Планирование рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и применение их в планировании деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды рентабельности;
- рассмотреть систему показателей рентабельности предприятии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и виды рентабельности 6
1.2 Система показателей рентабельности предприятия 9
1.3 Факторы влияющие на рентабельность работы предприятия 14
2 ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА
ОАО «ЛИВГИДРОМАШ» 19
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Ливгидромаш» 19
2.2 Анализ рентабельности работы ОАО «Ливгидромаш» 25
2.3 Факторный анализ рентабельности работы предприятия 28
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 35
3.1 Увеличение прибыли и рентабельности за счет повышения
объема реализации 35
3.2 Увеличение прибыли и рентабельности за счет снижения
себестоимости 38
3.3 Снижение издержек при организации производства методом «точно
вовремя». 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Бухгалтерский баланс. Форма №1. 2004 -2006 год 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Отчёт о прибылях и убытках. Форма №2.
2004 - 2006 год.

Файлы: 1 файл

Курсовик 3.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

В рыночных отношениях значительно расширяется применение показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельнос­ти предприятий и фирм. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержа­нию используемых исходных показателей прибыли и затрат.

В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты.

Рентабельность товарооборота или продаж, характеризующая от­ношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее произ­водство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе мо­жет быть величина общей или чистой прибыли от реализации това­ров и услуг, а в знаменателе производственные издержки или себес­тоимость реализованной продукции:

 

Рт = Пр / Срп                                                                                              (5)

 

где Рт - рентабельность товарооборота;

      Пр - общая прибыль от ре­ализованной продукции;

     Срп - производственная себестоимость ре­ализованной продукции.

Применение показателя рентабельности продаж служит своего рода индикатором цено­образования на новые товары и услуги. В зарубежной практике счи­тается, что для установления продажной цены изделия необходимо к общим производственным издержкам прибавить фиксированную надбавку, или маржу, исчисляемую как доля товарооборота. Эта надбавка должна обеспечивать каждой фирме не только покрытие всех издержек, но и получение нормальной прибыли или дохода. При этом, однако, следует иметь в виду, что величина этой плановой тео­ретически нормальной прибыли и фактически получаемая величина дохода очень редко совпадают в практической деятельности предпри­ятий и фирм. Кроме того, устанавливаемая компанией норма прибы­ли очень часто определяется рыночными требованиями, а не выбира­ется произвольно.

Рентабельность собственных средств или капитала, определяющая соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высше­го руководства одним из главных критериев эффективности компании. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения деятель­ности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно предста­вить формулой

 

Рк = Пч/К*100                                                                                                  (6)

 

где Рк — рентабельность собственного капитала;

       Пч — чистая при­быль от продажи продукции;

        К — стоимость собственного капитала,

Рентабельность основных производственных фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основного капитала. Этот показатель служит для сопоставления эф­фективности использования основного капитала или производствен­ных фондов в отдельных корпорациях и отраслях промышленности При определении рентабельности основного капитала предприятн1 можно использовать соотношение общей или чистой прибыли к стоимости производственных фондов с учетом затрат по долгосрочной задолженности, поскольку данный показатель находится по отношению ко всем основным фондам. В общем случае рентабельность основных фондов предприятия можно выразить формулой

 

Рф = Пб/Фо*100                                                                                                   (7)

 

где Рф - рентабельность основных производственных фондов;

       Пб - балансовая прибыль предприятия;

       Фо - среднегодовая стоимости основных фондов

 

Рентабельность всех активов, показывающая отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность фирмы или предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в их распоряжении совокуп­ных активов. При расчете этого показателя в числитель можно под­ставлять общую прибыль, а в знаменатель - среднегодовую стои­мость основного и оборотного капитала с учетом имеющихся матери­альных запасов и других наличных ценностей [12].

При анализе рентабельности производства отечественных предприятий, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применяться показате­ли активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвиднос­ти, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии. Планирование основных финансовых по­казателей деятельности фирм и предприятий предполагает в свою очередь активное и творческое решение экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:

- выбор показателей, необходимых для осуществления стратеги­ческих и текущих задач;

- расчет основных финансовых показателей, характеризующих степень эффективности производства и состояние финансов пред­приятия;

- сравнение расчетных показателей с соответствующими корпо­ративными, отраслевыми, национальными и мировыми их значени­ями в текущем, отчетном или плановом периоде и за другие годы;

- использование полученных показателей при составлении фи­нансовых планов предприятия и его подразделений и выборе страте­гии и тактики их будущего развития [9].

Таким образом показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Показатель рентабельности производства более объективно отра­жает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов про­дукции, товаров и услуг. В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты: рентабельность товарооборота или продаж, рентабельность собственных средств или капитала, рентабельность основных производственных фондов, рентабельность всех активов.

 

 

1.3 Факторы влияющие на рентабельность работы 
                               предприятия.          
 

В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Рассмотрим данные факторы на  рисунке 1.Рассмотрение факторов влияющих на уровень рентабельности дает возможность воздействовать на них с целью улучшения финансовых результатов деятельности предприятия. Данные факторы можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Производственные факторы делятся в свою очередь на средства туда, предметы труда и  трудовые ресурсы.

Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия,  которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятие целей и задач, т.е.  внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Факторы влияющие на уровень рентабельности

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся :

- изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

- изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака  и отходов в объеме выпускаемой продукции;

- изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

- повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

- использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

- повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.

Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5) [6]. 

Таким образом в течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные.

Информация о работе Планирование рентабельности предприятия