Понятие финансовых ресурсов и системы управления ими

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка, прежде всего, является получение дохода. Все источники дохода составляют финансовые ресурсы предприятия, которые используются для выполнения финансовых обязательств перед банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров; осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств; оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий; финансирования других затрат.

Файлы: 1 файл

экономика предприятия курсач.docx

— 106.50 Кб (Скачать)

Снижение зарплаты – это ещё одна радикальная мера. Однако она должна найти понимание среди сотрудников компании, правда, для этого необходимо провести разъяснительные беседы с людьми. Необходимо дать людям понять, что без принятия экстренных мер бизнес остановится, и им придется снова ходить на собеседования в поисках работы, за которую, скорее всего, платить будут меньше. Сотрудники должны понимать, что уровень жизни снизился повсеместно. За те же деньги теперь нужно работать больше или эффективнее. Идеальным решением было бы равномерное снижение уровня оплаты труда на всех должностных уровнях, от высшего менеджмента до рядового исполнителя. Как вариант можно уменьшить долю оклада и увеличить процент от реализации в составе оплаты труда. Такая мера будет хорошим мотивирующим фактором.

Всем известно, что эффективность рекламы весьма сложно поддается оценке. Именно по этой причине, средства, выделяемые на проведение рекламных кампаний, очень часто расходуются нерационально, либо реклама оказывается неэффективной. В здоровой экономической ситуации эти огрехи не столь ощутимы, как во время кризиса. Рекламный бюджет всегда можно сократить, отказавшись от тех каналов распространения рекламы, которые недостаточно таргетированны, которые имеют слишком высокую стоимость контакта с целевой аудиторией. Полный отказ от рекламы лишь усугубит ситуацию, повлияв на объемы продаж. Стоит также рассмотреть возможности запуска нетрадиционной рекламы, которая в большинстве случаев имеет низкую стоимость, а при грамотной разработке приносит весьма ощутимый положительный результат. К таким видам рекламы можно отнести рекламу в Интернет, в том числе вирусную рекламу, партизанскую рекламу.

Выполнение некоторых функций, например, ведение бухучета, транспортные перевозки или уборка территории и помещений, можно доверить специализированным фирмам со стороны, чтобы отпала необходимость в содержании специалистов, оборудования, транспорта, спецтехники и т.д. Это позволит снизить расходы на зарплату и уплату налогов. В большинстве случаев такой вариант сотрудничества себя оправдывает, так как фирма-аутосорсер может выполнить работу гораздо лучше за те же деньги (или дешевле).

2. Характеристика  и оценка управления финансовыми  ресурсами ОАО «СИБУР – минеральные  удобрения»

ОАО «СИБУР – Минудобрения» создано в октябре 2006 года на базе активов по производству минеральных удобрений группы «СИБУР». Компания является 100%-ным дочерним предприятием ОАО «СИБУР Холдинг». Основа бизнеса компании – производство и реализация продуктов переработки природного газа. «СИБУР – Минудобрения» производит все основные виды азотных удобрений для аграрного комплекса, капролактам для химической промышленности. Производственные активы ОАО «СИБУР – Минудобрения» сосредоточены в восточной части России – в непосредственной близости от крупнейших предприятий отечественной горнорудной промышленности – потребителей аммиачной селитры промышленного назначения, и быстрорастущих азиатских рынков. Реализуя преимущества территориальной близости к наиболее перспективным потребителям, «СИБУР – Минудобрения» поддерживает эффективный баланс экспортных и внутренних поставок, максимально используя возможности и потенциал внешнего и российского рынков сбыта. «СИБУР – Минудобрения» входит в пятерку крупнейших производителей азотных удобрений СНГ и является крупнейшим поставщиком аммиачной селитры и карбамида российским промышленным потребителям.

Рис. 1 Доля компании «СИБУР – Минудобрения» на рынке

 

По итогам первого года своего существования компания продемонстрировала очень хорошие результаты, заложив прочный фундамент для своего дальнейшего развития. Выручка выросла на 27%, показатель EBITDA увеличился более чем в 3 раза и приблизился к 3 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA увеличена с 8% в 2006 году до 21% в 2007 году. В сегменте минеральных удобрений – основном бизнесе компании – рентабельность по операционной прибыли превысила 33%. Выпуск продукции в 2007 году увеличен в среднем на 12–18% по сравнению с 2006 годом.

Рис. 2 Производственные мощности компании «СИБУР – минудобрения» в 2007 году

Компания работает на динамично развивающемся рынке, рост которого в долгосрочной перспективе обусловлен целым рядом фундаментальных факторов. Рост численности населения в мире, качественное улучшение рациона питания, рост цен на продукты питания, дефицит мировых продовольственных запасов и все большая популярность биологических источников энергии способствуют росту спроса и цен на минеральные удобрения. В 2007 году, в частности, был отмечен серьезный рост цен на все группы минеральных удобрений – азотную, фосфорную, калийную.

Благоприятная конъюнктура мирового рынка минеральных удобрений, безусловно, оказала позитивное влияние на финансовые результаты компании в 2007 году. Значимым фактором роста финансовых показателей стала также планомерная работа над повышением эффективности производства, снижением издержек и сокращением объемов потребления энергоресурсов, тарифы на которые растут опережающими темпами.

Важным итогом работ по модернизации производственного комплекса стало ощутимое снижение норм расхода природного газа в производстве аммиака и карбамида. В 2007 году суммарный эффект от реализации программ энергосбережения, сокращения издержек и модернизации производственных мощностей позволил не только компенсировать негативное влияние роста тарифов естественных монополий, но и обеспечить почти половину годового прироста EBITDA компании.

В 2007 году компания серьезно укрепила свои позиции на внутреннем рынке. «СИБУР – Минудобрения» стала крупнейшим поставщиком аммиачной селитры и карбамида внутри страны, обеспечив в общероссийском объеме продаж 18% и 31% соответственно. На внутреннем рынке компания ориентируется, прежде всего, на промышленного потребителя. Это позволяет компенсировать удаленность производственных площадок от основных сельскохозяйственных регионов РФ, а также высокую сезонность спроса с их стороны.

В экспортной политике компания ориентируется главным образом на азиатские рынки, в непосредственной близости от которых располагаются основные производственные мощности компании, а также на рынки Европы и Южной Америки. Продолжая реализацию стратегии повышения акционерной стоимости компании через улучшение ее операционной эффективности, компания ожидает дальнейшего роста финансовых показателей в 2008 году. По прогнозам компании, показатель EBITDA увеличится более чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом и составит не менее 6 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA в 2008 году ожидается на уровне не менее 30%.

2.1 Финансовая  отчетность

По итогам первого года деятельности «СИБУР – Минудобрения» продемонстрировала очень хорошие финансовые результаты – по всем ключевым показателям достигнут существенный рост.

Таблица 1. Финансовое положение в 2007 году (в млн. руб.)

31.12.2007

Изменение к 01.01.2007

Активы

14 777

20%

Акционерный капитал

7 489

12.9%

Обязательства

7 288

28.5%

Основной долг / акционерный капитал

49%

 

 

Таблица 2. Ключевые финансовые показатели за 2007 год (в млн. руб.)

2007

Выручка

11 546

Операционная прибыль

1 032

EBITDA

2 175

Чистая прибыль

940

Норма прибыли по EBITDA

19%

Денежный поток от операционной деятельности

363


 

Значительное улучшение финансовых показателей объясняется не только ростом цен на минеральные удобрения, но и серьезной работой компании по повышению операционной эффективности. Последовательная реализация программ энергосбережения, снижения норм потребления сырья компенсировала негативный эффект от роста тарифов естественных монополий и прочих затрат и обеспечила суммарный эффект в размере 46% от годового прироста EBITDA.

В 2007 году выручка ОАО «СИБУР – Минудобрения» выросла на 27% по сравнению с 2006 годом. Показатель EBITDA увеличился более чем в 3 раза – до 2,9 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA за год утроилась и достигла 21%.

В сегменте минеральных удобрений, на долю которого приходится 99% EBITDA компании, в отчетном году рентабельность по операционной прибыли превысила 33%. Выручка в секторе минеральных удобрений выросла более чем в 1,5 раза.

Факторы роста финансовых показателей:

1. Благоприятная конъюнктура  рынка минеральных удобрений.

По отдельным группам продуктов мировые цены в 2007 году достигли исторических максимумов. За год цены на аммиак выросли на 21%, на аммиачную селитру – на 76%. Цены на карбамид в 2007 году увеличились на 50%.

2. Увеличение объемов  производства и отгрузки продукции.

Вследствие модернизации производственных мощностей выпуск аммиака в 2007 году увеличился на 12%, карбамида – на 13%, аммиачной селитры – на 18%. Оптимизация форм и структуры сбыта продукции позволила увеличить объемы отгрузки по премиальным направлениям.

3. Реализация программ  повышения эффективности производства.

Мероприятия в рамках реализации программы энергосбережения только на производстве капролактама обеспечили экономию в размере свыше 7,5 млн. рублей. Реализация программы тотальной оптимизации производства принесла дополнительную экономию в размере 13,9 млн. руб.

2.2 Долгосрочная  задолженность покупателей и  заказчиков и прочая дебиторская  задолженность

По состоянию на 31 декабря и 1 января 2007 г. балансовая стоимость долгосрочной дебиторской задолженности составила соответственно 37 млн. руб. и 17 млн. руб., а номинальная стоимость – 83 млн. руб. и 37 млн. руб. соответственно.

В сентябре 2007 года Группа приобрела 3,16% обыкновенных акций ОАО «Минеральные удобрения» (г. Пермь) за 294 млн. руб., что представляет справедливую стоимость этого актива на 31 декабря 2007 г.

Прочие внеоборотные активы включают катализаторы, которые будут использоваться для производственных целей не ранее, чем через 12 месяцев, в сумме 414 млн. руб. и 296 млн. руб. по состоянию на 31 декабря и 1 января 2007 г. соответственно.

В 2007 году компания продлила срок погашения долгосрочных заемных средств на сумму 356 млн. руб., полученных от «АК СИБУР». На 1 января 2007 г. балансовая стоимость этих заемных средств составила 320 млн. руб. при первоначальном сроке погашения в 2007 году. Компания должна погасить данные заемные средства в 2008 году. Краткосрочные заемные средства включают заемные средства, полученные от «СИБУР Холдинга» и ОАО «АК СИБУР», номинальной стоимостью 1 471 млн. руб. и 1 849 млн. руб., балансовая стоимость которых на 31 декабря и 1 января 2007 г. составила 1 325 млн. руб. и 1 666 млн. руб. соответственно.

Номинальная стоимость текущей части долгосрочных заемных средств составила 455 млн. руб. и 355 млн. руб. на 31 декабря и 1 января 2007 г. соответственно.

Долгосрочные заемные средства включают заемные средства, полученные от «СИБУР Холдинга» и ОАО «АК СИБУР», номинальной стоимостью 2 855 млн. руб. и 1 377 млн. руб., балансовая стоимость которых на 31 декабря и 1 января 2007 г. составила 2 393 млн. руб. и 1 112 млн. руб. соответственно. Эффективная ставка процента для долгосрочных заемных средств за период, закончившийся 31 декабря, составила 11%. Компания не применяет учет хеджирования и не имеет формальных хеджинговых обязательств в иностранной валюте и рисков изменения процентных ставок. Компания не имеет субординированных займов и долговых обязательств, конвертируемых в собственные акции.

Таблица 3. Налог на прибыль

За год, закончившийся 31 декабря 2007 г.

Прибыль до налогообложения и учета доли меньшинства

1 112

Условный расход по налогу на прибыль по ставке, установленной российским законодательством (24%)

267

Налоговый эффект на статьи, которые не облагаются налогом

-57

Налоговый эффект от статей, которые не вычитаются или не принимаются в расчет налогооблагаемой базы

88

Расход по налогу на прибыль

298


 

Таблица 4. Отчет о движении денежных средств (в млн. руб.)

31 декабря 2007

Операционная деятельность

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности

143

Инвестиционная деятельность

Приобретение основных средств

-1 002

Приобретение финансовых вложений

-294

Продажа основных средств

4

Чистые денежные средства, использованные для инвестиционной деятельности

-1 292

Финансовая деятельность

Погашение долгосрочных заемных средств

-997

Погашение краткосрочных заемных средств

-329

Погашение реструктурированных обязательств

-157

Погашение реструктурированных налоговых обязательств

-21

Уплаченные проценты

-11

Поступления по долгосрочным заемным средствам

2 479

Поступления по краткосрочным заемным средствам

282

Чистые денежные средства, полученные от финансовой деятельности

1 246

Влияние изменения обменного курса на денежные средства и их эквиваленты

9

Увеличение денежных средств и их эквивалентов

106

Денежные средства и их эквиваленты на начало отчетного периода

62

Денежные средства и их эквиваленты, классифицированные как предназначенные для продажи

-4

Денежные средства и их эквиваленты на конец отчетного периода

164

Информация о работе Понятие финансовых ресурсов и системы управления ими