Понятие оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: провести анализ сущности оплаты труда на предприятии; проследить, как оплата труда влияет на экономику; выявить особенности осуществления планирования средств на оплату труда; определить основные проблемы данной темы; рассмотреть инструменты регулирования заработной платы; дать оценку и провести сравнительную характеристику эффективности государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические, наблюдения.
Исследования и разработки: разработка мер по регулированию неравенства доходов возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, определять результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.

Оглавление

1.Организация оплаты труда в РБ 4
1.1 Экономическое значение важнейших элементов оплаты труда 4
1.2. Организация заработной платы 9
1.3. Совершенствование организации оплаты труда на основе зарубежного опыта 13
2.Необходимость и возможность регулирования оплаты труда на современном этапе развития рыночной экономики в Беларуси 18
2.1. Механизм регулирования оплаты труда 18
2.2 Оплата труда в Республике Беларусь: динамика, состояние, проблемы 23
3. Направления совершенствования оплаты труда в РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложение А 33
Приложение Б 34

Файлы: 1 файл

Оплата труда..docx

— 145.53 Кб (Скачать)

· не допускать дискриминации  среди работников и субъектов  хозяйствования в отношении заработной платы.

 

Практическая реализация функций государственного регулирования  выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:

 

1) минимальной заработной платы (МЗП);

2) минимального потребительского  бюджета (МБП);

3) бюджета прожиточного минимума (БПМ);

4) индексации заработной  платы;

5) разработки и утверждения  Единой тарифной системы (ЕТС). [12]

 

Минимальная заработная плата (МЗН) — государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных  выплат работнику нанимателем в  течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.

В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные  выплаты.

Размер МЗП определяется Советом Министров PБ в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между  размером месячной MЗП и социальными  нормативами (МПБ, БПМ). МЗП не будет  использоваться и качестве норматива  для расчета размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) — представляет собой  расходы на приобретение набора потребительских  товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

МПБ включает такой набор  товаров и услуг, в ценах реальных закупок, который представляет уровень  и структуру потребления минимально допустимые при достигнутом состоянии  экономического развития страны. Для  определения минимального потребительского бюджета определяют минимальную  материальную обеспеченность, натурально-вещественной формой которой является потребительская  корзинка. [13, с.112]

 

Структура потребительской  корзинки:

· расходы на питанье;

· одежда, белье, обувь;

· лекарства, предметы санитарии и гигиены;

· мебель, предметы культурно-бытового назначения;

· жилье, коммунальные услуги;

· культурно-просветительские мероприятий, отдых;

· бытовые услуги, транспорт, связь;

· содержание детей в детском  дошкольном учреждении;

· обязательные платежи, взносы.

 

Для стоимостной оценки потребительской  корзины используются средние цены покупок товаров и услуг с  учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном  рынке.

В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень обеспеченности которыми достиг и превышает 70% среди всего населения. Параметры МБП пересматриваются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза за квартал.

Индексация заработной платы (дохода) — метод компенсации  уменьшения доходов граждан в  случае повышения цен, ведущих к  снижению уровня жизни.

Индексация заработной платы  производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный  нарастающим итогом с момента  предыдущей индексации, превышает 5%.

Индексация заработной платы  осуществляется на величину индекса  потребительских цен по шкале  нормативов, устанавливаемой Правительством РБ. [14, с.187]

 

2.2 Оплата труда в Республике Беларусь: динамика, состояние, проблемы

 

Заработная плата является одним из показателей обеспечения  достойного уровня жизни граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение А, Рис. А1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2009гг. в номинальном выражении в белорусских рублях  и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах — 456,4 долларов — средняя зарплата достигла в декабре 2010 года.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. составила 2 880,6 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 0,1%, или на 2,9 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. уменьшилась на 2,7%, по сравнению с декабрем 2011 г. – на 1,8%. (Приложение Б)

В январе 2012 г. в большинстве  организаций республики (68,2%, без  учета микроорганизаций и малых организаций негосударственной формы

собственности) уровень заработной платы составил от 2 до 3 млн. рублей.

В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2012 г. составила 2 515,1 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 17,4%, или на 373,3 тыс. рублей. Реальная заработная плата в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. Уменьшилась на 5,1%, по сравнению с декабрем 2011 г. – увеличилась на 15,2%.[15]

      Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня — и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве. 

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются  ежегодно исходя из потребностей работника  в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также  нанимателей. Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216, предусмотрено установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже размера минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало года в целях обеспечения её уровня не менее трети от средней заработной платы за отчётный период.

 Постановлением Совета  Министров Республики Беларусь  от 9 декабря 2011 г. № 1666 «Об установлении  размера минимальной заработной  платы» с 1 января 2012 г. месячная  минимальная заработная плата  установлена в размере 1000000 руб., часовая – 5930 рублей. [16]

 

 

3. Направления совершенствования  оплаты труда в РБ

 

Необходимость исключения излишнего  регулирования рынка труда, была определена положениями Директивы  Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской  инициативы и стимулировании деловой  активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).

В целях реализации положений  подпунктов 7.1 и 7.2 пункта 7 Директивы  № 4 принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых  мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ), которым  предусмотрено:

 

придание рекомендательного  характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) и расширение прав субъектов предпринимательской  деятельности в части формирования условий оплаты труда их работников;

 

расширение прав нанимателей  в вопросах повышения тарифных ставок (окладов) работников и установления выплат стимулирующего характера;

 

упорядочение действующей  нормативной правовой базы, регулирующей условия оплаты труда.

 

Необходимо отметить, что  нормы Указа не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда  работников, а предоставляют нанимателю право выбора определять её либо на основе ЕТС, либо без нее.

Помимо придания рекомендательного  характера применению ЕТС новизна  норм Указа заключается в:

 

установлении единого норматива в размере 80 процентов средств направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении только организаций-монополистов, что будет соответствовать положениям пункта 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на их продукцию;

 

создании условий для  повышения тарифных ставок (окладов) работников в зависимости от эффективности  хозяйствования и в пределах имеющихся  финансовых возможностей для всех субъектов  предпринимательской деятельности, в том числе и государственной  формы собственности. При этом будут сохранены условия их повышения, предусмотренные законодательством (своевременные расчёты по налогам и иным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, а также отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам).

 

Предоставление нанимателю права выбора определять оплату труда  работников либо на основе ЕТС, либо без  нее будет способствовать:

 

формированию рыночных стимулов для повышения инновационной  активности всех субъектов хозяйствования;

 

обеспечению прозрачности и  простоты начисления заработной платы, устанавливая её уровень в зависимости  от вклада каждого конкретного работника  в конечные результаты деятельности организации, что повысит инициативу, качество и производительность труда;

привлечению и удержанию  высококвалифицированных специалистов;

 

улучшению инвестиционной привлекательности  для иностранных инвесторов в  связи с предоставлением возможности  самостоятельно определять размеры оплаты труда по категориям работников и в целом структуру системы их стимулирования;

 

внедрению в республике прогрессивного мирового опыта в области мотивации  оплаты труда. [17]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики произошли  заметные изменения в оплате, которая  ставится в зависимость не только от результатов труда работников, но и от эффективности деятельности производственных подразделений.

Оплата труда - это заработок, рассчитанный, как правило, в денежном выражении, который по трудовым договорам собственник  или уполномоченный им орган выплачивает  за выполненную работу или предоставленные  услуги[12, с.56].

Оплата труда работников производится в виде заработной платы и устанавливается  каждым предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и  особенностей производственного процесса. Однако основные принципы организации  заработной платы, в том числе  и начисление средней заработной платы, являются общими для предприятий  всех форм собственности и оговариваются  в кодексе законов о труде  Республике Беларусь.

Предприятие должно обеспечивать точный расчет оплаты труда каждого работника  в соответствии с количеством  и качеством затраченного труда, действующими формами и системами  его оплаты.

Предприятие самостоятельно, но в соответствии с законодательством, устанавливает штатное расписание, формы и системы оплаты труда, премирования. Учет труда и заработной платы - один из самых важных и сложных  участков работы, требующих точных и оперативных данных, в которых  отражается изменение численности  работников, затраты рабочего времени, категории работников, производственных затрат[8, с.56].

Учет труда и заработной платы занимает одно из центральных  мест во всей системе учета на предприятии. Заработная плата является основным источником доходов работников фирмы, предприятия.

Трудовые доходы работника  определяются его личным трудовым вкладом  с учетом конечных итогов деятельности предприятия или фирмы. Они регулируются налогами и максимальными размерами  не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда устанавливается законодательством.

Величина оплаты труда  зависит от ряда социально-производственных факторов.

Анализ положения, сложившегося в стране с оплатой труда, оценка тенденций формирования последней  в среднесрочной перспективе  свидетельствуют о крайне несовершенных  методах ее регулирования при  помощи, как договорных механизмов, так и государственных (нормативных, налоговых и бюджетных) методов.

Социальные процессы в  современной Белоруссии носят сложный  и зачастую противоречивый характер. Положительные тенденции стабилизации уровня жизни населения, наблюдающиеся  в последние четыре года, еще не позволили достичь даже достаточно низкого дореформенного уровня доходов  населения[11, с.45].

Главное условие проведения экономических и социальных реформ - их системность. Многочисленные факты  свидетельствуют о том, что, например, невозможно реформировать пенсионную систему или систему регулирования  рынка труда, оставляя в «замороженном  виде» ПМ, не приводя систему оплаты труда к цивилизованному виду.

В условиях катастрофически  высокой поляризации доходов  населения важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению  доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.

Одним из самых значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.

Информация о работе Понятие оплаты труда