Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и применение их в планировании деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды рентабельности;
- рассмотреть систему показателей рентабельности предприятии;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и виды рентабельности 6
1.2 Система показателей рентабельности предприятия 9
1.3 Факторы влияющие на рентабельность работы предприятия 14
2 ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА
ОАО «ЛИВГИДРОМАШ» 19
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Ливгидромаш» 19
2.2 Анализ рентабельности работы ОАО «Ливгидромаш» 25
2.3 Факторный анализ рентабельности работы предприятия 28
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 35
3.1 Увеличение прибыли и рентабельности за счет повышения
объема реализации 35
3.2 Увеличение прибыли и рентабельности за счет снижения
себестоимости 38
3.3 Снижение издержек при организации производства методом «точно
вовремя». 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Бухгалтерский баланс. Форма №1. 2004 -2006 год 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Отчёт о прибылях и убытках. Форма №2.
2004 - 2006 год.
Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Рп = (В – С – КР – УР)/В*100% = Пр/В*100%
На протяжении исследуемого периода видна тенденция увеличения рентабельности продаж, а именно в 2005 году она увеличилась на 0,21 по сравнению с 2004, в 2006 году на 1,08 по сравнению с 2005 годом. что свидетельствует о стабильной работе предприятия. Это объясняется увеличением прибыли в отчетных годах.
По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом.
Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле
РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ), (10)
где ПБАЛ - балансовая прибыль по предприятию, тыс. руб.
ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб.
ФОБ - среднегодовая стоимость оборотных средств.
Таблица 4 – Анализ общей рентабельности.
№ п/п | Наименование показателей | Ед. изм. | Значение показателей | ||
2004г. | 2005г. | 2006 г | |||
1. | Балансовая прибыль | Тыс.руб. | 121373
| 160201
| 217197
|
2. | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | Тыс.руб. | 91820
| 109280
| 145939
|
3. | среднегодовая стоимость оборотных средств | Тыс.руб. | 225808
| 233841
| 251659
|
4. | Уровень общей рентабельности | % | 38,21 | 46,69 | 54,62 |
Рассматривая общую рентабельность так же видна четкая тенденция увеличения данного показателя, а именно в 2005 году она увеличилась на 8,69% по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году на 7,93% по сравнению с 2005 годом. Это можно объяснить более быстрым ростом балансовой прибыли по сравнению с ростом стоимости фондов предприятия.
Таким образом анализ рентабельности предприятия включает: анализ рентабельности производства; анализ рентабельности реализации; анализ рентабельности предприятия. По всем рассмотренным показателям наблюдается тенденция роста за рассматриваемый период, что свидетельствует о благоприятной деятельности предприятия
2.3 Факторный анализ рентабельности работы предприятия
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Рассмотрим влияние факторов на рентабельность продаж при помощи таблицы 3. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:
Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:
Рпв = (В1 – Со – КРо )/В1 – (Во – Со – КРо)/Во*100% (11)
где В1 и Во – отчетная и базисная выручка;
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;
Рпв 05 = (909827 – 592495 - 16589) / 909827 - (713863 - 592495 -16589) / 713863]*100
Рпв 05= (0,33 – 0,14)*100 = 19%
В связи с ростом выручки от реализации в 2005 году рентабельность выросла на 19 %.
Рпв 06 = (1130432 - 749626 - 24689) / 1130432 - (909827 - 749626 - 24689) / 909827]*100
Рпв 06= (0,315 – 0,148)*100 = 16,7%
В связи с ростом выручки от реализации в 2006 году рентабельность выросла на 16,7%
Влияние изменения себестоимости продукции:
Рпс = (В1 – С1 – КРо)/В1 – (В1 – Со – КРо)/В1*100%
Рпс05 = (909827 – 749626 – 16589) / 909827 - (909827 – 592495 - 16589) / 909827*100% = -17,85%
Повышение себестоимости продукции в 2005 году привело к снижению рентабельности продаж на 17,85%
Рпс06 = (1130432 – 913235 – 24689) / 1130432 - (1130432 – 749626 - 24689) / 1130432*100% = -14,5%
Повышение себестоимости продукции в 2006 году привело к снижению рентабельности продаж на 14,5%
Влияние изменения коммерческих расходов:
Рпкр = (В1 – С1 – КР1)/В1 – (В1 – С1 – КРо)/В1*100% (13)
Рпкр05= (909827 – 749626 – 24689)/ 909827 - (909827 -749626 -16589)/ 909827 *100% = -0,9%
За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж в 2005 году снизилась на 0,9%.
Рпкр06= (1130432 – 913235 – 36702) / 1130432 - (1130432 -913235 -24689)/ 1130432 *100% = -1,1%
За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж в 2006 году снизилась на 1,1 %.
Общее влияние всех факторов составит:
Рпобщ = 19 - 17,85 - 0,9 = 0,25 % в 2005 году
Рпобщ = 16,7 -14,5 -1,1 = 1,1% в 2006 году
Факторный анализ рентабельность производства продукции определяем методом цепных подстановок
Рпр = (Птп/Sтп)х100%
Птп = Qтп – Sтп,
где Qтп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.
Р пр = (Qтп – Sтп /Sтп)
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом
Ротп = (Qтп1 – Sтп0 /Sтп0) - (Qтп0 – Sтп0 /Sтп0) (17)
Ротп05 = (909827 – 592495 /592495) - (713868 – 592495 /592495) = 33,1%
Влияние изменения объема в 2005 году составляет 33,1%
Ротп06 = (1130435 - 749625 / 749625)-(909827 – 749625 /749625) = 29,5%
Влияние изменения объема в 2006 году составляет 29,5 %
Соответственно влияние изменения себестоимости составит
РSтп = (Qтп1 – Sтп1 /Sтп1) - (Qтп1 – Sтп0 /Sтп0) (18)
РSтп05 = (909827 - 749626/749626)- (909827 – 592495/592495) = -32,6%
Влияние изменения себестоимости составит - 32,6% в 2005 году
РSтп06 = (1130435–913235/913235) - (1130435 –749626/749626) = - 27,8%
Влияние изменения себестоимости составит - 27,8% в 2006 году
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
2005 = 33,1% - 32,6% = 0,5%
2006 = 29,5 % - 27,8% = 1,7%
Проведем факторный анализ общей рентабельности
На основании балансовой отчетности и технико-экономических показателей (Приложение__)
Таблица 5 - Исходные данные для факторного анализа общей рентабельности
№ | Наименование показателей | Един. изм. | Значение показателей | ||
2004 | 2005 г | 2006г | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Балансовая прибыль ПБАЛ | Тыс. руб. | 121373
| 160201
| 217197
|
2 | Объем реализованной продукции QP | Тыс. руб. | 698312
| 883147
| 1098065
|
3 | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов ФОСН
| Тыс. руб. | 91820
| 109280
| 145939
|
4 | среднегодовая стоимость оборотных средств ФОБ | Тыс. руб. | 225808
| 233841
| 251659
|
5 | Фондоотдача основных производственных фондов QP / ФОСН | Руб. / руб. | 7,60 | 8,08 | 7,52 |
6 | Фондоемкость ФОСН / QP
| Руб. / руб. | 0,13 | 0,12 | 0,13 |
Продолжение таблицы 5 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | Количество оборотов нормируемых оборотных средств QP / ФОБ | Число оборотов | 3,09 | 3,78 | 4,36 |
8 | Коэффициент закрепления оборотных средств ФОБ / QP | Доли единиц | 0,32 | 0,26 | 0,23 |
9 | Прибыль на 1 руб. реализованной продукции ПБАЛ / QP | Руб. / руб. | 0,17 | 0,18 | 0,197 |
10 | Уровень общей рентабельности | % | 38,21 | 46,69 | 54,62 |
Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения:
Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов
П1 и П0 – прибыль на 1 руб. РП в отчетном и базовом периоде
Е1 и Е0 – фондоемкость в отчетном и базовом периоде
К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде.
1. Определяем влияние прибыльности:
Р1 = П1 / (Е0 + К0)*100 – Р0 ;
Р105= 0,18/(0,13+0,32)*100 - 38,21= 1,79%
В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность в 2005 году возросла на 1,79%
Р106= 0,197/(0,12+0,26)*100 - 46,69 = 5,15%
В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность в 2006 году возросла на 5,15%
2. Определяем влияние фондоотдачи:
Р2 = П1 / (Е1 + К0)*100 – П1 / (Е0 + К0)*100; (20)
Р205= 0,18/(0,12+0,32)*100 - 0,18/(0,13+0,32)*100 = 0,9 %
Увеличение фондоотдачи привело к росту общей рентабельности в 2005 году на 0,9 %
Р206= 0,197/(0,13+0,26)*100 - 0,197/(0,12+0,26)*100 = -1,34 %
Уменьшение фондоотдачи привело к падению общей рентабельности в 2006 году на 1,34 %
3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств:
Р3 = П1 / (Е1 + К1)*100 – П1 / (Е1 + К0)*100; (21)
Р305=0,18/(0,12+0,26)*100-0,
За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2005 году возросла на 6,46 %
Р306=0,197/(0,13+0,23)*100-0,
За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2006 году возросла на 4,2 %
Общее влияние всех факторов составит:
РОБЩ = 1,79 +0,9 +6,46 = 9,15% - в 2005 году
РОБЩ = 5,15 -1,34 + 4,2 = 8,01% - в 2006 году
Таким образом при проведении факторного анализа рентабельности продаж было выявлено что в связи с ростом выручки от реализации в 2005 году рентабельность выросла на 19 %, а в 2006 году рентабельность выросла на 16,7%. Повышение себестоимости продукции в 2005 году привело к снижению рентабельности продаж на 17,85%, а в 2006 году привело к снижению рентабельности продаж на 14,5%. За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж в 2005 году снизилась на 0,9%, а в 2006 году снизилась на 1,1 %. Общее влияние всех факторов составит 0,25 % в 2005 году и 1,1% в 2006 году. Факторный анализ рентабельность производства продукции показал что влияние изменения объема реализации в 2005 году составляет 33,1%, а в 2006 году составляет 29,5%. Влияние изменения себестоимости составит (-32,6%) в 2005 году и (- 27,8%) в 2006 году. Общее влияние всех факторов составит 0,5% в 2005 году и 1,7% 2006 году. Факторный анализ общей рентабельности показал что в связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность в 2005 году возросла на 1,79%, а в 2006 году возросла на 5,15%. Увеличение фондоотдачи привело к росту общей рентабельности в 2005 году на 0,9 %. Уменьшение фондоотдачи привело к падению общей рентабельности в 2006 году на 1,34 %. За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2005 году возросла на 6,46 %, а году возросла на 4,2 %. Общее влияние всех факторов составит: 9,15% - в 2005 году и 8,01% - в 2006 году.