Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:33, курсовая работа
Цель работы: цель работы состоит в изучении порядка и сроков выдачи заработной платы, а также их особенностей в белорусском законодательстве.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия заработной платы, ее видов и аспектов;
2) Определить порядок и сроки выдачи заработной платы;
3) Проанализировать особенности порядка и сроков выдачи заработной платы для отдельных категорий трудящихся;
Страница
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие, принципы и сущность заработной платы…………..6
1.1 История развития правового регулирования
заработной платы в БССР…………………………………………....6
1.2 Понятие и сущность заработной платы в
Республике Беларусь…………………………………………………9
2. Порядок и сроки выдачи заработной платы …………………14
2.1 Сроки и периодичность выплаты заработной
платы……………………………………………………………....…..14
2.2 Формы выплаты заработной платы………………………..17
2.3 Выплата заработной платы работникам
из кассы организации……………………………………………....18
2.4 Индексация заработной платы………………………….…..19
3. Особенности порядка и сроков выдачи
заработной платы, для отдельных категорий трудящихся……………………………….…………………………..23
3.1 Порядок выплаты заработной платы
лицам находящимся за границей, а также
иностранным гражданам, находящимся
на территории Республики Беларусь………………………….....23
3.2 Порядок выплаты заработной платы
лицам работающим на территориях,
пострадавшим от радиоактивного загрязнения……………….25
3.3 Порядок выплаты заработной платы
работникам, находящимся в командировке………………….26
Заключение………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………...30
Министерство образования Республики Беларусь
Витебский филиал УО ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений»
Кафедра гражданских и
уголовно-правовых дисциплин
Курсовая работа
На тему: Порядок и сроки выдачи заработной платы
Студента, ( курс, группа) ________________ (Ф.И.О.)
Руководитель
(должность)
(дата)
Содержание
Страница
Введение…………………………………………………………
заработной платы в БССР…………………………………………....6
Республике Беларусь…………………………………………………9
платы……………………………………………………………..
из кассы
организации……………………………………………..
2.4 Индексация заработной платы………………………….…..19
заработной
платы, для отдельных категорий трудящихся……………………………….…………………
лицам находящимся за границей, а также
иностранным гражданам, находящимся
на территории Республики Беларусь………………………….....23
лицам работающим на территориях,
пострадавшим
от радиоактивного загрязнения…
работникам, находящимся в командировке………………….26
Заключение……………………………………………………
Список использрванных источников………………………………...30
Введение
Одной из наиболее приорететных сфер развития всякого государства является экономика, а также экономическое благосостояние каждого, отдельно взятого гражданина. Республика Беларусь в этом плане не является исключением. Ведь для успешного и устойчивого развития экономики среди прочего, требуется стабильное производство товаров, а также их продажа и потребление. Для любого предприятия одним из важнейших факторов, для создания товара, является труд. Именно стабильный, высококвалифицированный труд зачастую обеспечивает предприятие высококачественным товаром, обеспечивая тем самым прибыль. Но как заинтересовать работников в качественном труде? Ведь интересы нанимателя и работников не всегда совпадают. Наниматель заинтересован получить продукт по наименьшей себестоимости, а работник заинтересован получить за свой труд наибольшее количество благ. Решение данной задачи взяло на себя государство, закрепив возможность договориться используя институт социального партнерства, в котором государство выступает гарантом, контролером, арбитром и законодателем.
Государство будучи законодателем
в сфере социального
Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков, а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот, начисленных в денежных и натуральных формах, независимо от источников финансирования, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время, такое как: ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное. Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников всех организационно-правовых форм устанавливаются законодательством. Все это позволяет судить о том, что в целом отношения по поводу размера и составляющих заработной платы законодательно урегулированы и согласованы между нанимателем и работниками.
В таких условиях наиболее актуальным становится изучение порядка и сроков выдачи заработной платы. Обусловлено это тем, что являясь, одним из важнейших и часто задаваемых, вопросом, он остается малоосвещенным по сравнению с вопросами по поводу размеров и способов оплаты.
Цель работы: цель работы состоит в изучении порядка и сроков выдачи заработной платы, а также их особенностей в белорусском законодательстве.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:
Решение данных задач поможет наиболее полно и верно раскрыть сущность понятия «заработная плата», а также определить порядок и сроки ее выплаты.
Объектом исследования в данной курсовой работе является порядок выдачи зарабоной платы, а также сроки ее выдачи по белорусскому законодательству.
Предметом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с порядком и сроками выдачи заработной платы, а также их особенностями в Республике Беларусь.
При написании данного курсового проекта используются следующие методы: сравнительно-правовой, исторический, а также методы анализа и синтеза. Данные методы позволят наиболее полно изучить понятие «заработная плата», а также установить порядок и сроки выдачи заработной платы.
В качестве научной базы
для курсовой работы были использованы
следующие источники: во-первых, труды
белорусских ученых-юристов; во-вторых
нормативные акты Республики Беларусь
в области регулирования
Все это позволит наиболее полно раскрыть порядок выдачи заработной платы и решить задачи поставленные курсовым проектом.
Прежде всего чрезвычайно важно определиться, на каких концептуальных и фундаментальных направлениях должно строиться правовое регулирование трудовых отношений в области порядка и сроков выдачи заработной платы для этого необходимо раскрыть сущность данного понятия, объяснить ее значение.
Значение и сущность какого-либо явления можно раскрыть лишь с помощью изучения развития этого явления в истории государства. Поэтому не удивительно, что прежде чем, рассмотреть значение понятия заработной платы, мы обратимся к истории ее развития в Белорусской Советской Социалистической Республике. Следует отметить, что уже в ту пору законодатели БССР начали перенимать законодательство РСФСР. В Белорусской Советской Энциклопедии по этому поводу приведено следующее выражение: «В строительстве новой государственной власти Советы Белоруссии использовали опыт РСФСР»[1,209]. Это касалось применения и нормативных актов РСФСР в области трудовых правоотношений.
КЗоТ РСФСР 1918 г. предусматривал раздел VI «О вознаграждении за труд». В соответствии со статьей 10 Кодекса все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы. В вознаграждение за труд включались выплаты за проделанную работу, а также иные выплаты (вознаграждение, которое сохраняется за трудящимся во время использования отпуска; за время неисполнения работы, вызванного причинами, от трудящегося не зависящими). КЗоТ закреплял ограничения по максимальному размеру заработной платы. Запрещались дополнительные вознаграждения трудящимся независимо от того, производилась ли выплата в одном или нескольких местах применения труда. Централизованное регулирование оплаты труда обеспечивалось обязательным утверждением тарифов отделами НКТ. Размер вознаграждения не должен был быть ниже прожиточного минимума.
Общее положение о тарифе, утвержденное СНК от 17 июня 1920 г., устанавливало, что оплата всех рабочих и служащих, как государственных, так и частных предприятий, производится по тарифам, утверждаемым Наркомтрудом РСФСР. Кроме того, этот нормативный правовой акт предусматривал предельные расценки и уравнивал заработную плату мужчин и женщин за одинаковый труд.
Следующим этапом развития законодательства о труде, регулирующее отношения по поводу заработной платы, стало принятие КЗоТа РСФСР 1922 г. В этом Кодексе законодатель отказался от чрезмерной централизации в правовом регулировании оплаты труда и принципа уравнительности. Согласно ст. 27 КЗоТ в определении понятия трудового договора закреплялось положение о «предоставлении рабочей силы нанимателю за вознаграждение». Согласно ст. 58 КзоТ размер вознаграждения за труд определялся коллективными и трудовыми договорами и не должен был быть ниже установленного государственного минимума по регионам (тарифным поясам). КЗоТ предусматривал, что размер вознаграждения трудящимся не может быть ниже общеобязательного минимума, определяемого государственными органами.
Договорное регулирование заработной платы, предусмотренное в ст. 58 КЗоТ РСФСР 1922 г., означало, что советское государство не устанавливает размеры ставок в оплате труда рабочих и служащих. Вместе с тем централизованное регулирование заработной платы все-таки сохранялось, ибо советское государство осуществляло общее руководство организацией заработной платы (принимало нормативные правовые акты, устанавливающие пределы ставок, проводило контроль за правильностью установления и применения тарифов по оплате труда), в плановом порядке создавало фонды оплаты труда по отраслям народного хозяйства и этим обусловливало направленность коллективно-договорного регулирования.
Вопрос о необходимости перехода от договорного метода регулирования заработной платы к государственному ее нормированию был поставлен на VII Всесоюзном съезде профсоюзов (декабрь 1926 г.). В дальнейшем не только планирование, но и регулирование заработной платы стало проводиться непосредственно органами советского государства, как правило, в централизованном порядке на основе общесоюзного законодательства, без внесения изменений в ст. 58 КЗоТ 1922 г., т. е. возникшая ситуация самым тесным образом связана с преобладающим на определенном этапе развитием общесоюзного законодательства об оплате труда. Важнейшие вопросы регулирования и организации заработной платы стали решаться не нормами КЗоТ, а общесоюзными нормативными правовыми актами. Из числа этих актов можно назвать акты, имеющие основополагающее значение, как то: постановление СНК СССР от 3 декабря 1932 г. о запрещении пересмотра на местах без разрешения Правительства СССР установленных в централизованном порядке размеров заработной платы; постановление СНК СССР от 4 июня 1938 г., предусматривающие полномочия и функции государственных органов при регулировании заработной платы, ряд актов об упорядочении заработной платы в различных отраслях народного хозяйства; постановление Совета Министров ССС от 14 февраля 1958 г. о назначении персональных окладов [2, 92–93, 96].
Изменения произошли только с проведением хозяйственной реформы 60-х гг. 20го столетия. В это время за предприятиями было закреплено право разрабатывать и утверждать положения о премировании, на основании типовых положений, и о выплате вознаграждения по итогам работы предприятия за год, а также предоставлена возможность конкретизировать установленные в централизованном порядке условия оплаты труда. Таким образом, функцию правового регулирования стало осуществлять не только государство, но и предприятие в соответствии с предоставленными им правами. КЗоТ БССР принятый 23 июня 1972 г. как и предыдущие не предусматривал понятия заработной платы. В Кодексе устанавливались три категории: «заработная плата», «оплата труда» и «заработок». Согласно ст. 37 КЗоТ нормирование заработной платы осуществлялось государством с участием профессиональных союзов, в последствии данная статья была исключена. Оплата труда рабочих производилась на основе тарифных ставок, утверждаемых в централизованном порядке, а оплата труда служащих на основе схем должностных окладов, также утверждаемых в централизованном порядке. Таким образом, КзоТ 1972 г. отражал в основном метод государственного нормирования заработной платы. В Конституции БССР от 1978 года статье 13 говорится о том, что основой личной собственности граждан являются их трудовые доходы[3]. Таким образом, в этот период времени законодательство регулирующее отношения по поводу заработной платы имело весьма негибкий характер, основой денежной компенсации за труд составлял оклад. Результатом чего стало слабая заинтересованность трудящихся в собственном труде, попытки повышения которой осуществлялось за счет активной пропагандистсокй политики и насаживания идеологии.