Показатели эффективности ассортиментной стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылками формирования и регуляции этого процесса является переход от централизованного распределения товарных ресурсов к свободному их продажи. Перед тем, как товар будет переходить к конечному потребителю, проходит определенный торгово-технологический процесс: снабжение товаров, организация и формирование ассортимента, стимулирования сбыта, сервисное обслуживание. Данные операции являются взаимосвязанными и основными в коммерческой работе торгового предприятия.

Оглавление

Введение…..………………………………………………………………...4
1. Сущность и понятие ассортиментной стратегии торговой организации………………………………………………………………………..6
1.1.Понятие товарного ассортимента…………………………………...6
1.2. Структура товарного ассортимента……..……………………..…...7
1.3. Основные характеристики товарного ассортимента.…………......9
2. Планирование ассортиментной стратегии торговой организации ....11
3. Формирование и пути оптимизации ассортиментной стратегии торговой организации………………….…………………………………….….15
3.1. Особенности формирования ассортиментной стратегии торговой организации………………………………………………………………………15
3.2. Регулирование и размещение ассортимента товаров в оптовых и розничных предприятиях……………………………..…………………………19
4. Показатели эффективности ассортиментной стратегии ……………23
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.25 Кб (Скачать)

Реферат

Курсовая  работа: 26стр., 4 источника, 2 рис., 2 приложений

 Основные  понятия: акционерное общество, учредительные документы, ценные бумаги, органы, имущество

Объектом  и предметом является маркетинговый анализ ассортимента и ассортиментной политики в организации

Цель работы является изучение ассортиментной стратегии торговой  организации, ее основных показателей (на примере).

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

________________

(подпись студента)

 

 

Содержание…………………………………………………………………3

Введение…..………………………………………………………………...4

1. Сущность  и понятие ассортиментной стратегии  торговой организации………………………………………………………………………..6

   1.1.Понятие товарного ассортимента…………………………………...6

   1.2. Структура  товарного ассортимента……..……………………..…...7

   1.3. Основные  характеристики товарного ассортимента.…………......9

2. Планирование  ассортиментной стратегии торговой  организации ....11

3. Формирование  и пути оптимизации ассортиментной стратегии торговой организации………………….…………………………………….….15

    3.1. Особенности формирования ассортиментной стратегии торговой организации………………………………………………………………………15

  3.2. Регулирование и размещение ассортимента товаров в оптовых и розничных предприятиях……………………………..…………………………19

4. Показатели эффективности ассортиментной стратегии ……………23

Заключение………………………………………………………………..26

Список использованных источников…………………………………....28

Приложение А

Приложение  Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Сегодня  торговля является одной из  основных отраслей народного хозяйства Белоруссии. Она первая почувствовала на себе процессы разгосударствления и приватизации, которая является неотъемлемым элементом рыночной экономики. С переходом к рыночным отношениям осложняются проблемы реализации товаров и предоставления услуг, в результате изменения структуры рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний и все большего заострения конкуренции на рынке Белоруссии.

Переходный  период, в котором находится экономика  страны, характеризуется рядом негативных явлений, таких как спадом деловой  активности, высоким уровнем инфляции, дефицитом товаров отечественного производства, низкой покупной способностью населения. При этих условиях важно  выработать методы, которые влияют на организацию сбывшую, потребление  товаров и услуг, и новые подходы  к управлению предприятием.

В 90-е годы Беларусь вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям, усовершенствованием законодательства, расширением возможностей полноценной хозяйственной деятельности предприятий торговли и сферы услуг. Юридическая и хозяйственная самостоятельность предприятий, их экономическая свобода и равноправие как субъектов рынка, предоставляют предприятиям широкое пространство коммерческой инициативе, самостоятельности в принятии решений из вопросов коммерческих связей, использования финансово-кредитного механизма.

Предпосылками формирования и регуляции этого  процесса является переход от централизованного  распределения товарных ресурсов к  свободному их продажи. Перед тем, как товар будет переходить к конечному потребителю, проходит определенный торгово-технологический процесс: снабжение товаров, организация и формирование ассортимента, стимулирования сбыта, сервисное обслуживание. Данные операции являются взаимосвязанными и основными в коммерческой работе торгового предприятия.

Задачами  работы являются:

  1. определение ассортимента и ассортиментной политики предприятия;
  2. определение структуры ассортиментной политики предприятия;
  3. определение ассортиментного перечня и ассортиментного минимума;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и понятие ассортиментной стратегии  торговой организации

 

  1.1.Понятие товарного ассортимента

 

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается  в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям  конкретных категорий покупателей. Поэтому прежде чем перейти к  исследованию процесса управления ассортиментом  необходимо рассмотреть понятие, структуру  и показатели оценки ассортимента.

Набор товаров, предлагаемых для реализации производителем или продавцом по группам, видам, сортам, маркам и т.д. называют ассортиментом [4].

Большинство авторов классификацию  товаров представляют по товарно-сырьевому  признаку. Например:

1) товарная отрасль (швейные  изделия, зерно-мучные товары, овощи,

грибы, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т.д.);

2) товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия,  детская одежда и т.д.);

3) товарная подгруппа (сухарные  изделия, пряники, печенье и  т.д.).

По признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д.

Номенклатура товаров означает простой перечень каких-либо товаров.

В коммерческой работе товары народного  потребления подразделяют на производственный (промышленный) и торговый ассортимент.

Промышленным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых отдельными производственными предприятиями [13].

В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, специализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры товаров, возникает необходимость в преобразовании промышленного ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента товаров многих производственных предприятий. Таким образом, торговый ассортимент – это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной сети [3].

Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все  больше новых товаров, приводит к  непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент  которых постоянно расширяется  и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных  товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –  через 7-10 лет, обновление составляет 80-100%.

 

     1.2. Структура товарного ассортимента

 

Торговый ассортимент, с точки  зрения организации коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду причин на следующие виды:

1) товары простого ассортимента, состоящие из небольшого количества  видов и сортов (соль, сахар, спички, хозяйственное мыло, отдельные виды  овощей и т.д.);

2) товары сложного ассортимента, имеющие в пределах одного  вида свою внутреннюю классификацию  по различным признакам (фасонам,  размерам, расцветкам, ростам, моделям  и т.д.), или, иначе говоря, в  пределах одной группы насчитывают  большое количество подгрупп, видов,  наименований (продовольственные товары  – кондитерские изделия, винно-водочные, консервы, вкусовые и значительную  часть всех непродовольственных  товаров);

3) в зависимости от частоты  спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары  повседневного, периодического, редкого,  импульсного, пассивного спроса [1].

Товары повседневного  спроса – товары первой необходимости, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, хлеб, молоко, соль.

Товарами периодического спроса – преимущественно промышленные изделия – одежда, обувь, головные уборы, ткани, трикотажные изделия, посуда и др., а также отдельные продукты питания (деликатесы, марочные вина и коньяки и т.п.), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

 Товарами относительно редкогоспроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, компьютеры, холодильные и стиральные машины, картины, ювелирные изделия.

Подбор ассортимента по указанным  видам позволяет рационально  организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и  построить торговую сеть.

Так, например, товары повседневного  спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению. Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается  в крупных торговых предприятиях (универмагах, супермаркетах, имеющих  более широкую зону обслуживания). Товары редкого спроса реализуются  в небольшом количестве в специализированных магазинах [3].

Товары  импульсивного спроса приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Такие товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента, что дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.

Среди торгового  ассортимента выделяют также комплектные товары – гарнитуры мебели, лыжи, сервизы посуды и многие технически сложные товары (компьютеры, стиральные машины, телевизоры и др.). Товары пассивного спроса – товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Новинки типа дозиметров или индикаторов дыма пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании.

Классическими примерами всем известных и тем не менее не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, могильные участки, энциклопедии.

В коммерческой работе большое  значение имеет учет сезонных колебаний  спроса, в связи с чем выделяют сезонные товары. Причем сезонность вызывается либо условиями производства (торговля овощами, фруктами) либо особенностями потребления.

На построение ассортимента торговых предприятий оказывает  также влияние специфика спроса на отдельные товары, определяемые национальным составом населения. Эти  изделия составляют так называемые товары национального спроса (национальные виды и сорта хлебобулочных и кондитерских изделий, ткани особых рисунков, национальная одежда и т.д.). Отдельно можно обозначить модные товары.

 

1.3. Основные  характеристики товарного ассортимента

 

Ассортимент имеет ряд характеристик, которые помогают торговому предприятию  определить свою торговую политику. К  ним относятся:

- широта – численность набора  товаров, выделенных по определенному  признаку и представленных в  виде классификационной группировки;

- глубина – варианты предложений  каждого отдельного товара в  рамках ассортиментной группы;

- полнота – общая численность  набора товаров;

- сопоставимость – степень  близости товаров различных ассортиментных  групп относительно их конечного  использования, требований к организации  производства, каналов распределения  и других показателей;

- устойчивость  – степень колебания численности  набора товаров.

 

2. Планирование  ассортиментной стратегии торговой  организации

 

В ходе планирования ассортимента определяется оптимальное  соотношение набора изделий, разных по проходимым ими стадиям жизненного цикла товара, но одновременно находящихся  на рынке. Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся  на рынке, но различающихся по степени  новизны, позволяет гарантировать  предприятию относительно стабильные общие условия обеспечения объемов  реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.

Единых рекомендаций относительно того, какое количество видов продукции и ее модификаций предприятие должно одновременно производить и продавать на рынке нет. Однако большинство маркетологов рекомендуют одновременно выпускать на рынок следующие товарные группы:

- основную – товары, приносящие основные прибыли и находящиеся в стадии роста;

- поддерживающую  – товары, стабилизирующие выручку  от продаж и находящиеся в  стадии зрелости;

- стратегическую – товары, призванные обеспечить будущие прибыли предприятия;

- тактическую – товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости.

Более подробные  рекомендации по формированию структуры  ассортимента предприятия в зависимости  от категории товара и стадии его  жизненного цикла рассмотрены в  ассортиментной модели (рис 1.2).

1

товары-суперновинки,

эксклюзивные

товары

 

7%

2

новые,

хорошо унаваемые товары

 

40%

4

устаревшие, редко пользующиеся спросом

 

3%

3

товары основного повседневного  спроса

 

50%

Привлекает новаторов и новых покупателей

Не даст потерять постоянных покупателей

Продавая товары, формируется основная прибыль

Спасательный круг, который обеспечивает стабильный уровень прибыли 

Рис.1.2. Структура  ассортимента торгового предприятия.

Информация о работе Показатели эффективности ассортиментной стратегии