вследствие чего создается возможность выполнения необходи­мых объемов работ в оптимальные сроки. Однако промышлен­ности необходимо совершенствовать и улучшать машинно-­тракторный парк, а предприятиям АПК (в том числе и сельско­му хозяйству) - повышать эффективность его использования. Для многих промышленных предприятий АПК, а также для колхозов, совхозов и развивающихся крестьянских и фермер­ских хозяйств необходим трактор с высокой маневренностью, с повышенной скоростью, двумя ведущими мостами, высоким дорожным просветом и регулируемой колеей. Важным услови­ем эффективного использования таких тракторов является обеспечение их необходимым комплексом машин и орудий для выполнения всего комплекса работ в соответствии с новыми технологиями производства сельскохозяйственной продукции.

Важнейшей составной частью МТБ предприятий и отраслей АПК, в том числе и сельского хозяйства, являются транспор­тные средства и дороги. С помощью транспортных средств и дорог сокращается рабочее время на создание и реализацию продукции. Этим самым обеспечивается рост производитель­ности труда и снижение себестоимости продукции. Создание хорошей транспортной сети является и важнейшим условием социального переустройства села.

Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности: сезонность и неравномерность загрузки подвиж­ного состава, разнообразие грузов, большой объем грузоперево­зок на короткое расстояние, децентрализацию транспорта меж­ду отдельными предприятиями.

Основные виды транспорта в сельском хозяйстве - автомо­били, трактора. Применяется также трубопроводный (водопро­воды, молокопроводы, газопроводы и т.д.), авиационный, гу­жевой транспорт. Доля автомобильных перевозок составляет75 %, тракторных - 22-23 %, гужевого - 2-3 % от общего объема транспортных работ в сельском хозяйстве.

Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, стро­ительстве широко используются тракторы. Их приходится ак­тивно использовать в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.

Одним из резервов улучшения работы автомобильного тран­спорта является концентрация его крупных специализированных автотранспортных предприятий агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использова­ния специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.

Эффективность использования автотранспорта в значитель­ной степени зависит от типа и состояния дорог. Автомобильные дороги можно разделить на 5 категорий: 1 и 2 категории - доро­ги межгосударственного и основные республиканского значе­ния, 3 категория - остальные дороги республиканского и ос­новные областного значения, 4 - остальные дороги областного и районного значения; 5 категория - дороги местного значе­ния.

Большинство внешнехозяйственных дорог районного значе­ния имеет щебеночное, гравийное и каменное покрытия. Внут­рихозяйственные дороги в основном - про филированные грун­товые. По сравнению с автомобильными дорогами с твердым покрытием (асфальтобетон и цементобетон) себестоимость пере­возок по профилированным грунтовым дорогам, находящимися в хорошем состоянии, выше в 2 раза, расход топлива выше в 1,54 раз, а по грунтовым дорогам во влажном состоянии соот­ветственно эти показатели значительно выше.

Отставание дорожного строительства не только ухудшает условия эксплуатации машин, но и оказывает отрицательное влияние на социальное развитие села. В республике в послед­ние годы увеличивается общая протяженность дорог, в том чис­ле и с твердым покрытием.

 

 

 

 

1.3. Повышение уровня самофинансирования агросервисных предприятий и технической оснащенности сельскохозяйственного производства

Актуальной проблемой финансового оздоровле­ния организаций агропромышленного комплекса является повышение уровня самофинансирования как агросервисных, так и других предприятий. В этой связи разработаны предложения по установ­лению оптимального размера рентабельности аг­росервисным предприятиям, обеспечивающего не­обходимый уровень их самофинансирования и по­вышение на этой основе технической оснащеннос­ти сельскохозяйственного производства.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на принимаемые меры по восстановлению и развитию технического потенциала АПК, техническая оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет около 50% от нор­мативной и имеет тенденцию к снижению. Так, на­пример, поступление основных видов сельскохозяй­ственных машин меньше их выбытия в 1,5-2,0 раза. Износ активной части основных фондов во многих сельскохозяйственных организациях превысил 80%.

В этих условиях важно восстановить техничес­кий потенциал сельского хозяйства на основе его перевооружения машинами качественно нового по­коления, которые должны обеспечить существенный рост производительности труда, экономию топлива, энергии и в конечном итоге реализовать наиболее перспективные технологии производства продукции, сделать ее конкурентоспособной на внешнем рын­ке, а также путем создания развитой сферы произ­водственно-технических услуг для сельскохозяй­ственных товаропроизводителей на основе форми­рования и функционирования эффективной рыноч­ной системы агросервиса.

В этой связи техническое перевооружение и об­новление машинно-тракторного парка (МТП) сельс­кохозяйственного производства должно осуществ­ляться как за счет государственных бюджетных средств, выделяемых под соответствующие про­граммы, так и за счет собственных финансовых ре­сурсов сельскохозяйственных организаций. Так, на­пример, в соответствии с Государственной Програм­мой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Бела­русь от 25 марта 2005 г. № 150, для совершенство­вания технологий производства сельскохозяйствен­ной продукции, выполнения в научно обоснованные сроки комплекса работ в растениеводстве и живот­новодстве предусматривается оптимизировать структуру МТП и обеспечить к 2010 г. потребность в тракторах в количестве 73,9 тыс. физических еди­ниц, в зерноуборочных комбайнах - 14,5, в кормо­уборочных комбайнах - 6,5, в зерноочистительно-су­шильных комплексах - 4 тыс. ед. Кроме того, пред­стоит освоить производство и поставить сельскому хозяйству в 2005-2010  гг. не менее 40 новых универ­сальных машинных комплексов для гребневой тех­нологии возделывания картофеля с междурядьями 70 и 90 см ; не менее 50 высокопроизводительных свеклоуборочных комплексов нового поколения для прямой уборки сахарной свеклы; 200-220 универсаль­ных мобильных раздатчиков кормов, 140-160 – новых автоматизированных установок для доения коров  в залах при беспривязном их содержании и 350-400 ед. энергосберегающего холодильного оборудования с рекуперацией тепла; по 50-100 комплектов современного станочного оборудования для комплексов по вы­ращиванию свиней, по 15-20 комплектов систем авто­матической раздачи кормов и поддержанию микрокли­мата; по 10-15 комплектов клеточного оборудования для содержания кур-несушек, напольного оборудова­ния для выращивания бройлеров с системой микро­климата, инкубаторов-контейнеров для вывода цып­лят и других технических средств.

Реализация мероприятий по техническому пере­оснащению сельскохозяйственного производства позволит обеспечить рост производительности тру­да не менее чем в 1,4 раза, снизить удельный рас­ход материальных и энергетических ресурсов в 1,1 - 1,5 раза, существенно повысить комфортность работы механизаторов.

В целом для технического переоснащения сель­скохозяйственного производства на 2005-2010 гг. в соответствии с Программой возрождения и развития села с различных источников финансирования будет направлено 5,5 трлн. руб. капитальных вложений. От­сюда очень важным является повышение уровня са­мофинансирования как агросервисных, так и других организаций агропромышленного комплекса.

Исследования и практика показывают, что на со­временном этапе развития рынка ресурсов и произ­водственно-технических услуг необходимый уровень рентабельности для агросервисных предприятий, обеспечивающий их самофинансирование, целесооб­разно устанавливать дифференцированно, в зависи­мости от вида производственной деятельности, объе­мов, номенклатуры, сложности и качества выполняе­мых работ:

● механизированные работы (почвообработка, посев, уборка зерновых, заготовка сенажа, силоса, агрохи­мическое обслуживание и др. виды сельскохозяйствен­ных работ, выполняемые в соответствии с технологи­ческими нормами (технологическими регламентами)). Необходимый уровень рентабельности при этом дол­жен составлять 10%;

● ремонтные мастерские и ремонтные заводы, где в настоящее время износ производственного оборудо­вания составляет 70-80%, что влияет на конечный ре­зультат сельскохозяйственного производства как кос­венно, так и напрямую. В этой связи уровень рента­бельности для их самофинансирования должна быть не ниже 25%;

● станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) и станции технического обслуживания тракто­ров (СТОТ). Для их эффективного функционирования на основе самоокупаемости и самофинансирования уровень рентабельности должен составлять 20%;

● станции технического обслуживания оборудования животноводческих ферм (СТОЖ), передвижные меха­низированные колонны (ПМК), бригады по энергети­ческому обеспечению и обслуживанию водозаборных скважин должны иметь уровень рентабельности, обес­печивающий их самофинансирование, в размере 25%;

          ● материально-техническое обеспечение сельскохо­зяйственных товаропроизводителей. Необходимый

    уровень рентабельности - не более 10%, а для других потребителей размер рентабельности можно                       устанав­ливать в пределах 30%;

          ● уровень рентабельности, обеспечивающий само­финансирование автотранспортных услуг; должен составлять 20%;

          ● дилерские центры по гарантийному и послегаран­тийному обслуживанию сельскохозяйственной техни­ки. Необходимый уровень рентабельности - 25%;

          ● другие промышленные производства (производ­ство промышленных товаров, оборудования и машин).

Для таких производств уровень рентабельности дол­жен составлять не ниже 40%.

Необходимо подчеркнуть, что для обеспечения со­ответствующего уровня рентабельности по перечис­ленным выше производствам и видам выполняемых работ накладные расходы должны составлять не выше400%. С учетом рекомендуемых нормативов необхо­димого уровня рентабельности по всем видам деятель­ности (кроме других промышленных производств) средняя совокупная рентабельность агросервисных предприятий должна составить порядка 20-25%, что обеспечит их эффективное функционирование.

Выполнение запланированных программных пока­зателей по техническому переоснащению сельскохо­зяйственного производства на 2005-2010 гг. требует так­же активизации инновационной деятельности в сфере производственно-технического обслуживания агропро­мышленного комплекса. В этой связи приоритетными направлениями реализации инновационной политики в РО "Белагросервис" в ближайшей перспективе долж­ны быть:

● создание сети современных машинно-технологи­ческих станций, обеспечивающих применение новых высокоинтенсивных технологий, позволяющих суще­ственно повысить производительность труда, снизить издержки на производство сельскохозяйственной про­дукции;

● повышение эффективности функционирования действующих механизированных отрядов в составе райагросервисов на основе оптимизации их состава машинно-тракторного парка, внедрение новых форм использования машинных агрегатов и совершенство­вания производства и управления;

● развитие вторичного рынка подержанной техники;

              ● внедрение диагностической системы технических уходов и ремонтов машин, агрегатов и узлов по по­требности с заменой полнокомплектных узлов;

● организация региональных технических центров, развитие фирменных дилерских сетей для комплекс­ного обеспечения сбыта и технического сервиса про­изводимой сельскохозяйственной техники в гарантий­ный и послегарантийный периоды эксплуатации;

● повышение качества ремонта узлов и агрегатов машин на базе новых технологий и оборудования для ремонта, обеспечивающих повышение ресурса отре­монтированных узлов и агрегатов до 100% уровня от ресурса новых. Для чего необходимо предусмотреть развитие предприятий специализированного ремонта узлов и агрегатов, обеспеченных высокоточным обо­рудованием, оснасткой и квалифицированными кад­рами;

Информация о работе Повышение эффективности функционирования деятельности агросервисных предприятий АПК