Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:41, курсовая работа
Цель работы: провести анализ сущности оплаты труда на предприятии; проследить, как оплата труда влияет на экономику; выявить особенности осуществления планирования средств на оплату труда; определить основные проблемы данной темы; рассмотреть инструменты регулирования заработной платы; дать оценку и провести сравнительную характеристику эффективности государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические, наблюдения.
Исследования и разработки: разработка мер по регулированию неравенства доходов возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, определять результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.
1.Организация оплаты труда в РБ 4
1.1 Экономическое значение важнейших элементов оплаты труда 4
1.2. Организация заработной платы 9
1.3. Совершенствование организации оплаты труда на основе зарубежного опыта 13
2.Необходимость и возможность регулирования оплаты труда на современном этапе развития рыночной экономики в Беларуси 18
2.1. Механизм регулирования оплаты труда 18
2.2 Оплата труда в Республике Беларусь: динамика, состояние, проблемы 23
3. Направления совершенствования оплаты труда в РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложение А 33
Приложение Б 34
· не допускать дискриминации среди работников и субъектов хозяйствования в отношении заработной платы.
Практическая реализация функций государственного регулирования выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:
1) минимальной заработной платы (МЗП);
2) минимального потребительского бюджета (МБП);
3) бюджета прожиточного минимума (БПМ);
4) индексации заработной платы;
5) разработки и утверждения Единой тарифной системы (ЕТС). [12]
Минимальная заработная плата (МЗН) — государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.
В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные выплаты.
Размер МЗП определяется Советом Министров PБ в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной MЗП и социальными нормативами (МПБ, БПМ). МЗП не будет использоваться и качестве норматива для расчета размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей
Минимальный потребительский
бюджет (МПБ) — представляет собой
расходы на приобретение набора потребительских
товаров и услуг для
МПБ включает такой набор
товаров и услуг, в ценах реальных
закупок, который представляет уровень
и структуру потребления
Структура потребительской корзинки:
· расходы на питанье;
· одежда, белье, обувь;
· лекарства, предметы санитарии и гигиены;
· мебель, предметы культурно-бытового назначения;
· жилье, коммунальные услуги;
· культурно-просветительские мероприятий, отдых;
· бытовые услуги, транспорт, связь;
· содержание детей в детском дошкольном учреждении;
· обязательные платежи, взносы.
Для стоимостной оценки потребительской корзины используются средние цены покупок товаров и услуг с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке.
В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень обеспеченности которыми достиг и превышает 70% среди всего населения. Параметры МБП пересматриваются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза за квартал.
Индексация заработной платы (дохода) — метод компенсации уменьшения доходов граждан в случае повышения цен, ведущих к снижению уровня жизни.
Индексация заработной платы производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%.
Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством РБ. [14, с.187]
Заработная плата является одним из показателей обеспечения достойного уровня жизни граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение А, Рис. А1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2009гг. в номинальном выражении в белорусских рублях и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах — 456,4 долларов — средняя зарплата достигла в декабре 2010 года.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. составила 2 880,6 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 0,1%, или на 2,9 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. уменьшилась на 2,7%, по сравнению с декабрем 2011 г. – на 1,8%. (Приложение Б)
В январе 2012 г. в большинстве организаций республики (68,2%, без учета микроорганизаций и малых организаций негосударственной формы
собственности) уровень заработной платы составил от 2 до 3 млн. рублей.
В бюджетных организациях
номинальная начисленная
Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня — и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве.
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей. Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216, предусмотрено установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже размера минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало года в целях обеспечения её уровня не менее трети от средней заработной платы за отчётный период.
Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь
от 9 декабря 2011 г. № 1666 «Об установлении
размера минимальной
Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда, была определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).
В целях реализации положений
подпунктов 7.1 и 7.2 пункта 7 Директивы
№ 4 принят Указ Президента Республики
Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых
мерах по совершенствованию
придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) и расширение прав субъектов предпринимательской деятельности в части формирования условий оплаты труда их работников;
расширение прав нанимателей в вопросах повышения тарифных ставок (окладов) работников и установления выплат стимулирующего характера;
упорядочение действующей нормативной правовой базы, регулирующей условия оплаты труда.
Необходимо отметить, что нормы Указа не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников, а предоставляют нанимателю право выбора определять её либо на основе ЕТС, либо без нее.
Помимо придания рекомендательного характера применению ЕТС новизна норм Указа заключается в:
установлении единого норматива в размере 80 процентов средств направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении только организаций-монополистов, что будет соответствовать положениям пункта 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на их продукцию;
создании условий для
повышения тарифных ставок (окладов)
работников в зависимости от эффективности
хозяйствования и в пределах имеющихся
финансовых возможностей для всех субъектов
предпринимательской
Предоставление нанимателю права выбора определять оплату труда работников либо на основе ЕТС, либо без нее будет способствовать:
формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования;
обеспечению прозрачности и простоты начисления заработной платы, устанавливая её уровень в зависимости от вклада каждого конкретного работника в конечные результаты деятельности организации, что повысит инициативу, качество и производительность труда;
привлечению и удержанию
высококвалифицированных
улучшению инвестиционной привлекательности
для иностранных инвесторов в
связи с предоставлением
внедрению в республике прогрессивного мирового опыта в области мотивации оплаты труда. [17]
В условиях рыночной экономики произошли заметные изменения в оплате, которая ставится в зависимость не только от результатов труда работников, но и от эффективности деятельности производственных подразделений.
Оплата труда - это заработок, рассчитанный, как правило, в денежном выражении, который по трудовым договорам собственник или уполномоченный им орган выплачивает за выполненную работу или предоставленные услуги[12, с.56].
Оплата труда работников производится в виде заработной платы и устанавливается каждым предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и особенностей производственного процесса. Однако основные принципы организации заработной платы, в том числе и начисление средней заработной платы, являются общими для предприятий всех форм собственности и оговариваются в кодексе законов о труде Республике Беларусь.
Предприятие должно обеспечивать точный расчет оплаты труда каждого работника в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, действующими формами и системами его оплаты.
Предприятие самостоятельно,
но в соответствии с законодательством,
устанавливает штатное
Учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Заработная плата является основным источником доходов работников фирмы, предприятия.
Трудовые доходы работника определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных итогов деятельности предприятия или фирмы. Они регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда устанавливается законодательством.
Величина оплаты труда зависит от ряда социально-производственных факторов.
Анализ положения, сложившегося в стране с оплатой труда, оценка тенденций формирования последней в среднесрочной перспективе свидетельствуют о крайне несовершенных методах ее регулирования при помощи, как договорных механизмов, так и государственных (нормативных, налоговых и бюджетных) методов.
Социальные процессы в
современной Белоруссии носят сложный
и зачастую противоречивый характер.
Положительные тенденции
Главное условие проведения
экономических и социальных реформ
- их системность. Многочисленные факты
свидетельствуют о том, что, например,
невозможно реформировать пенсионную
систему или систему
В условиях катастрофически высокой поляризации доходов населения важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.
Одним из самых значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.