Планирование и пути повышения финансовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы, выполняемой по теме «Планирование и пути повышения финансовых результатов предприятия», является изучение теоретических основ планирования прибыли, а также приобретение практических навыков определения путей повышения прибыли и расчета плановых значений финансовых результатов предприятия.
Основными задачами данной работы являются:
изучение теоретических основ планирования финансовых результатов предприятия
проведение расчета плановых значений финансовых результатов
рассмотрение анализа и путей повышения финансовых результатов предприятия

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...5
Теоретические основы планирования финансовых результатов предприятия……6
1.1 Сущность и виды финансовых результатов предприятия…………………………6
1.2 Пути повышения финансовых результатов предприятия…………………………11
1.3 Обзор современных методов планирования прибыли…………………………….14
Расчет плановых значений финансовых результатов……………………………...17
2.1 Расчет потребности в материальных ресурсах ……………………………………17
2.2 Расчет потребности в основных средствах и сумм амортизационных отчислений…….21
2.3 Расчет потребности в трудовых ресурсах и средствах на оплату труда………....25
2.4 Расчет затрат на производство и реализацию продукции………………………...29
2.5 Расчет доходов и финансовых результатов предприятия…………………………32
Анализ и пути повышения финансовых результатов предприятия………………36
3.1 Анализ финансовых результатов предприятия……………………………………39
3.2 Пути повышения финансовых результатов предприятия…………………………39
Заключение……………………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………………42
Приложения………………………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 134.65 Кб (Скачать)

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой разницу  между выручкой от реализации продукции  без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции.

Выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание) вместо категории "выручка от реализации продукции" используется категория "товарооборот". Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина "выручка" зачастую используют термин "валовой доход". Однако это очень широкая трактовка данного термина. Валовой доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании - сумма торговых набавок (скидок) и наценок.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также  других затрат на ее производство и  реализацию. Полная характеристика состава  всех затрат, входящих в себестоимость, приводится в Положении о составе  затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552. Затраты, входящие в себестоимость по экономическому содержанию группируются по следующим  элементам:

. материальные  затраты (за вычетом стоимости  возвратных отходов);

. затраты  на оплату труда;

. отчисления  на социальные нужды;

. амортизация  основных фондов;

. прочие  затраты.

 Хозяйствующие субъекты, в т.ч. получившие убыток, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с нормируемой величиной уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов.[3,4]

Исходя  из приведенных положений, можно  сделать вывод о том, что прибыль  является важным экономическим показателем  деятельности предприятия, регламентирующим различные направления его деятельности.

 

 

1.2 Пути  повышения финансовых результатов  предприятия

 

На формирование финансовых результатов предприятия  влияют следующие факторы:

  1. Цена продукции
  2. Объем реализации продукции
  3. Себестоимость готовой продукции
  4. Ассортимент и номенклатура выпускаемой продукции

1. Объем  реализации продукции.

При увеличении объема продаж прибыль растет за счет снижения доли постоянных расходов. При  достижении равновесия спроса и предложения  размер прибыли стабилизируется  и некоторое время остается на неизменном уровне. Такое положение  может сохраняться довольно долго  при отсутствии угрозы со стороны  конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии  конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность  начинает снижаться.

При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности  предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или  же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая жизненный цикл продукции, предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли, чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности. Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятной конъюнктуре, повысить его. [7]

2. Снижение  затрат на производство и реализацию  продукции является одним из  основных условий соблюдения  режима экономии. Поэтому на каждом  предприятии их размер планируется и увеличивается как в целом, так и в разрезе отдельных статей. Планирование себестоимости промышленной продукции осуществляется в зависимости от характера выпускаемой продукции. Снижение затрат на производство и реализацию продукции имеет большое значение. Во-первых, это один из существенных резервов интенсификации производства. За счет экономии сырья, материалов, топлива, энергии и затрат живого труда можно выпустить значительное количество дополнительной продукции.

Во-вторых, снижение себестоимости (при сохранении тех же цен на готовую продукцию), ведет к увеличению прибыли предприятий  и росту рентабельности.

В-третьих, сокращение затрат на производство единицы  изделия является материальной основой  для снижения цен на промышленную продукцию, которое приводит к сокращению издержек производства в других отраслях, уменьшению затрат на капитальные вложения и в то же время создает условия  для понижения различных цен  на товары массового потребления.

В-четвертых, сокращение затрат на производство и  реализацию продукции приводит к  ускорению оборачиваемости оборотных  средств.

Основными резервами снижения себестоимости  промышленной продукции являются:

  • Систематическое уменьшение затрат живого труда на единицу продукции на основе научно-технического прогресса;
  • Улучшение использования основных производственных фондов и увеличение в связи с этим выпуска продукции на каждый рубль основных фондов;
  • Рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии и сокращение затрат на единицу изделия без снижения качества продукции;
  • Сокращение потерь от брака и ликвидация непроизводственных расходов;
  • Сокращение расходов по сбыту продукции. [5]

3.Ассортимент  и номенклатура выпускаемой продукции

Повышение качества продукции, дизайна, техническое  усовершенствование и другие приемы поддержания спроса на продукцию  требуют дополнительных затрат и  потому также должны применяться  задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться, или по крайней  мере сразу же, как только такая  тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого  товара может повлечь за собой  и повышение цены на нее и прибыли.

По отношению  к технологиям, видам и сферам деятельности обновление приводит к  диверсификации производства, снижению производственных издержек, внедрению  новых ресурсосберегающих технологий на более высоком научно-техническом  уровне.

Для систематизации путей повышения финансовых результатов  заполним таблицу. [7]

 

Таблица 1.1: Пути повышения финансовых результатов  предприятия

Фактор, влияющий на финансовый результат

Направление влияния

Пути повышения финансовых результатов

Цена продукции

При спросе эластичном по цене рост цены приводит к снижению прибыли

Снижение цены реализации при эластичном спросе

Объем реализации

При снижении объекта реализации происходит снижение прибыли

Увеличение объема продаж

Себестоимость готовой продукции

Увеличение себестоимости приводит к увеличению цены, а следовательно  к снижению прибыли

Снижение себестоимости (при сохранении тех же цен на готовую продукцию)

Качество продукции

Реализация некачественной продукции  приводит к снижению спроса, а следовательно  и к снижению прибыли

Повышение качества продукции


 

Т.о., можно  сделать вывод о том, что при  повышении финансовых результатов  предприятия наиболее важную роль играют такие факторы, как цена, объем  реализации, себестоимость, ассортимент  и номенклатура выпускаемой продукции.

 

 

1.3 Обзор  современных методов планирования  прибыли

 

Прибыль представляет собой превращенную форму  прибавочной стоимости, формированную  в процессе общественного воспроизводства  для удовлетворения различных интересов  предприятия и его собственника.

От правильности определения величины прибыли зависит  обеспеченность предприятия денежными ресурсами. Прибыль формируется в зависимости от учета различных видов деятельности и показателей, основными из которых являются: учет изменений объема производства, учет изменений ассортимента, учет издержек, учет цен на материалы, сырье, топливо, готовую продукцию и т.д.

К основным методам планирования прибыли от реализации продукции предприятия  относят:

  1. Метод прямого расчета
  2. Аналитический метод
  3. Совмещенный метод (комплексный)- совокупность методов 1 и 2.
  4. Нормативный метод - является основой для внедрения системы бюджетирования
  5. Факторный метод – основан на факторном анализе прибыли в зависимости от набора факторов; ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг), ритмичности выпуска и реализации продукции, качества продукции и др.
  6. Экономико-математический метод.

Рассмотрим  подробнее:

  1. Метод прямого расчета. Расчет прибыли при помощи этого метода осуществляется по каждому виду произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) по всему ассортименту. При этом в расчет принимаются следующие показатели: а) объем продаж (реализации) – количество произведенной и реализованной продукции умноженное на цену реализации. б) издержки (затраты) – полная себестоимость единицы произведенной и реализованной продукции, умноженная на их количество.
  2. Аналитический метод. Основной принцип, применяемый для расчета прибыли данным методом – это ориентация на уровень издержек и рентабельности на основе анализа деятельности предприятия за предшествующие периоды. В расчетах используются плановые, отчетные и уточненные данные. Планирование прибыли по уровню базовой рентабельности произведенной продукции осуществляется по этапам: а) рассчитывают базовую прибыль исходя из фактических отчетных данных, скорректированных на определенные изменения в отчетном (предшествующем) периоде; б) определяют процент базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции в текущем году с учетом корректировок – рассчитывается как соотношение прибыли к стоимости или прибыли к объему реализации (продаж); в) рассчитывается плановый объем произведенной и реализованной продукции в денежном выражении на планируемый год; г) рассчитывается прибыль от реализации с учетом базовой рентабельности: объем умножается на базовый объем рентабельности; д) полученная величина прибыли корректируется на сумму прибыли, полученную от производства и реализации тех видов продукции, прибыль по которым рассчитывалась методом прямого расчета.
  3. Совмещенный (комплексный) метод. Этот метод применяется в тех случаях, когда на предприятии выпускают сравнимую продукцию, для которой применяется аналитический метод расчета прибыли, и несравнимую продукцию, для которой применяется метод прямого расчета. Аналитический метод применяется для проверки или сравнения.
  4. Нормативный метод (метод бюджетирования). Применяется в том случае, если возможно установить нормы и нормативы расходования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) по центрам ответственности организации предприятия. Этот метод представляет собой сочетание метода прямого расчета с установлением норм и нормативов.
  5. Факторный метод. Включает следующие этапы планирования величины прибыли: а) определение базовых показателей отчетного периода – валовой прибыли; прибыли от реализации продукции, прочих доходов и расходов; себестоимости продукции, величины структурных элементов себестоимости и др. б) определение плановых показателей хозяйственной деятельности предприятия – роста объема производства и реализации продукции; снижения себестоимости, изменения прочих доходов и расходов и т.д. в) определение индексов инфляции: цен на выпускаемую и реализуемую продукцию; цен на потребляемые материальные ресурсы; цен на потребляемые трудовые ресурсы; г) определение индексов по др. изменениям, в том числе амортизационных отчислений, прочих затрат. Принцип расчетов состоит в том. Что основная сумма прибыли рассчитывается любым методом планирования прибыли, а затем производится ее корректировка на инфляционные ожидания и др. изменения.
  6. Экономико–математический метод. Этот метод применяется только в крупных или сверхкрупных предприятиях, где есть возможность использования большой учетной информационной базы, вычислительной техники и компьютерных программ. Показатели плановой прибыли используются в расчете критических точек деятельности, точек безубыточности, финансовой прочности и независимости, самостоятельности развития предприятия и т.д. Процесс управления прибылью включает регулирование массы и динамики прибыли предприятия и моделирование безубыточной деятельности в рамках стратегических и тактических задач. Причем в расчетах может использоваться прибыль от реализации продукции и валовая прибыль. Валовая прибыль представляет сумму всех прибылей и убытков предприятия. [1]

Планирование  прибыли является важным аспектом в  деятельности предприятия, так как  от правильности определения величины прибыли зависит обеспеченность предприятия денежными ресурсами. Прибыль формируется в зависимости от учета различных видов деятельности и показателей, основными из которых являются: учет изменений объема производства, учет изменений ассортимента, учет издержек, учет цен на материалы, сырье, топливо, готовую продукцию и т.д.

 

2. Расчет  плановых значений финансовых  результатов

 

2.1 Расчет потребности в материальных ресурсах

 

Исходными данными для расчетов потребности  в материальных ресурсах служит предполагаемый объем продаж (или выпуска продукции), а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах (нормы расхода  материалов, энергоносителей, действующие  цены и тарифы, возвратные отходы, стоимость  возвратных отходов).

Затраты по основным материалам на одно изделие ведутся по каждому из используемых материалов, комплектующих:

 

, (1)

 

Цмi –  цена i-го материала за единицу, р.;

Kм-з –  коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные  расходы; Нмi – норма расхода i-го материала на изделие, кг, г, т;

Н0i –  масса возвратных отходов, кг, г, т;

Ц0i –  цена возвратных отходов, р.

Коэффициент, учитывающий транпортно-заготовительные расходы на различных предприятиях в данном случае равен 1,05

 

Таблица 1 - Затраты по основным материалам и комплектующим на одно изделие

Наименование материала

Норма расхода

Цена единицы, р.

Возвратные отходы, р.

Затраты на основные материалы и  комплектующие, р.

1

2

3

4

5

Материал 1

85

4, 5

7, 65

393, 98

Материал 2

72

7, 0

5, 18

524, 02

Комплектующие

*

*

*

170

И т о г о:

*

*

*

1088

Информация о работе Планирование и пути повышения финансовых результатов предприятия