Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и применение их в планировании деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды рентабельности;
- рассмотреть систему показателей рентабельности предприятии;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и виды рентабельности 6
1.2 Система показателей рентабельности предприятия 9
1.3 Факторы влияющие на рентабельность работы предприятия 14
2 ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА
ОАО «ЛИВГИДРОМАШ» 19
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Ливгидромаш» 19
2.2 Анализ рентабельности работы ОАО «Ливгидромаш» 25
2.3 Факторный анализ рентабельности работы предприятия 28
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 35
3.1 Увеличение прибыли и рентабельности за счет повышения
объема реализации 35
3.2 Увеличение прибыли и рентабельности за счет снижения
себестоимости 38
3.3 Снижение издержек при организации производства методом «точно
вовремя». 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Бухгалтерский баланс. Форма №1. 2004 -2006 год 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Отчёт о прибылях и убытках. Форма №2.
2004 - 2006 год.
3.3 Снижение издержек при организации производства
методом «точно вовремя»
Несомненно, каждый производитель должен стремиться к сокращению издержек производства, снижению себестоимости продукции. При стабильной цене на реализуемую продукцию и прочих равных условиях, сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицу продукции.
Как известно, производство продукции повышенного качества требует более высокого уровня издержек производства. Не исключением является и ОАО «Ливгидромаш». Однако в конце 70-х - начале 80-х годов этот постулат был опровергнут японскими машиностроительными компаниями. Оказалось, что производящие продукцию высокого качества предприятия имеют повышенную производительность труда и пониженные издержки производства. Передовые предприятия автомобильной и электронной промышленности Японии по производительности труда превышают показатели предприятий тех же отраслей в США в 2-2,5 раза. Изучение конкретных издержек японских автомобилестроителей показало, что эта разница возникает преимущественно из-за организации производства по методу “точно вовремя”.
Метод “точно вовремя” можно сделать сердцевиной системы управления производством. Главная цель этой системы - сокращение издержек. Система способствует росту эффективности производственной деятельности, увеличивает оборачиваемость капитала (отношение объема продаж к общей стоимости основного капитала). Новая система управления развивает лучшие черты прежних систем научного управления Ф.Тейлора и конвейерной системы Г.Форда.
Данный метод может быть успешно введен на ОАО «Ливгидомаш» и приносить определенный эффект т.к в современных условиях деятельности предприятия на Российском и мировом рынках наблюдается колебание спроса на насосную продукцию, что увеличивает издержки на излишние производственные запасы.
Для снижения издержек необходимо приспособление системы к ежедневным колебаниям спроса путем непрерывного регулирования номенклатуры и объема производимой продукции, обеспечение высококачественными комплектующими деталями, нужен рост заинтересованности, активности работников. Главные принципы системы “точно вовремя” - автономизация и гибкое использование персонала. Этот метод требует производства необходимого типа продукции в необходимое время и в необходимом количестве. Автономизация означает самостоятельность контроля за браком. Невозможно поступление дефектных изделий на дальнейшую обработку. Под гибким использованием персонала подразумеваются колебания количества рабочих из-за происходящего время от времени изменения спроса на продукцию, а также поощрение творчества и воплощения идей.
При работе по методу “точно вовремя” на участке, предшествующем данному процессу производства, производится точно заказанное данным (последующим) участком количество деталей и поставляется в конкретно обусловленные им сроки. Здесь последующий этап производства как бы вытягивает необходимое ему для определенного временного периода количество деталей у предшествующего этапа. При обычном в нашей и других странах календарном планировании производства, предшествующий участок как бы “выталкивает” заранее запланированный и произведенный им объем деталей на последующий участок процесса производства. Система “точно вовремя” - принцип производства необходимого количества деталей в необходимое время. Система “канбан” - средство реализации системы “точно вовремя”, информационная система быстрого регулирования объема продукции на разных ступенях производственного процесса. “Канбан” - одно из условий функционирования системы “точно вовремя”. Система “Точно вовремя” предусматривает возможность изменения объема ежедневно выпускаемой продукции, причем соответственно меньше или больше (за счет сверхурочного времени) будет произведено в этот день комплектующих деталей. Используется и метод “точной настройки” производственного процесса, выравнивания объема продукции путем постоянного приспособления к спросу с помощью поэтапного колебания частоты производимых партий продукции при неизменном размере партий. При продолжительном использовании одного и того же штампа, происходит сокращение средних издержек производства. Однако в условиях широкого ассортимента продукции и минимального количества заготовок, необходимо сократить время замены, издержки по переналадке штампа. В целях автономизации и автоматизации контроля качества продукции, станки снабжаются устройствами автоматической остановки при поломке, рабочие получают право останавливать производственную линию при обнаружении отклонения, брака. Для реализации данной системы также необходимо организовать предложенные выше еженедельные собрания, где рабочие имели бы возможность предлагать различные пути улучшения производства, повышения качества продукции. Предложения рабочих материально поощряются. В целом, данная система нацелена на рост прибыли через сокращение издержек на излишние рабочую силу и запасы. Идет снижение как издержек производства, так и издержек обращения, благодаря постоянному вниманию к колебаниям рыночного спроса.
Таким образом метод “точно вовремя” можно сделать сердцевиной системы управления производством. Главная цель этой системы - сокращение издержек. Данный метод может быть успешно введен на ОАО «Ливгидомаш» и приносить определенный эффект т.к в современных условиях деятельности предприятия на Российском и мировом рынках наблюдается колебание спроса на насосную продукцию, что увеличивает издержки на излишние производственные запасы. Этот метод требует производства необходимого типа продукции в необходимое время и в необходимом количестве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты: рентабельность товарооборота или продаж, рентабельность собственных средств или капитала, рентабельность основных производственных фондов, рентабельность всех активов. В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные.
ОАО «Ливгидромаш» крупнейший в России и СНГ производитель насосов, является правоприемником ПО «Ливгидромаш». Имущественный комплекс в настоящее время принадлежит: государственному фонду имущества – 20%, юридическим лицам – 8%, акционерному предприятию – 72%. Покупатели продукции являются предприятия России, ближнего зарубежья (Украина), дальнего зарубежья (Индия, Китай, Иран, Монголия, Эфиопия, Турция, и другие). Деятельность ОАО «Ливгидромаш» на сегодняшний день является успешной, так как по всем показателям наблюдается значительный рост. анализ рентабельности предприятия включает: анализ рентабельности производства; анализ рентабельности реализации; анализ рентабельности предприятия. По всем рассмотренным показателям наблюдается тенденция роста за рассматриваемый период, что свидетельствует о благоприятной деятельности предприятия при проведении факторного анализа рентабельности продаж было выявлено что в связи с ростом выручки от реализации в 2005 году рентабельность выросла на 19 %, а в 2006 году рентабельность выросла на 16,7%. Повышение себестоимости продукции в 2005 году привело к снижению рентабельности продаж на 17,85%, а в 2006 году привело к снижению рентабельности продаж на 14,5%. За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж в 2005 году снизилась на 0,9%, а в 2006 году снизилась на 1,1 %. Факторный анализ рентабельность производства продукции показал что влияние изменения объема реализации в 2005 году составляет 33,1%, а в 2006 году составляет 29,5%. Влияние изменения себестоимости составит (-32,6%) в 2005 году и
(- 27,8%) в 2006 году Факторный анализ общей рентабельности показал что в связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность в 2005 году возросла на 1,79%, а в 2006 году возросла на 5,15%. Увеличение фондоотдачи привело к росту общей рентабельности в 2005 году на 0,9 %. Уменьшение фондоотдачи привело к падению общей рентабельности в 2006 году на 1,34 %. За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2005 году возросла на 6,46 %, а году возросла на 4,2 %.
На ОАО «Ливгидромаш» в результате выявленных резервов роста объема производства можно увеличить прибыль на 1465,99 тыс.руб. В результате проведенного прогноза можно предположить увеличение объема реализации, а следовательно и объема прибыли и рентабельности при прочих равных условиях. на ОАО «Ливгидромаш» можно ввести включение в работу возможности работы с оборудованием штрих - сканирования и штриховыми принтерами. При этом экономия на з/п составит 728765,1 руб. за год. На ОАО «Ливгидромаш» можно проводить еженедельные собрания рабочих определенного участка для оглашения результатов деятельности, постановки плана на будущий период и присвоение определенных творческих работ определенным работникам. Увеличение выработки продукции на ОАО «Ливгидромаш» на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменятся, нормы выработки и соответственные им расценки за выполняемые работы. Экономии на амортизационных отчислениях ОАО «Ливгидромаш» в 2005 году составила 366,98 тыс.руб., а в 2006 году 1417,23 тыс.руб. Значит на ОАО «Ливгидромаш» можно создать отдел для подготовки качественных ревизоров, которые смогут выявить отклонение в работе от установленных норм, браки и другие дефекты. Метод “точно вовремя” можно сделать сердцевиной системы управления производством. Главная цель этой системы - сокращение издержек. Данный метод может быть успешно введен на ОАО «Ливгидомаш» и приносить определенный эффект т.к в современных условиях деятельности предприятия на Российском и мировом рынках наблюдается колебание спроса на насосную продукцию, что увеличивает издержки на излишние производственные запасы. Этот метод требует производства необходимого типа продукции в необходимое время и в необходимом количестве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухгалков, М.И. Планирование на предприятии: учебник для вузов / М.И. Бухалков. – Изд. – 3-е, испр. – М.: ИНФРА_М, 2008. – 416 с.
2. Волков, О.И. Экономика предприятия: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 280 с.
3. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л.П. Владимирова. – М.: ИНФРА –М, 2000. – 358 с.
4. Горфинкель, В.Я. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2003. - 608 с.
5. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: учеб. / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бутулов. - М.: Дашков и Ко, 2002. - 309 с.
6. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учеб для вузов / Н.Л. Зайцев. – Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 414 с.
7. Ионова, А.Ф. Финансовый анализ: учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. – М.: Проспект, 2007. – 624 с.
8. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 264 с.
9. Никитин, С.А. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / С.А. Никитин, И.В. Мусатова. – Орел: ОрелГТУ, 2003. – 105 с.
10. Планирование на предприятии: учеб пособие для вузов / под ред. Ю.П. Морозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 256 с.
11. Романенко, И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / И.В. Романенко. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 272 с.
12. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / И.В. Сергеев. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.- 304 с.
13. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.К. Скляренко, В.Ш. Брудников. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528 с.
14. Слепнева, Т.А. Экономика предприятия: учебник для вузов / Т.А. Слепнева, Е.В. Яркин. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 458 с.
15. Строев, Ю.Н. Планирование на предприятии: учебник / Ю.Н. Строев, С.А. Варокута. - М.: ИНФРА - М, 2001. – 176 с.