Показатели эффективности ассортиментной стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылками формирования и регуляции этого процесса является переход от централизованного распределения товарных ресурсов к свободному их продажи. Перед тем, как товар будет переходить к конечному потребителю, проходит определенный торгово-технологический процесс: снабжение товаров, организация и формирование ассортимента, стимулирования сбыта, сервисное обслуживание. Данные операции являются взаимосвязанными и основными в коммерческой работе торгового предприятия.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………...4
1. Сущность и понятие ассортиментной стратегии торговой организации………………………………………………………………………..6
1.1.Понятие товарного ассортимента…………………………………...6
1.2. Структура товарного ассортимента……..……………………..…...7
1.3. Основные характеристики товарного ассортимента.…………......9
2. Планирование ассортиментной стратегии торговой организации ....11
3. Формирование и пути оптимизации ассортиментной стратегии торговой организации………………….…………………………………….….15
3.1. Особенности формирования ассортиментной стратегии торговой организации………………………………………………………………………15
3.2. Регулирование и размещение ассортимента товаров в оптовых и розничных предприятиях……………………………..…………………………19
4. Показатели эффективности ассортиментной стратегии ……………23
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.25 Кб (Скачать)

- установление  определенного количества разновидностей  товаров;

- учет и  отражение в ассортименте особенностей  спроса в данной зоне.

Одновременно  с формированием ассортимента необходимо решать задачи мерчандайзинга, т.е. рационального  размещения товаров в торговом зале магазина. При размещении товаров  необходимо учитывать выбор наиболее целесообразной для данного типа магазина группировки товаров, закрепление  постоянных мест за товарами на оборудовании, рассредоточение товаров, пользующихся повышенным спросом, по различным зонам  торгового зала. Продовольственные  товары располагают отдельными группами в определенном соседстве. В непродовольственных магазинах товары частого спроса и простого ассортимента располагают на основных путях движения покупателей. Организация торговли по потребительским комплексам сокращает время на покупку и увеличивает реализацию товаров.

Для каждого  типа магазина должен быть сформирован  оптимальный ассортимент, который  позволял бы, с одной стороны, создать  покупателям наилучшие условия  для приобретения товаров, а с  другой – обеспечивал бы рентабельность работы магазина.

 

 

 

 

 

 

 

4. Показатели эффективности ассортиментной стратегии

 

Оценка эффективности  концепции к построению ассортиментной стратегии должна базироваться прежде всего на показателе вероятного прироста прибыли (DПр), полученном в связи с изменением ассортимента продаваемых товаров.

 

DПр = DД – DP (1),

 

 где DПр– изменение прибыли;

 

DД– изменение дохода;

 

DP – изменение  расходов в связи с расширением  или сужением ассортимента.

 

 Поскольку  в данном случае речь идет  о событиях в перспективе, то  и количественная оценка не  может быть совершенно точной, поэтому менеджеры должны анализировать  и оценивать вероятный прирост  доходов, а расчет должны осуществлять  по 2 сценариям – минимум и  максимум.

 

 К окончательному  решению необходимо прийти, исходя  из среднего показателя с учетом  коэффициента ковариации. В связи  с этим в условиях равенства  полученных средних значений  выбор должен быть сделан в  сторону наименьшей вариации (разброса  величин).

 

 Если  в перспективе экономическая  выгода от введения новых (сокращения  старых) видов товара связана  с какими-либо сложностями, вызванными  необходимостью апеллировать «мягкими»  показателями и приблизительными, вероятностными оценками, то определение целесообразности изменения номенклатуры продукции за прошлый период будет менее трудной (хотя и достаточно трудоемкой) задачей. Однако необходимость проведения таких подсчетов для раскрытия финансовых результатов от предпочтенной ассортиментной политики не вызывает сомнений.

 

 Решение  таких задач осуществляется с  помощью управленческого учета:  расчет рентабельности по видам  деятельности, группам продукции,  определенным единицам изделий  (центрам рентабельности). При этом  можно применять те же подходы,  что и в прогнозировании. Сравнение  ожидаемых результатов с фактическими  величинами дает возможность  не только оценить верность  прежде принятых решений, но  также и установить степень  адекватности тех допущений, которые  послужили базой прогнозирования.

 

 В обстоятельствах  благополучного продвижения на  рынок нескольких товарных групп  (стратегия диверсификации ассортимента) обширность ассортимента может  рассматриваться как технология  повышения стабильности объекта  (бизнеса, организации и т. д.).

 

 Если  фирма развивает более одного  направления в границах однородной  группы продукции (например, упаковка  мороженого в вафельные стаканчики, в пластиковые емкости, в специальную  фольгу и т. д.), то конкуренты, занимающиеся продвижением подобной  товарной линии, могут отставать  в производстве таких же видов  расфасовки. Это зависит прежде всего от возможностей дополнительного финансирования и необходимости исследования и копирования аналогичных ноу-хау.

 

 В рассматриваемом  примере относительная устойчивость  фирмы с более обширным ассортиментом  может быть определена с точки  зрения возможности копирования  (повторения) конкурентами адекватных  позиций. Так, например, вероятность  воспроизведения конкурентами –  производителями мороженого различных  видов фасовки может оцениваться  так: вафельные стаканчики –  0,9; пластиковые стаканчики –  0,8; специальная фольга – 0,5. В  примере суммарный коэффициент  вероятности копирования полного  ассортимента расфасовки будет  равен 0,36 (0,9 х 0,8 х 0,5). Это говорит  о том, что возможность вхождения  на рынок нового конкурента-производителя  с воссозданием всех 3 видов упаковки  мороженого составляет 36 шансов  из 100. Если же предприятие, обладающее  конкурентными преимуществами по  ассортименту, разработает еще одну, эксклюзивную позицию производства (например, сухое мороженое или  мороженое с цельными фруктами  с оценкой вероятности копирования  в 0,01), то вероятные возможности  новых конкурентов снизятся соответственно  до 36 шансов из 10000 (0,9 х 0,8 х 0,5 x 0,01).

 

 Все эти  расчеты могут быть правильными  при условии тождества потребительских  качеств новых ассортиментных  линий товаров и запросов потребителей (маркетинговая целесообразность). Если покупателю новые товары (упаковка) не нужны, то конкурентоспособность  фирмы будет ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Управление  ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который  включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

Необходимо  отметить, что планирование ассортимента на предприятии требует совершенствования, так как при прогнозировании  объемов продаж по ассортиментным группам  используются упрощенные методы, не учитывающие  множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается  на ухудшении управления товарными  запасами и снижении эффективности их использования.

В рамках координации  ассортимента руководитель отдела по работе с клиентами ведет стратегическое управление ассортиментными группами, следит за сбалансированностью ассортиментного  портфеля на основе анализа состояния  и развития существующих сегментов  рынка и финансовых изменений, происходящих внутри организации. Его политика управления ассортиментом базируется на горизонтальной диверсификации в рамках торговли корпусной  мебелью, а также поиске и выходе на новые рынки сбыта. Как показал  анализ, ассортиментный портфель организации  является сбалансированным, он состоит из товаров, обеспечивающих как свободные денежные средства, так и долгосрочные интересы предприятия.

Данная методика эффективна только при наличии в  организации системы раздельного  учета постоянных и переменных расходов, которую лучше всего строить на основе создания центров ответственности за формирование соответствующей категории затрат внутри организации.

Предложенная  методика поможет сформировать такую  структуру ассортимента, при которой  предприятие будет функционировать  достаточно устойчиво.

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.Абрютина  А.В. Экономический анализ торговой  деятельности – М.: Финансы и  статистика, 1998. – 416с.

2. Арефьева  Е. Ассортиментная политика: слабое  звено в формировании прибыли  // http://marketing.spb.ru

3.Бланк И.А.  Управление торговым предприятием - К: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999. – 501с

4. Ильин А.И.  Планирование на предприятии:  Учебник / А.И. Ильин. – Мн.: Новое  знание, 2003. – 258с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                       29 октября 2004 г. № 44

                                 

ОБ АССОРТИМЕНТНЫХ ПЕРЕЧНЯХ ТОВАРОВ

 

     В  целях  наполнения потребительского  рынка республики  широким

ассортиментом товаров, в первую очередь отечественного производства,

удовлетворения  спроса потребителей, защиты экономических  интересов

государства и отечественных товаропроизводителей, а также выполнения

прогнозных  показателей социально-экономического развития  отрасли  и

республики  Министерство торговли Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.  Утвердить  ассортиментный  перечень  товаров,  рекомендуемый

для включения  в ассортиментные перечни товаров  для торговых объектов

всех  форм собственности, осуществляющих розничную  торговлю согласно

приложению.

     2.   Органам   управления  торговлей  облисполкомов,   Главному

управлению  потребительского рынка Минского  горисполкома,  концерну

"Белресурсы",  РТУП  "Белювелирторг", оптовым организациям  с долей

государства в уставном фонде:

     2.1.  обеспечить  в установленном  порядке и  в  соответствии  с

ассортиментным  перечнем товаров, утвержденным Минторгом,  доведение,

разработку,  согласование  и  утверждение  ассортиментных   перечней

товаров на 2005 год для торговых объектов всех форм собственности  и

подчиненности  с учетом типизации, специализации, месторасположения,

категории  обслуживаемого населения, объемов  производства товаров  в

республике  и т.д.

     2.2.   осуществлять   разработку  и  доведение   ассортиментных

перечней  товаров до торговых объектов с учетом соблюдения удельного

веса    товаров   отечественного   производства   в   общем   объеме

товарооборота  розничной  торговой  сети,  установленного   местными

исполнительными и распорядительными органами;

     2.3.  обеспечить  формирование  товарных  ресурсов,  заключение

договоров и  согласование спецификаций с организациями  промышленности

в  объемах  и  ассортименте,  позволяющих  максимально  удовлетворить

спрос потребителей за счет товаров отечественного производства;

     2.4.  при  согласовании  и  утверждении ассортиментных  перечней

товаров  не  допускать  фактов местничества и ограничения  получения

товаров от поставщиков других регионов республики;

     2.5.  установить  контроль  за  наличием  в  продаже  товаров   в

соответствии   с доведенными ассортиментными перечнями   товаров.

Несоблюдение  ассортиментного перечня товаров, удельного веса товаров

отечественного  производства в общем объеме товарооборота  розничной

торговой    сети,   установленного   местными   исполнительными    и

распорядительными   органами   в   соответствии   с   Положением   о

лицензировании  розничной торговли (включая  алкогольные  напитки  и

табачные    изделия)    и   общественного   питания,    утвержденным

постановлением  Совета Министров Республики Беларусь  от  17  октября

2003  г.  №  1350  (Национальный реестр  правовых  актов  Республики

Беларусь,  2003 г., № 5/13222) квалифицируется как  грубое  нарушения

законодательства   о   лицензировании,   при   выявлении    которого

предусмотрено    принятие   лицензирующим   органом    решения    об

аннулировании лицензии;

     2.6.   осуществлять  постоянный  анализ  состояния  внутреннего

рынка,   своевременно  информировать  изготовителей  об   изменениях

конъюнктуры   потребительского   рынка,   вносить   предложения   по

организации производства импортозамещающих товаров;

     2.7.    выработать    систему    мониторинга    ситуации     на

потребительском рынке и ежеквартально до 10 числа месяца, следующего

за  отчетным, представлять Министерству торговли Республики Беларусь

конъюнктурные  обзоры о состоянии торговли товарами,  наличии  их  в

продаже,    выполнении   организациями   промышленности   договорных

обязательств  по поставке товаров, принимаемых мерах  по  увеличению

объемов  поставки товаров на внутренний рынок  и объектов  реализации

их  с  предложениями  по  улучшению  обеспечения  населения  товарами

отечественного  производства.

     3.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить

на   Первого  заместителя  Министра  торговли  Республики   Беларусь

Иванкова  А.И.  и заместителя Министра торговли Республики  Беларусь

Свентицкого М.И. в соответствии с распределением обязанностей.

 

Министр                                                 А.Н.Куличков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

АССОРТИМЕНТНЫЙ  ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

Информация о работе Показатели эффективности ассортиментной стратегии