Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение планирования на предприятии, исследование стратегического, текущего и оперативного планирования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В первом разделе курсовой работы рассмотрим общую характеристику планирования, т.е дадим определение, что такое планирование, какие выполняет задачи, цели.
Второй раздел будет посвящен стратегическому планированию. В нем рассмотрим понятие и процесс стратегического планирования.
Третий раздел направлен на изучение текущего планирования, определим понятие и назначение текущего планирования, также рассмотрим его формы.
Введение......................................................................................................3
1. Общая характеристика планирования............................................5
2. Стратегическое планирование...........................................................8
2.1. Понятие и назначение стратегического планирования....................8
2.2. Процесс стратегического планирования...........................................10
3. Текущее планирование.......................................................................17
3.1. Понятие и назначение текущего планирования...............................17
3.2. Годовой план предприятия, как форма текущего планирования...18
3.3. Бюджет, как форма реализации текущих планов.............................20
4. Оперативное планирование...............................................................22
4.1. Понятие и функции оперативного планирования............................22
4.2. Системы оперативного планирования..............................................23
4.3. Этапы оперативного планирования..................................................25
Заключение...............................................................................................27
Список использованной литературы...
Дальнейший процесс стратегического планирования показан на схеме 1 (с.29)
На этой
схеме видно, что процесс
Анализ среды считается исходным процессом стратегического планирования, т.к. он является базой для определения миссии и целей фирмы. После анализа среды можно переходить к формированию миссии организации, которая выражает смысл ее существования, ее предназначение. Далее идет процесс разработки целей и задач.
В соответствии с темпом роста, различают цели:
- быстрого роста, которая связана с огромным риском, и ставить перед собой эти цели могут только те организации, которые обладают достаточным потенциалом, необходимыми ресурсами, доскональным знанием рынка.
- стабильного роста, где цели направлены на сохранение уже достигнутых позиций в отрасли.
- цель сокращения ставится, когда организация по ряду причин вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом.
Требования, предъявляемые к целям:
- достижимость:
цели должны быть
- гибкость, в случае изменений во внешней среде;
- измеримость, для возможности оценить, была ли достигнута цель;
- конкретность: необходимость установления сроков достижения целей и определение ответственного лица, которое будет заниматься их реализацией;
- совместимость:
долгосрочные цели должны
Основная задача при стратегическом планировании — адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся. Реализация целей организацией невозможна также без концентрации ресурсов и усилий на наиболее важных участках, без эффективной внутренней координации деятельности. Для этого нужно четко представлять ситуацию внутри организации, се слабые и сильные стороны и активные силы.
При анализе
внешней среды, прежде всего
обращают внимание на
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности, руководство переходит к анализу внутренней среды. Этот анализ позволяет оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
После оценки
опасностей и возможностей
Существует три вида стратегий:
1. Преимущество в издержках, в результате чего компания может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка.
2. Дифференциация, предприятия, с таким типом стратегии должны иметь хорошую систему обеспечения высокого качества продукции.
3. Фокусирование, в этом случае, предприятие должно строить свою деятельность исходя из запросов клиента, а не рынка в целом.
В зависимости от своего положения на рынке компания может принимать одну из нескольких конкурентных стратегий. Стратегия лидера рынка используется для удерживания лидирующего положения путем расширения спроса, защиты текущей доли на рынке и расширения рынка. Стратегия рыночного вызова используется компанией, находящейся на втором месте, для достижения лидерства с помощью скидок в цене, обновления продукции и избирательного продвижения. Стратегия рыночной ниши используется компанией, заинтересованной в небольшом специализированном рынке, который более крупные компании не могут заметить или заменить.
Выделяют
четыре группы эталонных
1. Стратегии концентрированного роста:
- стратегия усиления позиций на рынке, завоевание лучших позиций на рынке;
- стратегия развития рынка, поиск новых рынков для уже производимого продукта;
- стратегия развития продукта, производство нового продукта.
2. Стратегии интегрированного роста, направленные на изменения положения предприятия внутри отрасли:
- стратегия
обратной вертикальной
- стратегия
вперед идущей вертикальной
3. Стратегии диверсифицированного роса, реализуются в том случае, если предприятия не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:
- стратегия
центрированной диверсификации, заключающаяся
в производстве новой
- стратегия горизонтальной диверсификации, предполагает производство нового продукта с использованием новой технологии;
- стратегия
конгломеративной
4. Стратегии сокращения:
- стратегия ликвидации, вызвана тем, что фирма не может вести дальнейший бизнес;
- стратегия
«сбора урожая» ,максимальное
получение доходов в
- стратегия сокращения, продажа одного бизнеса, не приносящего дохода, для получения средств на развитие более перспективного дела;
- стратегия сокращения расходов, уменьшение издержек и сокращение затрат.
На практике
предприятие может
Далее следует этап выбора и формирования стратегии.
При выборе стратегии
нужно учитывать следующие
1. Потенциал предприятия,
организация должна стремиться
к максимальному использованию
возможностей, связанные с их
положением и стараться
2. Финансовые ресурсы,
любые изменения в
3. Интересы и отношение
высшего руководства,
4. Степень зависимости от внешней среды, бывают ситуации, когда фирма зависит от поставщиков или покупателей и она не может сделать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала.
После выработки стратегии необходимо установить, соответствует ли она потенциалу и возможностям фирмы. Если в процессе разработки стратегии были допущены ошибки, то лишь умелое руководство может привести к успеху и спасти ее от банкротства.
После выбора стратегии ее необходимо реализовать и оценить. Реализация стратегии происходит с помощью разработанных планов и ориентиров:
- тактики,
представляющей собой
- политики, представляющей общие ориентиры для действий и принятия решений;
- процедур, предписывающих действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации;
- правил, точно указывающих,
что следует делать в
Традиционно
под реализацией стратегии
И, наконец, после
определения порядка
Исходя
из анализа стратегического
В завершение
следует отметить, что главным
условием эффективного
3. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Понятие и назначение текущего планирования
В настоящее время большинство предприятий в своей деятельности ориентируется на достижение быстрых и конкретных результатов, поэтому главную роль здесь играет текущее планирование. Целью такого планирования является обеспечение бесперебойной и сбалансированной работы предприятия.
Текущее
планирование осуществляется
Главная задача текущего планирования – разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов, а именно:
- производства;
-
движение запасов готовой
- сметы расходов;
- рекламных мероприятий;
- реализации прибыли;
- капитальных вложений;
- исследований и разработок;
- финансового плана;
- планов по сырью и труду.
Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые). Такие планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и краткосрочных планах. Например, календарные планы производства составляют на основе сведений о наличии заказов. Обеспеченности их материальными ресурсами, степени нагрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа.
Следует
отметить расходы производства,
предусматриваемые в
-
реконструкция имеющихся
- замена оборудования;
- сооружение новых предприятий;
- обучение рабочей силы.
Так
как текущее планирование, тесно
связано с планами различных
партнеров и поставщиков. То
эти планы либо
3.2. Годовой план предприятия, как форма текущего планирования.
Основная форма текущего планирования – годовой план. На предприятиях определяется себестоимость по элементам и статьям затрат, планируются выручка от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.
Составлением
годового плана занимается
Содержание годового плана:
- производственную программу по номенклатуре и объему производимых товаров и услуг;
-
план по труду (численность
персонала, фонд заработной
- план по себестоимости;
- организационно – технический план цеха (организационные мероприятия подразделения и пр.)
Имеют место и показатели годового плана:
Информация о работе Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное