Планирование и управление НИР

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 08:23, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить процесс планирования и управления научными исследованиями.
Задачи:
• Раскрыть особенности планирования научных исследований;
• Изучить особенности управления научными исследованиями в России.

Оглавление

Введение
1. Планирование научно – исследовательской работы
2. Управление научными исследованиями в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Планирование и управление НИР М..doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Планирование научно – исследовательской работы

2. Управление научными исследованиями в России

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Начало нашего века совпало  с развертыванием цепи событий, приведших  к явлению, которое мы сейчас называем научно-технической революцией (НТР).

Ныне проблемам НТР  уделяется много внимания, о них  охотно пишут и спорят. Правда, споры  больше идут о хронологии и относительной  важности различных достижений. Этот отнюдь не главный аспект проблемы. Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное значение достижениям в области атомной энергетики, на нашу жизнь оказывает большое влияние процесс автоматизации производства и управления. Все это так. Но великие открытия были всегда, в любую эпоху развития науки. И каждый раз не менее значительные для своего времени. То, что наиболее типично именно для эпохи современной НТР, неразрывно связано с превращением науки в производительную силу общества.

Сейчас каждое государство  в структуру своей стратегической доктрины - основных принципов развития общества - включает вопросы научно-технического прогресса (НТП).

В настоящее время  не только сам процесс открытий и  не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически  реализуемой формы, но и процесс  передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.

Цель работы: изучить  процесс планирования и управления научными исследованиями.

Задачи:

  • Раскрыть особенности планирования научных исследований;
  • Изучить особенности управления научными исследованиями в России.

 

1. Планирование  научно – исследовательской работы

 

Планирование научно-исследовательской  работы имеет важное значение для  ее рациональной организации.

Научно-исследовательские  организации и образовательные  учреждения разрабатывают планы работы на год на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных заказчиками. Например, при планировании научных исследований уголовно-правового, уголовно-процессуального, криминалистического и криминологического характера научно-исследовательские учреждения МВД, Минюста, Генеральной прокуратуры РФ, других министерств, комитетов и служб должны были учесть мероприятия, содержащиеся в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, в специальных федеральных целевых программах, посвященных, в частности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Аналогичные программы приняты и субъектами РФ.1

Научная работа кафедр учебных  заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Профессора, преподаватели  и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуальным планам.

Планируется и научно-исследовательская  работа студентов. Планы работы учебных  заведений и кафедр могут содержать  соответствующий раздел о НИРСе. По планам работают студенческие научные  кружки и проблемные группы.

В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по темам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения. При подготовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций разрабатываются планы-проспекты этих работ.

Рабочая программа –  это изложение общей концепции  исследования в соответствии с его  целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического  и процедурного.

Методологический раздел включает:

1) формулировку проблемы  или темы;

2) определение объекта и предмета исследования;

3) определение цели  и постановку задач исследования;

4) интерпретацию основных  понятий;

5) формулировку рабочих  гипотез.

Формулировка проблемы (темы) – это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема – это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. К таким проблемам можно отнести недостаточную эффективность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др.

Научная (гносеологическая) проблема – это противоречие между  знаниями о потребностях общества и  незнанием путей и средств  их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой является разработка теоретических основ борьбы с организованной преступностью.

Определение объекта  и предмета исследования. Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом – основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, виктимологические факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.

Определение цели и задач  исследования. Цель исследования –  это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Например, в докторской диссертации М.П. Клейменова, посвященной уголовно-правовому прогнозированию, сформулированы следующие цели и задачи. Научная цель – создание теоретических основ уголовно-правового прогнозирования. Прикладная цель – прогностическое обоснование концепции уголовно-правовой борьбы с преступностью, уголовного правотворчества и правоприменительной деятельности. Этим целям соответствуют задачи: 1) определение предмета уголовно-правового прогнозирования; 2) разработка методологии и характеристика методики прогнозирования; 3) раскрытие механизма прогнозирования; 4) установление роли и значения прогнозирования в уголовном правотворчестве; 5) разработка предложений по совершенствованию уголовно-правового регулирования и др.

Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение  значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация  понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями. Например, понятие «юридическая ответственность» имеет десятки определений. Поэтому требуется решить, какое из них можно употребить в данном исследовании.

Эмпирическая интерпретация  – это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие  – это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить. Предположим, изучается практика квалификации хищений по признаку «с причинением значительного ущерба гражданину». Какое содержание вкладывается в понятие значительного ущерба гражданину? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить эмпирическое значение названного понятия.

Формулировка рабочих  гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Процедурный раздел рабочей  программы включает:

1) принципиальный план  исследования;

2) изложение основных  процедур сбора и анализа эмпирического  материала.2

Конкретное научное  исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные.

Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.

Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана – определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

В процедурной части  программы обосновывается выбор  методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: а) эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования; б) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; в) простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

Студенты вузов рабочие  программы научных исследований не разрабатывают, но планы подготовки учебных работ они составлять обязаны. План магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы должен содержать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), и заключение. Он может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.

При составлении плана  следует стремиться, чтобы: а) вопросы  соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы  темы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования; г) тема была исследована всесторонне.

План не является окончательным  и в процессе исследования может  меняться, т.к. могут быть найдены  новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.

Чтобы упорядочить основные этапы научно-исследовательской  работы в соответствии с планом (программой) исследования, календарными сроками, материальными  затратами, составляется рабочий план (планграфик) выполнения работ.

Студент должен уметь  так выстроить логическую очередность  выполнения работ, чтобы она в  установленные сроки привела  к достижению поставленной цели и  решению научной задачи. В работе необходимо выделить главное, на чем  следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали. «Научиться не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования, – это очень важное качество ученого».3

научный исследовательский работа гипотеза

2. Управление  научными исследованиями в России

 

Законодательную основу регулирования отношений между  субъектами научной и научно-технической  деятельности, органами власти и потребителями  научной и научно-технической  продукции образует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно технической политике»1. Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

- гарантии приоритетного  развития фундаментальных научных исследований;

- интеграции научной,  научно-технической и образовательной  деятельности на основе различных  форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов государственной власти;

- поддержки конкуренции  и предпринимательской деятельности  в области науки и техники;

- развития научной,  научно-технической и инновационной  деятельности посредством создания  системы государственных научных центров и других структур;

- концентрации ресурсов  на приоритетных направлениях  развития науки и техники;

- стимулирования научной,  научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

Информация о работе Планирование и управление НИР