Планирование рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и применение их в планировании деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды рентабельности;
- рассмотреть систему показателей рентабельности предприятии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и виды рентабельности 6
1.2 Система показателей рентабельности предприятия 9
1.3 Факторы влияющие на рентабельность работы предприятия 14
2 ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА
ОАО «ЛИВГИДРОМАШ» 19
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Ливгидромаш» 19
2.2 Анализ рентабельности работы ОАО «Ливгидромаш» 25
2.3 Факторный анализ рентабельности работы предприятия 28
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 35
3.1 Увеличение прибыли и рентабельности за счет повышения
объема реализации 35
3.2 Увеличение прибыли и рентабельности за счет снижения
себестоимости 38
3.3 Снижение издержек при организации производства методом «точно
вовремя». 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Бухгалтерский баланс. Форма №1. 2004 -2006 год 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Отчёт о прибылях и убытках. Форма №2.
2004 - 2006 год.

Файлы: 1 файл

Курсовик 3.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

 

Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

 

             Рп = (В – С – КР – УР)/В*100% = Пр/В*100%                         (9)

 

На протяжении исследуемого периода видна тенденция увеличения рентабельности продаж, а именно в 2005 году она увеличилась на 0,21 по сравнению с 2004, в 2006 году на 1,08 по сравнению с 2005 годом. что свидетельствует о стабильной работе предприятия. Это объясняется увеличением прибыли  в отчетных годах.

По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом.

Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле

 

                    РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ),                                            (10)

 

где ПБАЛ   - балансовая прибыль по предприятию, тыс. руб.

      ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб.

                 ФОБ - среднегодовая стоимость оборотных средств.

 

Таблица 4 – Анализ общей рентабельности.

№ п/п

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

2004г.

2005г.

2006 г 

1.

Балансовая прибыль

Тыс.руб.

121373

 

160201

 

217197

 

2.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Тыс.руб.

91820

 

109280

 

145939

 

3.

среднегодовая стоимость оборотных средств

Тыс.руб.

225808

 

233841

 

251659

 

4.

Уровень общей рентабельности

%

38,21

46,69

54,62

 

Рассматривая общую рентабельность так же видна четкая тенденция увеличения данного показателя, а именно в 2005 году она увеличилась на 8,69% по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году на 7,93% по сравнению с 2005 годом. Это можно объяснить более быстрым ростом балансовой прибыли по сравнению с ростом стоимости фондов предприятия.

Таким образом анализ рентабельности предприятия включает: анализ рентабельности производства; анализ рентабельности реализации; анализ рентабельности предприятия. По всем рассмотренным показателям наблюдается тенденция роста за рассматриваемый период, что свидетельствует о благоприятной деятельности предприятия

 

 

2.3 Факторный анализ рентабельности работы предприятия

 

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства   и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельно­сти предусматривает разложение исходных формул расчета пока­зателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Рассмотрим влияние факторов на рентабельность продаж при помощи таблицы 3. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

 

         Рпв = (В1 – Со – КРо )/В1 – (Во – Со – КРо)/Во*100%              (11)

 

где В1 и Во – отчетная и базисная выручка;

        С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;

        КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;

 

Рпв 05 = (909827 – 592495 - 16589) / 909827 - (713863 - 592495 -16589) / 713863]*100

Рпв 05= (0,33 – 0,14)*100 = 19%

В связи с ростом выручки от реализации в 2005 году рентабельность выросла на 19 %.

Рпв 06 = (1130432 - 749626 - 24689) / 1130432 - (909827 - 749626 - 24689) / 909827]*100

Рпв 06= (0,315 – 0,148)*100 = 16,7%

В связи с ростом выручки от реализации в 2006 году рентабельность выросла на 16,7%

Влияние изменения себестоимости продукции:

 

        Рпс = (В1 – С1 – КРо)/В1 – (В1 – Со – КРо)/В1*100%                   (12)

 

Рпс05 = (909827 – 749626 – 16589) / 909827 - (909827 – 592495 - 16589) / 909827*100% = -17,85%

Повышение себестоимости продукции в 2005 году привело к снижению рентабельности продаж на 17,85%

Рпс06 = (1130432 – 913235 – 24689) / 1130432 - (1130432 – 749626 - 24689) / 1130432*100% = -14,5%

Повышение себестоимости продукции в 2006 году привело к снижению рентабельности продаж на 14,5%

Влияние изменения коммерческих расходов:

 

       Рпкр = (В1 – С1 – КР1)/В1 – (В1 – С1 – КРо)/В1*100%                 (13)

 

Рпкр05= (909827 – 749626 – 24689)/ 909827 - (909827 -749626 -16589)/ 909827 *100% = -0,9%

За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж в 2005 году снизилась на 0,9%.

Рпкр06= (1130432 – 913235 – 36702) / 1130432 - (1130432 -913235 -24689)/ 1130432 *100% = -1,1%

За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж в 2006 году снизилась на 1,1 %.

 

Общее влияние всех факторов составит:

Рпобщ = 19 - 17,85 - 0,9 = 0,25 % в 2005 году

Рпобщ = 16,7 -14,5 -1,1 = 1,1% в 2006 году

 

Факторный анализ рентабельность производства продукции определяем методом цепных подстановок

 

                               Рпр = (Птп/Sтп)х100%                                              (14)

 

                              Птп = Qтп – Sтп,                                                        (15)

 

где Qтп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

 

                            Р пр = (Qтп – Sтп /Sтп)                                                 (16)

 

Влияние фактора изменения объема реализации определя­ется расчетом

 

                            Ротп = (Qтп1 – Sтп0 /Sтп0) - (Qтп0 – Sтп0 /Sтп0)      (17)

 

Ротп05 = (909827 – 592495 /592495) - (713868 – 592495 /592495) = 33,1%

Влияние изменения объема в 2005 году составляет 33,1%

Ротп06 = (1130435 - 749625 / 749625)-(909827 – 749625 /749625) = 29,5%

Влияние изменения объема в 2006 году составляет 29,5 %

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

                          РSтп = (Qтп1 – Sтп1 /Sтп1) - (Qтп1 – Sтп0 /Sтп0)            (18)

 

РSтп05 = (909827 - 749626/749626)- (909827 – 592495/592495) = -32,6%

Влияние изменения себестоимости составит - 32,6% в 2005 году

РSтп06 = (1130435–913235/913235) - (1130435 –749626/749626) = - 27,8%

Влияние изменения себестоимости составит - 27,8% в 2006 году                           

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

2005 = 33,1% - 32,6% = 0,5%

2006 = 29,5 % - 27,8% = 1,7%

              Проведем факторный анализ общей рентабельности             

На основании балансовой отчетности и технико-экономических показателей (Приложение__)

 

Таблица 5 - Исходные данные для факторного анализа общей рентабельности

Наименование показателей

Един. изм.

Значение показателей

2004

2005 г 

2006г

1

2

3

4

5

6

1

Балансовая прибыль ПБАЛ

Тыс. руб.

121373

 

160201

 

217197

 

2

Объем реализованной продукции QP

Тыс. руб.

698312

 

883147

 

1098065

 

3

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов   ФОСН

 

Тыс. руб.

91820

 

109280

 

145939

 

4

среднегодовая стоимость оборотных средств ФОБ

Тыс. руб.

225808

 

233841

 

251659

 

5

Фондоотдача основных производственных фондов

QP / ФОСН

Руб. / руб.

7,60

8,08

7,52

6

Фондоемкость ФОСН / QP

 

Руб. / руб.

0,13

0,12

0,13

                  Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7

Количество оборотов нормируемых оборотных средств QP / ФОБ

Число оборотов

3,09

3,78

4,36

8

Коэффициент закрепления оборотных средств ФОБ / QP

Доли единиц

0,32

0,26

0,23

9

Прибыль на 1 руб. реализованной продукции

ПБАЛ / QP

Руб. / руб.

0,17

0,18

0,197

10

Уровень общей рентабельности

%

38,21

46,69

54,62

 

Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения:

Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов

П1 и П0 – прибыль на 1 руб. РП в отчетном и базовом периоде

Е1 и Е0 – фондоемкость в отчетном и базовом периоде

К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде.

1.      Определяем влияние прибыльности:

 

                            Р1 = П1 / (Е0 + К0)*100 – Р0 ;                                (19)

                     

      Р105= 0,18/(0,13+0,32)*100 - 38,21= 1,79%                

В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность в 2005 году возросла на 1,79%

      Р106= 0,197/(0,12+0,26)*100 - 46,69 = 5,15%                

В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность в 2006 году возросла на 5,15%

2. Определяем влияние фондоотдачи:

 

                      Р2 = П1 / (Е1 + К0)*100 – П1 / (Е0 + К0)*100;             (20)

 

Р205= 0,18/(0,12+0,32)*100 - 0,18/(0,13+0,32)*100 = 0,9 %

Увеличение фондоотдачи привело к росту общей рентабельности в 2005 году на 0,9 %

Р206= 0,197/(0,13+0,26)*100 - 0,197/(0,12+0,26)*100 = -1,34 %

Уменьшение фондоотдачи привело к падению общей рентабельности в 2006 году на 1,34 %

3.      Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств:
        

                 Р3 = П1 / (Е1 + К1)*100 – П1 / (Е1 + К0)*100;                  (21)

 

Р305=0,18/(0,12+0,26)*100-0,18 /(0,12+0,32)*100 = 6,46 %

За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2005 году возросла на 6,46 %

Р306=0,197/(0,13+0,23)*100-0,197/ (0,13+0,26)*100 = 4,2 %

За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2006 году возросла на 4,2 %

Общее влияние всех факторов составит:

РОБЩ = 1,79 +0,9 +6,46 = 9,15% - в 2005 году

РОБЩ = 5,15 -1,34 + 4,2 = 8,01% - в 2006 году

Таким образом при проведении факторного анализа рентабельности продаж было выявлено что в связи с ростом выручки от реализации в 2005 году рентабельность выросла на 19 %, а в 2006 году рентабельность выросла на 16,7%. Повышение себестоимости продукции в 2005 году привело к снижению рентабельности продаж на 17,85%, а в 2006 году привело к снижению рентабельности продаж на 14,5%. За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж в 2005 году снизилась на 0,9%, а в 2006 году снизилась на 1,1 %. Общее влияние всех факторов составит 0,25 % в 2005 году и 1,1% в 2006 году. Факторный анализ рентабельность производства продукции показал что влияние изменения объема реализации в 2005 году составляет 33,1%, а в 2006 году составляет 29,5%. Влияние изменения себестоимости составит (-32,6%) в 2005 году и (- 27,8%) в 2006 году. Общее влияние всех факторов составит 0,5% в 2005 году и 1,7% 2006 году. Факторный анализ общей рентабельности показал что в связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность в 2005 году возросла на 1,79%, а в 2006 году возросла на 5,15%. Увеличение фондоотдачи привело к росту общей рентабельности в 2005 году на 0,9 %. Уменьшение фондоотдачи привело к падению общей рентабельности в 2006 году на 1,34 %. За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2005 году возросла на 6,46  %, а году возросла на 4,2 %. Общее влияние всех факторов составит: 9,15% - в 2005 году и 8,01% - в 2006 году.

Информация о работе Планирование рентабельности предприятия